На прошлой неделе Владимир Путин заявил, что на федеральном уровне необходимо значительно улучшить координацию во всем, что касается местного самоуправления. Выступая в Красногорске на заседании Совета по развитию местного самоуправления, глава государства отметил: властям муниципалитетов нельзя засиживаться в кабинетах, необходимо обсуждать вопросы с рядовыми россиянами. Путин призвал создавать цифровые платформы обратной связи граждан и местных властей.
«Современные технологии позволяют быстро реагировать на повседневные проблемы жителей, отвечать на их инициативы, обращения, реагировать соответствующим образом, а значит, эффективнее и быстрее решать проблемы», – отмечал президент.
Такие форматы взаимодействия, которые «позволяют быстро реагировать на повседневные проблемы жителей», уже существуют в Москве, Московской области и Татарстане, напомнил Путин.
В середине января в послании к Федеральному собранию президент отмечал, что «сильную и благополучную Россию мы сможем построить только на основе безусловного уважения к мнению людей». Работающие онлайн-платформы, скорость и качество реакции на обращения как раз и могут стать показателем уважения к людям.
Применение цифровых технологий для получения обратной связи дает мгновенный результат. В Чувашии больше года функционирует система мониторинга соцсетей «Инцидент-менеджмент». За это время обработано около 10 тыс. комментариев и постов. Большинство проблем о благоустройстве и ЖКХ: разбитые дороги, отсутствие горячей воды, переполненные мусорные контейнеры.
Было бы ошибкой считать такие проблемы мизерными, потому что люди сталкиваются с ними в своей повседневной жизни. Из того, как решаются эти проблемы, складывается оценка работы органов власти.
Цифровые платформы обратной связи отлично показали себя в Московской области. В декабре 2018 года в Доме правительства Подмосковья заработал Центр управления регионом (ЦУР). Как рассказывал министр государственного управления, информационных технологий и связи Подмосковья Максим Рымар, вся информация распределяется на 11 профильных блоков: здравоохранение, образование, соцзащита, транспорт и дороги, экология, ЖКХ, строительство, нацпроекты и торги, безопасность, госуслуги, СМИ и соцсети. Чтобы было удобнее структурировать информацию, вся территория региона была поделена на три группы: крупные муниципалитеты (с численностью населения более 200 тысяч), средние (100-200 тысяч) и небольшие (до 100 тысяч).
Таким образом, в онлайн-режиме формируются списки худших муниципалитетов. Система выявляет недобросовестных исполнителей. Более того, автоматически отслеживается динамика появления жалоб. Традиционно больше всего проблем со дворами, вывозом мусора и состоянием дорог. В частности, для дворов характерны проблемы с освещением и незаконным размещением информационных материалов.
За счет внедрения цифровых технологий властям проще исполнять свои обязанности по отношению к гражданам. В Курганской области с апреля прошлого года работает сервис «Обратись». Он получает обратную связь от жителей региона по поводу развития инфраструктуры, транспорта, благоустройства, здравоохранения, образования, социальной защиты.
В Самарской области с помощью цифровых платформ обратной связи хотят установить перечень приоритетных профессий с учетом потребностей региона. Об этом в четверг рассказал губернатор Самарской области Дмитрий Азаров на совместном расширенном заседании президиума Госсовета и Совета по науке и образованию.
«Мы предложили создать в ряде регионов пилотный проект – цифровую платформу потребности на рынке труда. Постараюсь, чтобы Самарская область попала в перечень таких регионов, тем более, что наш проект «Кадросфера», который мы делаем с победителями и финалистами конкурса «Лидеры России», во многом ему соответствует», – рассказал Азаров.
По его словам, «Кадросфера» собирает информацию о государственной и муниципальной службе, социально значимых проектах, о возможностях профессионального и личностного роста для каждого жителя региона. «Несмотря на то, что работа над платформой еще продолжается, уже с 50 крупнейшими промышленными предприятиями Самарской области подписаны соглашения о сотрудничестве, вносятся рекомендации по развитию кадровой платформы», – отметил губернатор.
В Москве такой системой обратной связи стало мобильное приложение «Активный гражданин». Проект оказался востребованным. За пять лет проведено более 4,5 тыс. онлайн-голосований, реализовано более 3 тыс. решений. Голосовать можно и на сайте.
Как рассказал газете ВЗГЛЯД руководитель ГКУ «Новые технологии управления» Александр Пищелко, сегодня Москва «активно реализует масштабные инфраструктурные городские проекты, уделяя особое внимание внедрению информационных технологий, новых стандартов и умных городских решений во всех сферах жизнедеятельности города».
«Все эти изменения делаются с одной целью – создать комфортную городскую среду для жителей.
Наши проекты «Активный гражданин», портал «Наш город», платформа «Краудсорсинг-проекты правительства Москвы», электронные госуслуги Москвы и сервис «Электронный дом» созданы и работают для обеспечения простой и эффективной обратной связи с жителями и горожанами по всем возможным вопросам: от подачи жалоб по содержанию того или иного городского объекта до предложения идей по развитию городских отраслей», – отметил Пищелко.
Также Москва создала портал «Наш город» для решения проблем содержания объектов городского хозяйства. А сервис «Электронный дом» полезен жителям многоквартирных домов. На данный момент более 8,8 млн жителей являются участниками электронных проектов.
В Татарстане с 2012 года существует похожая система «Народный контроль». В режиме онлайн можно не только записаться к врачу, но и пожаловаться на незаконную продажу алкоголя и получить финансовое вознаграждение.
Подобные системы повышают комфорт граждан в общении с властью, которая вместо ожидания формальных жалоб по бюрократическим каналам сразу берется за проблемы, работает на упреждение. Кроме того, этому способствует решение президента сделать бесплатным доступ к общественно значимым интернет-ресурсам и платформам.
Руководитель лаборатории новых технологий Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) Дарья Кислицына в беседе с газетой ВЗГЛЯД выразила надежду, что после заявления президента «пакет решений в области цифровизации» будет применяться во всех регионах страны.
«До сих пор каждый регион двигался по этому пути со своей скоростью. Кто-то только подходит к этому. В этом году мы в ЭИСИ отмечали позитивные тенденции: в некоторых регионах появились первые каналы обратной связи, пока в самом базовом виде: граждане могли оставить пожелание, жалобу, вопрос. Но все равно появление ответов уже способствовало повышению доверия населения к власти, облегчило людям понимание того, решаются ли их проблемы», – отметила Кислицына.