ЦИК предложил признать недействительными результаты второго тура, на которых, по выводу краевого избиркома, Тарасенко с минимальным отрывом победил кандидата от КПРФ Андрея Ищенко. Причина, по которой Центризбирком оспорил решение нижестоящих коллег, – масса выявленных нарушений, настоящий «удар под дых».
Дальше начались странные пертурбации. Сначала, после заявления ЦИК, Тарасенко сказал: «Я уже не буду участвовать в выборах». Не прошло и получаса, как он признался на митинге: «На третий тур надо идти». Но едва сойдя с трибуны, Тарасенко сказал журналистам буквально следующее: «Я считаю, что мне сегодня на третий тур не надо идти. Не надо, чисто по-мужски. Я хочу работать. Если нету такого желания (у избирателей), я могу работать и в другом месте».
Видимо, это последнее слово Тарасенко, и в новых выборах он все-таки действительно не будет участвовать. То, что он все-таки решил сам уйти с поста, можно считать вполне оправданным.
«Просто избирательная кампания начиналась при одном настроении общества, а завершалась при другом, – констатировал в комментарии газете ВЗГЛЯД политолог, глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. – И тот факт, что, в отличие от большинства других регионов, политизация избирателей в Приморье сопровождалась ростом их интереса к выборам, стал для него сюрпризом. Плюс сказалась и недооценка выстраивания отношений с элитами».
«Видимо, он не смог объяснить местным элитам свое стратегическое видение того, как будет «колоситься» регион, показать им выгоду от гигантских проектов, которые будут реализовываться на Дальнем Востоке», – говорит политолог Олег Матвейчев.
Тарасенко должен сам решить, уходить ему или нет в сложившейся ситуации, считает эксперт.
Многие эксперты упоминают внешние факторы, «деформировавшие» избирательную кампанию. Финал пребывания на посту врио пришелся на пенсионные изменения (что, впрочем, далеко не всегда сказывалось на рейтингах региональных управленцев).
Потом, практически в канун выборов, на Приморье обрушились два тайфуна – «Сулик» и «Джеби», вызвавшие разрушительные наводнения. Власти, конечно, не в ответе за стихийное бедствие и его последствия, на что не раз указывала команда Тарасенко и ее политтехнологи. С последствиями администрация справилась, в общем, успешно. Но у избирателей возникли претензии к медленным темпам ликвидации ущерба. Все это вместе усилило оппозицию в лице местных коммунистов.
Но следует отметить, что протест населения, в том числе вызванный «пенсионным вопросом», вылился не в митинговую активность (этого было очевидно мало) и тем более не в какие-то уличные эксцессы, а в протестное голосование на выборах.
Эксперты не исключают, что местные власти, на районном уровне пытались подыграть региональному главе. «Тарасенко понимал – люди, которые идут против него, будут использовать грязные технологии. Соответственно, он начал продумывать альтернативу. Но в итоге получилось так, что все вышли за рамки правовых норм», – посетовал Матвейчев.
Напомним, после второго тура избирательная комиссия получила больше 80 жалоб и обращений, из них большинство связаны с сообщениями о предполагаемом подвозе и подкупе в пользу кандидата от КПРФ Андрея Ищенко.
Присутствовавший на заседании рабочей группы в ЦИК по отмене результатов голосования в Приморском крае член СПЧ при президенте РФ и сопредседатель ассоциации «Гражданский контроль» Александр Брод рассказал РАПСИ: «Сначала были решения о непризнании итогов голосования на 13 избирательных участках, но поток жалоб и недовольства как с той, так и с другой стороны продолжился, поэтому для обеспечения доверия к выборам, для обеспечения чистоты процедур Центризбирком и вынес эти рекомендации. Я думаю, что иногда бывает необходимым начать развитие ситуации с чистого листа».
Итак, грядут новые выборы. Секретарь ЦИК Майя Гришина в беседе с газетой ВЗГЛЯД пояснила, что ЦИК в своем решении опирался на пункт 9 подпункт «а» статьи 70 федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан».
«Там также сказано, что выборы признаются недействительными, если допущенные нарушения не позволяют выявить результаты волеизъявления в целом. Если внимательно прочитать наше постановление, то там сказано, что, учитывая примерное равенство голосов и совокупность других факторов, применен был как раз этот подпункт», – сказала секретарь ЦИК.
Гришина пояснила, что одним из аргументов в пользу такого решения ЦИК стало то, что разница голосов между кандидатами оказалась слишком мала.
Уже вечером в среду глава Центризбиркома Элла Памфилова выступила с новым заявлением по выборам в Приморье. «У нас есть рычаги... У нас есть возможность самим принять определенное решение», – сказала Памфилова в эфире телеканала «Россия 1», отвечая на вопрос, что будет, если избирком Приморья не прислушается к ЦИК и не отменит итоги выборов.
Памфилова добавила:
«Работаем на предупреждение, и тем, у кого там где-то шевелится мысль, что они сейчас на предстоящих повторных выборах в регионах что-то попытаются нахимичить, мы не дадим это (сделать)».
Вице-президент Фонда открытой новой демократии Анна Федорова заметила в комментарии газете ВЗГЛЯД: «Проблема выборов в Приморье – это массовые нарушения. Ситуация, когда поставлена под сомнение честность и прозрачность выборов, для власти сейчас неприемлема. И ЦИК совершенно ясный сигнал посылает: так нельзя, друзья, надо играть по правилам. И история с Приморьем показывает, что никаких нарушений и фальсификаций власть не допустит и будет их пресекать очень жестко».
Отмена итогов голосования на выборах губернатора в Приморском крае позволит обеспечить доверие к избирательной системе и чистоте процедур, а общественным наблюдателям и избирательным комиссиям следует тщательнее приготовиться к новой кампании, отметил Александр Брод. Он подчеркнул важность максимального присутствия на избирательных участках наблюдателей от всех партий, кандидатов, общественников, а также представителей СМИ в ходе новых выборов.