Главная цель программы заключается в распространении национальной культуры за границей. В частности, правительство предлагает увеличить расходы на рекламу японской еды и строжайше преследовать самозванцев, которых за последнее время расплодилось немало.
Культурное завоевание
Основные правила японской кухни: высокие требования к санитарным условиям и свежести продуктов |
Самозванцами считаются рестораны и торговые точки, где не соблюдаются основные правила японской кухни: высокие требования к санитарным условиям и свежести продуктов. Особое внимание будет уделяться двум визитным карточкам японского ресторана – суши и сашими. Далеко не все знают, что для сашими требуется только самая свежая, а иногда даже живая рыба, которую нарезают толщиной с бумажный лист.
Впрочем, часть посетителей полагают, что вся японская кухня заключается в смеси сырой рыбы, риса и васаби. Принятая программа как раз и призвана разрушить этот и многие другие ошибочные стереотипы, которые, по мнению японцев, сильно дискредитируют их культуру в глазах мировой общественности.
Первые по-настоящему аутентичные японские рестораны появились в России в 1997-98 годах. Первопроходцами стали рестораны «Фудзи», «Сегун», «Sumosan». Кроме вполне закономерных проблем, связанных с завоевыванием нового рынка, владельцы ресторанов столкнулись с российской действительностью – ингредиенты, необходимые для приготовления традиционных блюд, стоили неоправданно дорого. В результате цены на японскую кухню вначале были неоправданно высоки, что, как ни странно, не сказалось на количестве клиентов – заведения стали весьма популярны.
После успешного старта японские рестораны стали появляться, как грибы после дождя, но по-настоящему качественную японскую еду готовили всего в нескольких местах. Как, впрочем, и сейчас. Дело в том, что половина успеха ресторана любой национальной кухни – это профессиональный шеф-повар. И хотя не многие могут этим похвастаться, выход все равно находят. Например, некоторые завлекают необычным антуражем с национальными символами. В результате лидирует эклектика – в Москве нет практически ни одного ресторана, целиком выдержанного в японском стиле. Другие стараются заманить клиента какой-нибудь экзотической яркой деталью. Первым из подобных «спецэффектов» стала работа повара на тэпане в ресторане «Пирамида», то есть повар готовил блюдо на глазах у клиента.
Дело вкуса
Интерьер японского ресторана "Якитория" в Москве |
С тех пор, как московские рестораторы поняли, что интерес к японской кухне – не только веяние некой моды, а вполне устойчивая тенденция, в большом количестве стали появляться суши-бары, причем не только в Москве, но и по всей России.
Как рассказали ВЗГЛЯД в пиар-службе сети «Планета Суши», рестораны сети достаточно давно существуют во многих российских городах и в столицах ближнего зарубежья - Минске, Киеве. При этом в японской кухне привлекает не только ее «модность», но и ее низкая калорийность.
Решение японского правительства будет способствовать усилению конкуренции среди рестораторов, считают в пиар-службе «Планеты». Победителями, по их мнению, выйдут те, кто наряду с богатым меню сможет предложить какие-нибудь яркие запоминающиеся штрихи, остающиеся в памяти после посещения.
Даже в «Елках-палках», специализировавшихся на традиционной русской кухне, появился небольшой набор роллов с рыбой. Директор ресторана Евгений Сидоров рассказал, что японскую часть меню ввели всего полгода назад для привлечения посетителей. «Специального повара для этого мы не нанимали, а пригласили человека, который показал нашим поварам, что и как надо делать», - рассказал Сидоров.
В Ассоциации ресторанов «Веста-Центр-Интернешнл», в которую входит известная сеть «Якитория», обратили внимание газеты ВЗГЛЯД на то, что приготовление суши требует отличного сырья и правильного приготовления, а значит, не может стоить очень дешево.
«Если ролл стоит очень дешево, рублей 20, к примеру, то возникает вопрос: а из чего его, собственно, сделали? Есть минимальная цена, чтобы продавать пищу хотя бы по себестоимости. А цены, которые предлагают некоторые доставки суши, говорят сами за себя», - рассказала сотрудница пиар-службы Екатерина Романько. По ее словам, при таком отношении никак нельзя сказать, из какой рыбы и как сделана эта еда, но можно быть уверенным, что «готовил не повар, а кустарь – настоящий профессионал ценит свою работу дороже».