По данным специалистов, водоемы региона в основном страдают от сливов нефтепродуктов и загрязнения тяжелыми металлами.
Усиленный надзор
Воду проверяют еженедельно, а пробы воздуха берут по три-четыре раза в день
Министерство природных ресурсов Российской Федерации приняло решение о реорганизации Главного управления Росприроднадзора по Центральному федеральному округу, Управления Росприроднадзора по г. Москве и Управления Росприроднадзора по Московской области. Перечисленные три управления сольются в единое – Региональное управление Росприроднадзора по ЦФО МПР России. Приказ об этом подписал руководитель Росприроднадзора МПР России Сергей Сай.
По плану новая расширенная структура за счет повышения своего статуса усилит свои позиции в надзорной сфере. Как утверждают чиновники из Росприроднадзора, в последнее время Москва и Московская область возглавили список лидеров по числу грубых нарушений природоохранного законодательства, и в первую очередь по числу самовольных захватов земель водного и лесного государственных фондов.
Теперь, когда территориальные управления усилились, со стороны центрального аппарата МПР России можно будет наладить более жесткий контроль и повысить уровень реагирования на чрезвычайные ситуации разного рода, которые время от времени возникают в столице и Московской области.
Помощник руководителя Росгидромета Наталья Ершова обратила внимание корреспондента ВЗГЛЯДа на то, что реконструкция ведомства дает надежду на спасение экологии в Московском регионе, которая пока представляет собой плачевное зрелище – об этом свидетельствуют постоянные замеры, которые проводят специалисты Росгидромета.
Воду проверяют еженедельно, а пробы воздуха берут по три-четыре раза в день. Водоемы региона в основном страдают от сливов нефтепродуктов – одно из самых неблагоприятных в этом смысле мест река Яуза и река Ока около города Серпухов. На втором месте – загрязнение тяжелыми металлами. Тут самую опасную зону установить сложно, но чаще других тревожные сигналы подают с участка реки Пахры – возле Подольска и с Клязьмы – в районе города Щелково.
Впрочем, установить самые грязные участки можно с долей относительности, поскольку статистика достаточно часто меняется.
Изменения за год
Несмотря на предупреждения экологов, жители Подмосковья и столицы купались в зараженных водоемах (фото ИТАР-ТАСС) |
Мерилом для защитников экологии является ИЗВ – индекс загрязнения вод. Всего существует четыре степени оценки загрязненности вод – от третьей степени до шестой. Для сравнения приводим свежую статистику по основным параметрам и данные за прошлый год. Итак, в этом году третьим классом качества (умеренно загрязненные воды) были отмечены реки Лама, Ока (выше Серпухова), Клязьма – верховье (до Щелкова), верховье реки Москвы (до столицы) и притоки – Дубна, Лопасня, Нара.
В прошлом году в эту номинацию попали: Москва-река близ деревни Барсуки, Звенигорода и поселка Ильинское, Ока – выше Серпухова и Каширы, Клязьма – выше Щелкова, Истра около деревни. Павловская Слобода и еще много пунктов.
Грязными водами (пятая степень загрязнения) в этом году признаны: участок реки Москвы от столицы до деревни Нижнее Мячково, от Воскресенска до самого устья реки Москвы, река Клязьма от Павловского Посада до Орехово-Зуева и река Нара. По сравнению с прошлым годом положение ухудшилось – раньше в этом списке были только реки Москва, Закза и Медвенка.
Водоемами шестой степени, то есть самыми грязными, была все та же Москва-река на участке ниже впадения реки Пехорки – в этом году к ней добавились реки Закза, Яуза, участок реки Пахры ниже деревни Нижнее Мячково и Клязьма в районе Подольска. А вот список чистых вод и в этом году, и в 2004-м не менялся ни по длине, ни по названиям. Водами второй категории можно назвать Иваньковское водохранилище и реку Осетр.
Впрочем, несмотря на все предупреждения экологов, прошедшим летом жители Подмосковья и столицы вовсю купались в зараженных водоемах. Психология – «если что и случится, то не со мной», сильнее всех предупреждений о радиоактивных сливах и щитов «Купание запрещено». При этом многие сетуют на то, что речка, мол, грязная, что с природой эти заводы творят! – и тут же пригоняют вымыть машину к реке. Машина-то – не завод, много вреда не принесет.