Греческий премьер Алексис Ципрас надеется до конца этого года побывать в России. Об этом намерении сообщил РИА «Новости» источник в правительственных кругах Афин. Сразу возникли предположения: Ципрас хочет поставить точку в нашей ссоре, возникшей этим летом буквально на пустом месте.
В Афинах рассчитывают, что в ближайшее время состоится телефонный разговор премьера и Владимира Путина. Более того, там ждут визита и главы МИД Сергея Лаврова.
«Ципрас считает: то, что произошло, уже произошло, надо оставить это в прошлом. Теперь надо восстановить отношения с Россией, оставить позади происшедшее и идти вперед», – цитирует РИА «Новости» свой источник.
Визит Ципраса анонсировался еще в прошлом году, когда отношения Москвы и Афин, как казалось, были по-прежнему на подъеме. Наблюдался рост взаимной торговли, по инициативе Греции были увеличены почти на 10% поставки российского газа в эту страну. Более того, Ципрас высказался в поддержку строительства газопровода «Турецкий поток» через греческую территорию и далее в Италию.
И вот в июле Греция неожиданно объявила о высылке двух наших дипломатов и запрете въезда в страну еще двум. Представитель кабинета министров Димитрис Дзанакопулос каких-либо внятных объяснений этому явно недружественному шагу по отношению к России не дал, ограничившись лишь общими фразами о том, что высланные дипломаты «не уважали международное право и греческое государство».
Больше конкретики было в словах неких анонимных источников в МИД Греции, которые привела местная газета Kathimerini. Но там было много непонятного: высланным дипломатам инкриминировались «попытки выуживать и распространять информацию, а также совершать подкуп государственных чиновников». При этом имена этих чиновников так и не были названы, а «выуживать и распространять информацию» – это, в общем, прямая профессиональная обязанность дипломатов.
Как отмечала газета ВЗГЛЯД, неофициально высказывались еще две версии высылки дипломатов.
Во-первых, в греческой прессе обратили внимание: инцидент произошел сразу же после того, как Греция договорилась с бывшей югославской республикой Македонией относительно ее названия. Греки издавна привыкли называть Македонией область на севере своей страны. Опасаясь территориальных притязаний, Греция требовала от своей соседки сменить название, обещая в противном случае не пускать ее в ЕС и НАТО. И вот Ципрас дал добро на то, чтобы бывшая югославская республика именовалась «Республикой Северная Македония». Это значит, что НАТО на Балканах может расширяться, что, в свою очередь, очень не устраивает Москву, но вполне устраивает США. Россияне якобы участвовали в организации митингов, утверждает местная пресса.
Есть и вторая версия: греков не устраивает проникновение в страну Российского императорского Палестинского общества – в этом усматривают попытку «внести раскол» в греческую церковь, которая не отделена от государства. Утверждалось, что скандал может быть связан с попытками Киева добиться от греческих иерархов санкции на автокефалию украинской церкви, которым из Москвы пытались противостоять.
Как бы то ни было, в визите Ципраса усмотрели намерение «откатить ситуацию назад». Но возникает вопрос – какие конкретно шаги надо сделать Греции, чтобы замять скандал?
Одного аннулирования высылки российских дипломатов недостаточно, уверен шеф-корреспондент греческого телеканала «Мега» Афанасиос Авгеринос. Ципрасу необходимо отправить в отставку главу МИД Никоса Котзиаса за приверженность проамериканскому курсу, подчеркнул собеседник в беседе с газетой ВЗГЛЯД. Да и сам внешнеполитический курс нуждается в пересмотре. Авгеринос подчеркивает:
«Греки не давали Ципрасу поручение ухудшать отношения с Россией. Наоборот, ему поручали эти отношения улучшать».
Так что премьер решил сделать шаг навстречу Москве, потому что испугался греческих избирателей, считает Авгеринос. «Мне кажется, Ципрас понял, что проигрывает в глазах общества из-за этого кризиса, – полагает греческий журналист. – Ведь эти действия против российских дипломатов выглядят просто как явное выполнение указания американского посольства».
А для премьер-министра, по мнению Авгериноса, подобное свидетельство как нельзя некстати. В следующем году стране предстоят парламентские выборы, а у правящей коалиции СИРИЗА и так рейтинг оставляет желать лучшего. СИРИЗА приходила к власти под лозунгом прекращения непопулярной политики жесткой экономии и сокращения государственных расходов, но Ципрас ее продолжил. Как говорит Авгеринос:
«В глазах греческого избирателя фотография в Кремле вместе с Владимиром Путиным – это большой плюс любому политику».
Руководитель Центра политэкономических исследований Василий Колташов, несколько лет живший в Греции, придерживается иного мнения. Ципрас идет на мировую под давлением Евросоюза в целом, полагает эксперт. «Ципрас – это политик, который сейчас маневрирует между Берлином и Вашингтоном, – заметил Колташов в беседе с газетой ВЗГЛЯД. – Но то, что он сейчас стремится исправить ситуацию, делается, возможно, под давлением Берлина и Брюсселя. Ципрас маневрирует. Так же маневрирует, кстати сказать, Петр Порошенко.
Это вообще является нормальным сейчас в Европе – не ориентироваться, скажем, на евробюрократию, а использовать противоречия между различными центрами силы».
По этой причине Колташов не верит в долговременное улучшение отношений с Грецией. «Как раз наоборот. Запросто может случиться так, что после каких-то дружеских заявлений последуют новые обвинения в адрес российских дипломатов. Это очень легко», – полагает собеседник.
Теоретически Ципрасу можно дать несколько советов для сближения с Россией. Например, Греция как член Евросоюза могла бы наконец заключить альянс с Италией и Венгрией и вместе блокировать продление санкций ЕС, могла бы она также активнее поспособствовать продлению трубопровода «Турецкий поток», перечисляет Колташов.
«Однако Ципрас всего этого не будет делать», – считает эксперт. По его мнению, греческий лидер «может сблизиться с Россией только на символическом уровне». Правда, принесение в жертву главы МИД Греции вполне могло бы стать таким символическим шагом. «Отправить в отставку министра – плевое дело. Для Ципраса это не проблема. Единственный, кого Ципрас не может уволить, – это он сам, потому что он долго к этому месту шел», – отмечает Колташов.