Политика

22 января 2019, 17:45

Что стоит за пожаром на танкерах в Керченском проливе

Фото: Керчь ФМ/РИА Новости

Сгоревшие в Керченском проливе танкеры использовались для нелегальной перевалки сжиженного газа, что и привело к трагедии. Украина утверждает, что СПГ перевозился из России в Сирию, однако нелегальная перевалка грузов возле Крыма практикуется еще с тех времен, когда он был украинским. Что же происходило неподалеку от Керченского пролива и как к этому относиться?

На танкерах «Маэстро» и «Канди» во время пожара находилось более 4,7 тысячи тонн сжиженного газа, сообщило во вторник РИА «Новости» со ссылкой на представителя экстренных служб Крыма.

Оба судна загорелись в понедельник в районе Керченского пролива. Они находились под флагом Танзании на якорной стоянке в нейтральных водах недалеко от мыса Такиль. Предварительной причиной пожара названо нарушение при передаче топлива с одного на другое судно. Всего на них был 31 человек, спасены 12 моряков, обнаружены 14 погибших. Утром во вторник спасатели сообщили о том, что надежды найти оставшихся членов экипажа живыми больше нет.

На Украине поспешили заявить, что газ, перевозившийся на этих кораблях, предназначался для Сирии. Так, в украинском министерстве по вопросам временно оккупированных территорий сообщили, что, по информации офиса по контролю за иностранными активами министерства финансов США (OFAC), суда привлекались к поставкам в САР с 2016 года. Транспортируемый ими газ добывался на шельфе Крымского полуострова и в других странах. Украинцы также отметили, что, согласно данным международной Автоматической идентификационной системы AIS (Automatic Identification System), танкер «Канди» вышел 20 января из российского порта Темрюк.

Главный редактор интернет-издания «Морской бюллетень» Михаил Войтенко разделяет украинскую точку зрения. По его словам, эти корабли находились «в черном списке министерства финансов США за поставки газа в Сирию».

«Оба танкера скрывали свои действия, особенно «Маэстро», который работал челноком, то есть «бегал» непосредственно в Сирию. А «Канди» был грузонаполнителем – перегружал газ на «Маэстро» на якорной стоянке, где осуществляются такие операции»,

– рассказал Войтенко газете ВЗГЛЯД.

Президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов не видит ничего предосудительного в том, что странам приходится прибегать к серым схемам в случае, если страна-получатель находится под односторонними санкциями, не одобренными ООН. Он напомнил, что России, например, приходится использовать разные возможности для поставок в Крым электрооборудования, так как закупать его напрямую невозможно из-за санкций. «А Сирию нужно восстанавливать, страна нуждается в энергоресурсах и газе для отопления. Для чего были придуманы обходные маневры? США запретили своим и иностранным компаниям работать в Сирии. Официальные каналы поставок закрываются просто потому, что им не нравится страна», – заявил он газете ВЗГЛЯД.

Впервые США вели санкции в отношении Сирии еще в 2004 году за «чрезвычайную угрозу национальной безопасности, внешней политике и экономике США». С началом внутрисирийского конфликта санкционный режим постоянно усиливался. В 2012 году свои санкции ввел Евросоюз. Они касаются запрета на импорт сирийской нефти и поставки в страну готового топлива и нефтепродуктов, ограничения на инвестиции, в том числе в нефтяной сектор, строительство электростанций, включают заморозку активов и эмбарго на торговлю технологиями.

«Постыдно то, что эти санкции вводятся. На Украине идет военный конфликт, и разве это мешает МВФ выделять финансирование? А почему МВФ не может выделять финансирование Сирии?» – отметил Абзалов. «Само несправедливое введение санкций приводит к появлению такого рода проблем с серыми поставками», – подчеркнул эксперт, добавив, что американцы сами не раз использовали подобные схемы для поставки наступательных вооружений санкционным режимам.

В то же время Абзалов сомневается, что серые схемы торговли в Керченском проливе использовались для регулярных поставок СПГ в Сирию. «Поставлять газ в Сирию можно различными обходными маршрутами. Можно несколько раз перекупать газ и перефрахтовывать через офшоры», – объяснил он. По его словам, существует множество других опций по поставкам, и не обязательно делать их через Черное море, а если речь и идет о поставках через эту акваторию, то это явно небольшие объемы.

Председатель Ассоциации грузовых перевозчиков и экспедиторов Крыма, экс-министр транспорта полуострова Анатолий Цуркин также не считает, что таким образом могли идти поставки газа из России в Сирию. «Перевозить любые нефтепродукты, газ, зерно и другие грузы на судах малой вместимости, от двух до пяти тысяч тонн, невыгодно», – сказал он газете ВЗГЛЯД.

Однако, связано это с Сирией или нет, все эксперты уверены, что суда участвовали в серых схемах поставок энергоносителей, что и привело к катастрофе. Так, Цуркин ранее в своем блоге подробно рассказал о незаконной перевалке товаров в нейтральных водах Керченского пролива. По его словам, она ведется еще с тех времен, когда Крым был в составе Украины.

«Там все происходит в пределах от одного до четырех долларов за тонну. Подходит большое судно, и в него все перекачивается. Но судно не должно стоять. Пока в него наберут объем сто – двадцать тысяч тонн, должно пройти время. Судно-«матка» годами болтается в море за пределами 12-мильной зоны и никогда не заходит в порт. Во всех этих операциях участвуют офшорные компании, которые не попадают под налогообложение своих государств и минимизируют таким образом свои расходы», – рассказал эксперт.

Однако «во всех этих схемах нет никакого контроля безопасности, борьбы за живучесть, соответствия нормам и прочему». «Нелегальная перевалка – давно излюбленная тема еще украинских контрабандистов. Перевалку за пределами 12-мильной зоны пытались контролировать все кому не лень во все времена», – отметил Цуркин.

«Понятно, почему произошел пожар – там все «серое», все скрываемое... Эта авария явно была вызвана нарушениями правил технической эксплуатации и правил безопасности»,

– подчеркнул в свою очередь и Войтенко.

Абзалов назвал торговлю вне территориальных вод постоянной практикой. Наглядным тому примером является происходящее у берегов Нигерии, подчеркнул он.

Войтенко также уверен, что подобными поставками занимаются многие страны. «В частности, за нелегальными перевозками нефти на Северный Кипр стоят крупные известные западные компании. Есть и другие аналогичные случаи. В общем, все этим занимаются. И что с этим поделать? По мере того, как все в мире становится прозрачнее, может, это прекратится? Все отлавливается и отслеживается», – подытожил Войтенко.

В связи с тем, что суда находятся за пределом 12-мильной зоны, в нейтральных водах и регулируются только международными правилами судоходства, «по факту эти суда не подпадают под юрисдикцию контролирующих органов Российской Федерации», отметил Цуркан. Прямая перевалка этих грузов в открытом море запрещена международным правом, потому что нарушает технику безопасности. Но в связи с тем, что контроля нет, ответственность лежит только на капитанах. «Привлечь их к ответственности могут только сами судовладельцы, если обратятся в международные суды, но, поскольку это выгодно всем, включая судовладельцев, этого никто не делает», – считает эксперт.

Войтенко и вовсе убежден, что с подобными нарушениями невозможно бороться. «Я не думаю, что эти поставки (сжиженного газа) происходили без ведома России. Это происходило и будет происходить дальше», – считает эксперт.

Дмитрий Абзалов отметил, что вряд ли удастся ввести контроль за судами прямо в нейтральных водах. «Российская Федерация может досматривать всех, кто вокруг нее находится, но это может привести к конфликтам с другими странами, которые тоже начнут досматривать все наши корабли. Сильно сомневаюсь, что Япония или США будут очень счастливы, если принадлежащие им суда начнут останавливать и досматривать в нейтральных водах. Более того, сейчас это запрещено, и если разрушать эту систему, то необходимо убрать понятие нейтральных вод и сделать единую систему контроля», – рассказал Абзалов. Он сомневается, что на такое кто-то будет готов пойти, а потому лучшим выходом, по его мнению, является более тщательный контроль в портах прибытия за обеспечением безопасности на судах.

Цуркин, в свою очередь, объяснил, что одной из причин проблемы является то, что сейчас корабли вместимостью от 20 до 100 тыс. тонн и выше, которые перевозят грузы на дальние расстояния, особенно в арабские республики и Индию, не могут войти в Керченский пролив, потому что он мелководный. Новороссийский же порт, самый глубокий в Черноморском бассейне, «все время перегружен, большие очереди, задержки». Именно поэтому грузоотправители вынуждены пользоваться таким нелегальным способом, отметил эксперт.

В связи с этим Цуркин считает, что проблему отчасти может решить появление нового порта. «Со стороны Российской Федерации в акватории строится порт «Тамань» с глубиной осадки до 25 метров. Новый глубоководный порт разгрузит Новороссийск и даст возможность легально заходить в порты и осуществлять перевал груза», – объяснил он.

Текст: Андрей Резчиков,
Людмила Суркова

Вам может быть интересно

В Польше заявили о решающей фазе конфликта на Украине
Темы дня

Мировые СМИ: Путин и «Орешник» не оставили места сомнениям

«Это прямой сигнал и вызов Западу, который поддерживает, финансирует и покровительствует войне на Украине». Так охарактеризовали обращение российского президента Владимира Путина об испытаниях ракеты «Орешник» в иностранной прессе. Между тем граждане западных стран призывают правительства сесть за стол переговоров и извиняются за последние политические решения собственных властей.

Война МУС и Израиля сыграла на руку России

МУС выдал ордер на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. Решение суда уже поддержал главный дипломат ЕС Жозеп Боррель, однако в США готовятся ввести против МУС повторные санкции. В чем заключаются особенности этого противостояния и почему оно соответствует интересам России?

Лавров: Зеленский испугался

Российская армия сорвала кампанию ВСУ 2025 года

Выигравшая 100 млн рублей москвичка рассказала о талисманах для привлечения денег

Новости

Власти пообещали снять запрет на экспорт бензина

Запрет на экспорт бензина будет отменен досрочно, до окончания 2024 года, заявил вице-премьер Александр Новак.

Зеленский лишил наград патриарха Кирилла, Матвиенко и Киркорова

Президент Украины Владимир Зеленский подписал указ о лишении государственных наград 24 россиян и украинцев, включая патриарха Московского и всея Руси Кирилла и председателя Совета Федерации Валентину Матвиенко.

Российские войска за неделю освободили семь населенных пунктов в ДНР

В течение недели российские войска освободили семь населенных пунктов на территории Донецкой народной республики, нанеся значительные потери украинским формированиям, включая уничтожение американских боевых машин пехоты Bradley, сообщило Минобороны.

Патрушев заявил о росте военного присутствия Запада в Арктике

Страны Запада усиливают военное присутствие у границ России в Арктике для укрепления позиций в борьбе за ресурсы, заявил помощник президента РФ, председатель Морской коллегии России Николай Патрушев.

Российские силы подошли к ключевой трассе из Запорожья в ДНР

Российские силы подошли к ключевой трассе, ведущей из Запорожья в Великую Новоселку в ДНР, фактически перерезав ее и взяв под огневой контроль, что ограничивает снабжение украинской группировки.

Минобороны заявило о попадании в цель всех боевых блоков ракеты «Орешник»

Баллистическая ракета средней дальности в безъядерном гиперзвуковом оснащении «Орешник» успешно достигла своей цели в Днепропетровске, сообщило Минобороны.

Лавров обвинил Байдена в попытках осложнить работу администрации Трампа

Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что действия администрации Джо Байдена, включая поставки вооружений на Украину, направлены на то, чтобы оставить неблагоприятное наследство для возможной будущей администрации Дональда Трампа.

Минобороны ФРГ подтвердило план на случай войны

Министерство обороны Германии официально подтвердило, что уже несколько лет существует оперативный план, предназначенный для действий в случае вооруженного конфликта.

Меркель объяснила решения Германии по Украине в 2014 году

Бывший канцлер ФРГ Ангела Меркель в интервью журналу Spiegel отметила, что поддержка Украины оружием в 2014 году не была бы успешной стратегией для возвращения Донбасса.

Глава СПЧ: Мы не должны маргинализировать детей мигрантов

Глава Совета по правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев призвал обеспечить обучение детей мигрантов, которые являются гражданами России, несмотря на то, что они не владеют русским языком.

Кремль выразил уверенность в понимании США заявления Путина

В Кремле уверены, что США поняли исчерпывающее заявление президента России Владимира Путина, заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

Психолог рассказал, как сохранить рабочий настрой перед Новым годом

Психолог Станислав Самбурский объяснил, как завершить все дела до конца года, несмотря на сезонное аффективное расстройство, благодаря планированию и праздничной эйфории.
Мнения

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

Андрей Медведев: Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?