А на вопрос газеты ВЗГЛЯД, как будет развиваться ситуация с памятником Железному Феликсу в том случае, если решение комиссии не совпадет с мнением москвичей, депутат Мосгордумы Крутов прямо ответил: «Им придется смириться, так же, как и с правосторонним движением, например».
Петр I на стрелке
В Москве исторически ценными памятниками признано только 150 монументов
Когда Советский Союз прекратил свое существование, вместе с ним в прошлое ушли многие наработанные схемы – в том числе и схема установления памятников. Поэтому когда в 1997 году на стрелке Обводного канала было решено установить памятник Петру I работы Зураба Церетели, общественность этой установке воспротивилась.
Инициативная группа во главе с бизнесменом Маратом Гельманом дошла с протестом до московского мэра. И тут выяснилось, что никаких соответствующих законов и норм не существует, и как решать вопрос – непонятно. Мэр Лужков создал по этому поводу комиссию, одна половина участников которой была рекомендована мэром, а другая состояла из членов инициативной группы.
Объединенная комиссия работала несколько месяцев. О том, чем эта работа закончилась, можно судить по восторженному лицу государя-реформатора, торчащего из воды в центре Москвы. Но то, что необходима организация, решающая подобные вопросы, стало очевидным, и в 2000 году начала свою работу Комиссия по монументальному искусству при Мосгордуме.
Кстати, когда создавался памятник Мухиной «Рабочий и колхозница», то установить его планировалось именно на стрелке Обводного канала, причем на высоте 34 метра – как на выставке в Париже, где скульптурная композиция в свое время достойно представляла страну Советов. Некоторые предлагали поставить памятник Мухиной после реставрации на это место, однако проект был отклонен: и место занято, да и выглядели бы двое пламенных трудящихся на фоне восстановленного храма Христа Спасителя по крайней мере двусмысленно.
Рука не поднимается
Памятник сырку «Дружба» в Москве (фото ИТАР-ТАСС) |
Однако до сих пор проблем с памятниками больше чем хотелось бы. Председатель комиссии по монументальному искусству при Мосгордуме Сергей Петров напомнил, что в Москве исторически ценными памятниками признано только 150 монументов, и за ними ухаживают представители Комитета культурного наследия столицы.
Всего же, по словам его коллеги, депутата МГД Александра Крутова, в Москве 571 памятник, посвященный историческим лицам, и около 400 – посвященных разнообразным историческим событиям. Точное количество памятников в Москве не знает никто, и справиться с этим пока не представляется возможным. «Взять, например, памятник Барону Мюнхгаузену: вся Москва его видела, а мы нет. По существу это самострой, который надо снести, хотя рука, конечно, не поднимется. Или та же «Ворона и лисица» – памятник сырку «Дружба» – тоже самострой», – заявил Крутов.
Одной из главных проблем является содержание памятника после того, как он установлен. Кто-то должен производить периодический мониторинг его состояния, при необходимости обеспечить своевременную реставрацию. Сейчас из почти тысячи московских памятников практически сохраняются только те 15%, которые попали под крыло комитета по культуре.
Для изменения ситуации Сергей Петров предложил ввести «паспортизацию» памятников, и даже показал один из пилотных паспортов на памятник Александру II. В нем было изображение памятника, сведения о тех, кто его устанавливал, сведения об авторе и времени установки. Представители Мосгордумы и примкнувший к ним Сергей Петров считают, что в ближайшем будущем памятники будут содержать префектуры – каждая будет обеспечивать уход за объектом искусства на своей территории. «Мы же все-таки общественная организация, а это надо переводить на государственную основу», – отметил Петров.
Правостороннее движение
Отвечая на вопрос журналистов, вернется ли на Лубянскую площадь памятник Железному Феликсу или же там воцарится генерал Скобелев, депутат Крутов сказал, что комиссия по монументальному искусству уже семь раз рассматривала предложения разного рода на эту тему, и все они были отклонены.
На вопрос корреспондента газеты ВЗГЛЯД, как будет развиваться ситуация в том случае, если решение компетентной комиссии не будет совпадать с мнением большого числа москвичей, Крутов прямо ответил: «Им придется смириться, так же, как и с правосторонним движением, например».
По его мнению, система установления памятников сейчас неверна. А как ее сделать лучше, он изложил специально для газеты ВЗГЛЯД: «Приходят люди с предложениями – давайте мы на деньги города поставим там-то вот такой-то памятник. Ну, им, скорее всего, откажут. А сделать надо иначе: пустить по улицам, например, того района, где собираются поставить памятник, сборщиков. Они будут подходить к жителям и спрашивать: «Вы хотели бы, чтобы у нас был памятник, скажем, Достоевскому? Тогда пожертвуйте, пожалуйста, три рубля». И средства наберутся, если памятник и правда нужен, и заодно никаких социальных волнений не будет».