Минобороны России на брифинге 23 сентября представило детальную информацию об обстоятельствах гибели российского самолета в Сирии 17 сентября. Сведения основываются на данных объективного контроля воздушной обстановки, полученных с различных радиолокационных средств, в том числе системы отображения информации о воздушной обстановке «Плотто». При этом Россия учла материалы, переданные Израилем.
Новое сообщение дополняет и корректирует более ранние заявления российских военных. Так, официальный представитель оборонного ведомства генерал-майор Игорь Конашенков рассказал, что израильские ВВС оповестили российских коллег о планируемом ударе. Более того, по словам представителя Минобороны, израильские ВВС не сообщали о местоположении своих истребителей F-16 и ввели российскую сторону в заблуждение относительно района нанесения удара – вместо расположенной на западе Латакии целью ударов был назван север Сирии. Это помешало Ил-20 выйти в безопасную зону – после предупреждения командир воздушного судна получил указание уходить из района выполнения задачи южнее и возвращаться на базу.
Также Конашенков в очередной раз подчеркнул: «Израильский пилот не мог не понимать, что эффективная отражающая поверхность самолета Ил-20 значительно превышает аналогичную поверхность истребителя F-16 и именно российский самолет окажется предпочтительной целью для зенитной ракеты». И это также идет вразрез с версией ЦАХАЛ.
В подтверждение своих слов Конашенков восстановил хронологию произошедшего. Согласно данным Минобороны, израильские истребители совершили авиаудар по целям в Латакии в 21.40, после чего в 21.46 заняли зону дежурства в воздухе над сирийским побережьем. Сирийская ПВО начала осуществлять пуски ракет в 21.51. В 21.59 один из израильских истребителей начал маневр в направлении побережья Сирии, сближаясь с Ил-20, совершавшим заход на посадку. Это было воспринято расчетами сирийских ПВО как новая атака. В результате этого противоракета сирийских ПВО поразила Ил-20 в 22.03 мск, затем командир экипажа доложил о пожаре на борту и начале экстренного снижения, а в 22.07 отметка самолета исчезла с экранов радиолокационных средств.
В связи с этим представитель Минобороны еще раз подчеркнул, что вся вина за сбитый в Сирии разведывательный самолет Ил-20 лежит на израильских ВВС, которые либо действовали непрофессионально, либо совершили преступную халатность. По его словам, действия израильских ВВС выходят за рамки цивилизованного построения отношений, а также могли угрожать пассажирским и транспортным воздушным судам.
Таким образом, несмотря на все старания Израиля снять с себя ответственность за катастрофу Ил-20, Минобороны настаивает на своей версии произошедшего и по-прежнему винит израильтян.
«У Минобороны есть технические данные достаточно внятные, и для них картина очевидна. Вообще комментариям военных следует верить, это не политики, они много раз доказывали, особенно когда они приводят технические данные, что их информация надежна», – заявил газете ВЗГЛЯД профессор Академии военных наук Вадим Козюлин.
«Наше Минобороны дало полностью объективную информацию», – заявил газете ВЗГЛЯД бывший замглавкома ВВС России по вопросам Объединенной системы ПВО СНГ генерал-лейтенант Айтеч Бижев. «У российской стороны есть все показания средств объективного контроля. Это радиолокационная информация, информация, снятая с зенитно-ракетного комплекса, переговоры группы руководства полетами с экипажем – местонахождение летательных аппаратов третьей стороны, координаты нашего Ил-20. Они привязаны по месту и времени, и все это было наложено на карту, – подчеркнул эксперт. – Это первое».
«Второе: если бы они заранее, за час хотя бы, нас предупредили, то Ил-20 просто не оказался бы там. Руководство полетами авиации вывело бы самолет из-под удара – или раньше посадили бы, досрочно прекратив выполнение задания, или вывели бы его в безопасную зону полетов на время израильской операции. И этой ситуации просто не было бы», – объяснил Бижев.
При этом израильтяне даже после обнародования сведений российского Минобороны продолжают настаивать на своей версии и заявлять о своей невиновности, апеллируя к переданным им России данным. Они также добавили, что трагический инцидент с российским военным самолетом Ил-20 не станет причиной для отказа Израиля от проведения на сирийской территории операций против военного присутствия Ирана.
Такая настойчивость может быть связана, во-первых, с тем, что Израилю вообще не свойственно принимать на себя ответственность за свои ошибки и наказывать за них своих военных, как уже рассказывал ранее газете ВЗГЛЯД экс-глава израильской спецслужбы «Натив» Яков Кедми.
Во-вторых, в Израиле опасаются, что ответные действия России на инцидент с Ил-20 могут привести к ограничению зоны полета израильских ВВС над Сирией, что позволит Ирану укрепить позиции в регионе, а потому не хотят признавать свою вину.
Есть и еще одна причина. «На протяжении уже трех десятилетий речь идет о поставках серьезных систем ПВО в Сирию и передаче их сирийским военным. Израиль предпринимал очень много разнообразных действий, чтобы этого не случилось. И сегодня такая перспектива снова обозначилась. Конечно, Израиль постарается этого не допустить», – подчеркнул Вадим Козюлин.
По мнению Айтеча Бижева, чтобы урегулировать ситуацию и прийти к единой версии, должна быть создана совместная комиссия для разбора этого инцидента, которая сравнит информацию обеих сторон. При этом сначала необходимо, чтобы Израиль предоставил показания средств объективного контроля.