Следственный комитет во вторник завершил следственные действия с Дмитрием и Ольгой Проказовыми, пришедшими на несанкционированную акцию в центре Москвы 27 июля с годовалым сыном, по уголовному делу о неисполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего. Как сообщил ТАСС адвокат Максим Пашков, претензий к семейной чете нет.
«Допрос окончен. Ни к кому претензий не имеется. Установлено, что Сергей Фомин является близким родственником матери ребенка, он крестный отец детей семьи Проказовых», – сказал защитник семьи.
Пашков добавил, что идут необходимые следственные действия для установления действительных обстоятельств дела. Впрочем, нельзя исключить, что позднее у сыщиков все же появятся претензии к семейной паре. Не случайно в розыск по делу о массовых беспорядках уже объявлен их друг и родственник Фомин. Ранее сообщалось, что СК допрашивает Проказовых в рамках дела, возбужденного по ст. 125 УК РФ («Оставление в опасности») и 156 УК РФ («Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего»).
Уголовного преследования Проказовых пока вроде бы не предвидится, однако суд им уже предстоит – по административной линии. Как ранее сообщала газета ВЗГЛЯД, прокуратура Москвы потребовала лишить Проказовых родительских прав.
«Супружеская пара 27 июля 2019 года приняла незаконное участие в несанкционированном митинге с малолетним годовалым сыном. В ходе митинга родители передали малолетнего ребенка, находящегося в силу возраста в беспомощном состоянии, третьему лицу, что подвергло опасности здоровье и жизнь мальчика, а также повлекло причинение ему физического и морального вреда», – говорится на сайте ведомства.
Ранее в соцсетях появилось видео, на котором зафиксировано появление взрослых с малолетним ребенком на несанкционированной акции оппозиции. Видеозапись вызвала острую реакцию пользователей соцсетей, некоторые расценили это как пример использования взрослыми ребенка в качестве «реквизита», сообщает REGNUM.
Уполномоченный при президенте России по правам ребенка Анна Кузнецова убеждена, что родители, вовлекая своих детей в несанкционированную уличную акцию, должны осознавать, что ставят под угрозу не только здоровье, но даже жизнь ребенка. Ведь в толпе могут оказаться провокаторы. «Самое главное, чтобы из-за поступков взрослых не страдали дети. Все действия должны совершаться только в интересах ребенка», – сказала Кузнецова газете ВЗГЛЯД.
В свою очередь член Совета по правам человека при президенте России адвокат Шота Горгадзе предположил, что оппозиционеры могли знать, что их не задержат на несанкционированном митинге, если у них на руках маленькие дети. «У нас по законодательству, по подобным статьям, если они не «тяжкие», если родители не кидались урнами и не провоцировали полицейских, не сажают. У кого маленькие дети, тем не грозит ничего в этом плане. Люба Соболь вам яркий пример – ее только штрафуют, потому что у нее маленький ребенок», – пояснил Горгадзе газете ВЗГЛЯД.
Он подчеркнул, что если обвинение тяжкое и родителей все же арестовывают, то детей сначала забирают органы опеки и попечительства, а потом передают ближайшим родственникам.
В то же время Горгадзе считает, что семейная пара в этом случае поступила аморально. Суть в том, что родители подвергли своего ребенка опасности. «Как можно относиться к родителям, которые берут своих детей как прикрытие туда, где правоохранительные органы могут применить силу? Мне вообще все равно, каких они политических взглядов. Есть вещи, которые делать априори нельзя. Митинги – это не праздничные шествия с воздушными шарами и цветами, это всегда риск. Но если для взрослых людей риск, вступив в контакт с полицией, получить увечье, то что говорить о младенцах, которых держат на руках родители?» – риторически спросил он.
«Как же затуманен разум у сторонников Алексея Навального, что они готовы собственных детей подвергать опасности?
У меня встает вопрос: они что, просто биологические родители этих детей? Они понимают, что такое статус родителя и что этот статус порождает не только права, но и огромное количество обязанностей? Где то дно, которое внесистемная оппозиция не пробьет? – недоумевает адвокат. – Достижение политических целей не стоит и слезинки ребенка».
В том, что подобные случаи требуют вмешательства органов власти и общественности, уверен другой член СПЧ Александр Брод. «Данный пример поведения родителей – особо циничный и безответственный, – сказал Брод газете ВЗГЛЯД. – У этих людей плохо либо с головой, либо с душой... Получается, участие в уличной бузе для них важнее здоровья собственного ребенка».
Брод отметил, что подобные случаи, когда родители приходят с детьми на манифестации, или когда организаторы целенаправленно приглашают несовершеннолетних на политические тусовки, не единичные. «В данном случае понимаю озабоченность органов прокуратуры, но все же считаю предлагаемую меру – лишение родительских прав – излишне радикальной. Мне известно, что детский омбудсмен Москвы Евгений Бунимович тоже против такого решения», – поделился Брод.
Действительно, столичный коллега Анны Кузнецовой, уполномоченный по правам детей в Москве Евгений Бунимович против изъятия Артемия из семьи. Тем не менее, и он заявил, что государство обязательно должно принять меры в данной ситуации: «В таких случаях нельзя говорить о лишении родительских прав. Надо работать с этой семьей, чтобы в дальнейшем они не подвергали ребенка риску».
Стоит отметить, что во вторник Перовский суд столицы зарегистрировал иск прокуратуры о лишении родительских прав пары, которая пришла на несанкционированную акцию с ребенком. Анна Кузнецова заявила, что внимательно изучит это дело. «Важно понять правовые основания к составлению данного иска. В настоящее время мы выясняем все обстоятельства, – заявила она. – Уверена, что компетентные органы обязательно разберутся в произошедшем. Тогда можно будет делать определенные выводы».
В то же время она назвала крайней мерой возможность лишения родительских прав. По словам Кузнецовой, она применима только в том случае, если родители не осознают своей вины за правонарушения и не готовы менять поведение, отношение к своему ребенку.