Политика

10 сентября 2019, 11:06

Почему Абхазия избежала «майдана»

Фото: Илья Питалев/РИА новости

Сенсационное переизбрание Рауля Хаджимбы президентом Абхазии показало серьезный раскол общества – страна практически поровну разделилась на сторонников властей и объединенной оппозиции. Пессимисты заявляли, что собственный «майдан» в республике неизбежен, однако пока этого сценария удалось избежать. Что удерживает страну от гражданского противостояния?

В новейшей абхазской истории власть уже дважды переходила из рук в руки на фоне протестов вооруженного населения, отдаленно напоминающих пресловутый «майдан». И в обоих случаях в центре событий находился Рауль Хаджимба.

В 2004 году президентские выборы выиграл представитель оппозиции Сергей Багапш, оперировавший тогда лозунгами о демократизации и борьбе с коррупцией. Хаджимба, избиравшийся с позиции премьер-министра и официального преемника первого президента Абхазии Владислава Ардзинбы, итоги голосования не признал. В ответ сторонники Багапша начали захват административных зданий, и республика оказалась в шаге от гражданской войны, которой, к счастью, удалось избежать: повторные выборы все-таки состоялись, но Багапш и Хаджимба выступили на них тандемом как кандидаты на пост президента и вице-президента соответственно.

В 2014 году Хаджимба был уже в роли лидера оппозиции, требовавшей от президента Александра Анкваба создать «правительство народного доверия» под угрозой того, что многотысячные митинги протеста «выйдут из-под контроля». В ходе этого кризиса большая часть парламента призвала Анкваба уйти в отставку и «не провоцировать пролитие крови», что он, поколебавшись, и сделал, а Хаджимба выиграл досрочные выборы уже в первом туре.

Пять лет спустя мало кто в Абхазии сомневался в том, что власть он потеряет, и победа действующего президента во втором туре над Алхасом Квицинией со счетом 47,38% против 46,19% стала для оппозиции полной неожиданностью.

«Квициния по идее должен был побеждать с математической точки зрения, поскольку не прошедшие во второй тур кандидаты отдавали свои голоса ему, но в Абхазии такая простая арифметика не работает. Работает сложная система закулисных соглашений между семьями и фамилиями. У Хаджимбы в этом плане ресурс больше», – рассказал газете ВЗГЛЯД военный эксперт и публицист Евгений Крутиков.

По его словам, Квициния несколько удивил своим заявлением о том, что намерен оспаривать победу на выборах в суде, ведь многие ждали от него штурма правительственных зданий. «Хотя еще не вечер, буйных много», – предупреждает Крутиков.

Старший научный сотрудник Института социальных и политических исследований Черноморско-Каспийского региона Владимир Новиков связывает отсутствие в республике признаков «майдана» с тем, что Квициния и его союзники сами пять лет критиковали Хаджимбу за то, что он фактически сверг Анкваба. «Оппозиция изначально говорила, что будет действовать строго в правовом поле. Отсюда и адресация к закону о выборах президента», – заявил политолог газете ВЗГЛЯД.

Противники Хаджимбы инкриминируют ему то, что при нем произошли ухудшение криминогенной обстановки, упадок государственных институтов и спад в экономике. Но в конце концов президенту, на протяжении почти всего срока полномочий испытывавшего на себе давление со стороны «улицы», повезло – причем повезло сразу несколько раз и «по крупному».

Начнем с того, что в выборах по состоянию здоровья не смог участвовать Аслан Бжания – основной и бесспорный кандидат от оппозиционных сил. В середине апреля 2019 года он был доставлен в Москву в критическом состоянии. «Его сторонники говорят об отравлении. А их оппоненты, что это аутоиммунное заболевание, – рассказывает Новиков. – Если бы Бжания участвовал, то я считаю, что он набрал бы больше голосов, чем Квициния. Не исключаю, что все решилось бы в первом туре».

Фамилии Бжании в избирательном бюллетене не оказалось, но было девять других, а на победу претендовали три фаворита – Хаджимба, Квициния и Олег Аршба, представлявший интересы свергнутого президента Анкваба. Разница между тремя кандидатами после первого тура оказалась минимальная – в пределах двух процентных пунктов, причем Аршба отстал от Квицинии всего на 300 голосов.

И тут Хаджимбе опять повезло. Вместо того, чтобы поддержать Квицинию сразу, менее удачливые представители оппозиции приступили к торгам и перераспределению мест в новом правительстве, договорившись всего за три дня до второго тура. Параллельно Квициния умудрился оказаться участником нескольких казусов – например, выяснилось, что он нетвердо представляет себе, что такое НДС.

В итоге Квицинии и Аршбе удалось объединить свой электорат, но все остальные избиратели ушли к действующему президенту, которого многие уже успели списать со счетов.

«Большинство кланов так или иначе ситуативно сплотились против Хаджимбы в отсутствие очевидного лидера – Бжании. Это временная ситуация. Затем они между собой опять передерутся», – прогнозирует Крутиков.

Как бы там ни было, президент, несмотря на неожиданную победу, оказался в сложной ситуации, когда население страны расколото примерно поровну. Считать себя тем единоличным победителем, которому достается все по праву первого, он не может – гражданский мир в республике сейчас хрупок и многое зависит от того, сможет ли Верховный суд вынести взвешенное решение, примут ли его стороны конфликта и смогут ли они договориться о некой коалиции в интересах страны в целом, как это было в 2004 году.

Тогда Хаджимба продемонстрировал, что вполне способен на неприятные лично для него компромиссы во благо общего дела. Но теперь на нем лежит особая ответственность как на переизбранном президенте страны, которая застыла на пороге «майданного» сценария, но пока еще имеет шансы его избежать.

«Если не будет выработан механизм преодоления раскола общества, то, боюсь, нынешний кризис – не последний»,

– подчеркивает Новиков.

Что же касается интересов России, они заключаются в том, чтобы Абхазия находилась на пути стабильного развития (с чем у республики сейчас объективные проблемы) и избегала острых внутренних кризисов, угроза которого сейчас нависла над черноморским побережьем. В остальном для РФ нет принципиальной разницы, кто из местных политиков является главой государства. С поправкой на то, что, по словам Крутикова, Квициния – новое лицо на местной сцене, и с ним нет прямой коммуникации из Москвы.

«Мне кажется, что для Москвы и Квициния, и Хаджимба сумеют стать конструктивными партнерами. Кстати, отметим такой момент: Квициния сказал о возможности признания ДНР и ЛНР. Так что говорить, что кто-то более дружественно настроен к Москве, кто-то – менее, некорректно», – резюмирует Новиков.

Текст: Дмитрий Бавырин

Вам может быть интересно

Силы ПВО за день сбили 53 украинских беспилотника над регионами России
Темы дня

2026-й, мы готовы! С Новым годом!

Последние годы вытеснили из нашей жизни многие иллюзии, порожденные предыдущей эпохой, но вернули потрясающее чувство, что мы являемся хозяевами своей судьбы и несем ответственность за судьбу страны.

Западная пресса научилась признавать достижения России

Уходящий год стал рубежным для западных СМИ в плане восприятия России. Если в начале СВО американская и европейская пресса наперебой трубила о скором крахе Москвы, то теперь газеты Старого и Нового Света украшают кардинально противоположные заголовки. «Россия побеждает», «Европа проигрывает», «Путин стал желанным гостем на американской земле» – вот лишь малая часть неожиданных, но точных фраз. Что же так сильно удивило Запад?

Путин поздравил россиян с Новым годом

Эксперт оценил данные Минобороны об атаковавших резиденцию Путина дронах ВСУ

Лукашенко: «Южмаш» исчез за минуту после удара «Орешником»

Новости

Военкоры поздравили россиян и бойцов СВО с Новым годом

Военкоры Евгений Поддубный, Александр Сладков, Александр Коц и Дмитрий Кулько поздравили россиян и бойцов на передовой с наступающим Новым годом.

В ООН отказались комментировать попытку атаки на резиденцию Путина

Управление верховного комиссара ООН по правам человека оставило без комментариев попытку киевского режима атаковать резиденцию президента России Владимира Путина беспилотниками.

Захарова назвала зарубежную страну-лидера по неадекватности заявлений

Официальный представитель МИД России Мария Захарова назвала высказывания финских руководителей примером глупости и лжи, обратив внимание на их исторические и политические ошибки.

Минобороны показало карту атаки ВСУ на резиденцию Путина

Министерство обороны России показало схему, на которой запечатлены украинские беспилотники, уничтоженные в ходе атаки на резиденцию президента Владимира Путина в Новгородской области.

NYT: Трамп назвал Келлога идиотом за слова о «мужественности» Зеленского

После Мюнхенской конференции Дональд Трамп резко раскритиковал своего спецпосланника Кита Келлога за похвалу в адрес Владимира Зеленского, назвав его «идиотом», сообщила газета The New York Times (NYT).

Володин сказал, как надо ответить на атаку на резиденцию Путина

Атака на резиденцию президента России Владимира Путина в Новгородской области не должна оставаться безнаказанной и требует жестких действий, заявил председатель Госдумы Вячеслав Володин.

Уиткофф обсудил с европейскими странами гарантии безопасности для Украины

Спецпосланник президента США Стив Уиткофф провел встречу с представителями стран Европы, на которой обсудил практические шаги для усиления гарантий безопасности для Украины.

Financial Times: ЕС отказал Украине в исключении из CBAM

Евросоюз не согласился удовлетворить просьбу Киева о предоставлении особых условий по введению налогов на углеродные выбросы с начала 2026 года, сообщает The Financial Times.

Guardian добавила «Иронию судьбы» в перечень лучших новогодних фильмов

Советский фильм Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!» попал в число 13 лент, рекомендованных газетой Guardian для новогоднего просмотра, выделяясь среди зарубежных современных картин.

Financial Times признала провал своих главных прогнозов на 2025 год

The Financial Times отметила, что семь из 20 своих прогнозов на 2025 год, включая мирное урегулирование на Украине и рост биткоина до 18 млн рублей, не сбылись, что стало антирекордом за всю историю рубрики.

WP предположила, кто будет президентом Украины в 2026 году

Американское издание Washington Post допустило, что президентом Украины к концу следующего года станет бывший главнокомандующий украинскими вооруженными силами (ВСУ) Валерий Залужный.

Финские власти уведомили посольство о задержании судна с россиянами в экипаже

Диппредставительство России в Финляндии запросило дополнительные сведения и заявило о готовности помочь своим гражданам, входящим в экипаж судна Fitburg.
Мнения

Тимофей Бордачёв: Мир предстоит нестабильный, но предсказуемый

Если 2025 год стал моментом понимания Западом невозможности восстановить старый порядок вещей, то 2026-й окажется временем только начала формирования новых правил игры.

Ольга Андреева: Люди со всего мира голосуют за Москву ногами

«Город-витрина» Москва демонстрирует не только благосостояние российской столицы, но нечто большее. Это тот мир, который Россия уже много лет предлагает создать всем.

Вадим Трухачёв: Удачный год для правых евроскептиков

В 2025 году правые (иногда и левые) евроскептики, выступающие против вооружения Украины и разрыва с Россией, успешно выступили на выборах. Люди устали от того, что «системные» политики поставили внешнюю политику вперед внутренней на фоне явных трудностей внутри Европы.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов