Кремль во вторник назвал пункты повестки встречи в верхах России и Германии, намеченной на субботу в замке Мезеберг под Берлином. «Что касается тем, то это сверка часов по важнейшим проблемам. Это, конечно, и международный круг вопросов – Украина и Сирия. Это и рестрикции, с которыми так или иначе сталкиваются многие страны, и с их последствиями», – перечислил пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков.
Планируется затронуть вопросы реализации крупных коммерческих проектов. «Я имею в виду, конечно, «Северный поток – 2» и иные вопросы», – цитирует Пескова РИА «Новости».
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, накануне представитель кабмина ФРГ Штеффен Зайберт объявил о том, что президент Владимир Путин и канцлер Ангела Меркель встретятся в субботу в правительственной резиденции – дворце Мезеберг. Кстати, последний раз главу российского государства в этом дворце Меркель принимала еще в докрымские безоблачные времена, когда этот пост занимал Дмитрий Медведев. Может, выбор резиденции – тоже намек на уступки со стороны германского правительства?
Американская печать с любопытством и даже озабоченностью восприняла сообщение о неожиданной встрече Меркель и Путина. Ведь разговор двух лидеров пройдет впервые после того, как в начале июля президент Дональд Трамп упрекнул Германию в том, что страна позволила себе угодить под полный контроль России.
The New York Times увидела в этой встрече своего рода реакцию Берлина и Москвы на непредсказуемые действия главы Белого дома. Так, введение Трампом пошлин на сталь и алюминий, а также подготовка нового пакета антироссийских санкций подталкивают Путина и Меркель если не к союзничеству, то как минимум к более тесному сотрудничеству и поиску совместных ответов на внешнеполитические действия Вашингтона.
Также ожидается, что лидеры государств обсудят проблему беженцев, связанную с сирийским гуманитарным кризисом. В ФРГ Меркель подвергается нападкам со стороны своих коллег за то, что позволила сотням тысяч мигрантов беспрепятственно оказаться в ФРГ, потому в ее интересах достичь сделки, которая позволила бы многим беженцам вернуться домой. «Учитывая роль Москвы в поддержке президента Сирии Башара Асада, здесь потребуется участие России», – пишет Тhe New York Times.
В то же время журналисты Newsweek предполагают, что, несмотря на взаимное недоверие, лидеры прежде всего обсудят вопросы бизнеса, ключевым из которых является «Северный поток – 2», нещадно критикуемый американцами. Опрошенные еженедельником эксперты предполагают, что Меркель попросит Путина сохранить долю транзита газа через Украину, и российскому президенту не составит труда пойти на такой шаг.
«Это действительно нужно из-за необходимости удовлетворять все больший спрос на газ в Европе в обычное время, а особенно в периоды пикового спроса, говорит Newsweek (перевод «Инопресса.ру»). Все это позволит Меркель ослабить критику в свой адрес из-за реализации данного проекта.
Как считает депутат парламента ФРГ от партии «Альтернатива для Германии» Вальдемар Гердт, своими действиями США сами подталкивают Россию и Германию ближе друг к другу.
«Это сближает нас. Идет глобальная геополитическая игра. Наконец снимаются все гуманитарные маски, которыми эта игра всегда прикрывалась, сейчас говорится о прямых коммерческих интересах государств. Чем быстрее Германия начнет понимать, что сфера ее интересов лежит не за океаном, а по соседству, тем лучше для нас всех, тем быстрее мы придем к отрезвлению», – заявил депутат газете ВЗГЛЯД.
«Политика Трампа – очень правильная, она в интересах своей страны. Господин Путин тоже работает в интересах своей страны. Я буду рад, если и госпожа Меркель начнет действовать в интересах своей страны. Поэтому, уверен, Путин и Меркель сблизятся», – сказал Гердт.
Диалог наших стран после крымских событий был свернут практически по всем направлениям, напоминает газете ВЗГЛЯД замдиректора Института Европы РАН Владислав Белов.
«Теперь мы видим поступательное развитие на уровне очень хороших контактов Меркель и Путина. Новое правительство ФРГ, которое вступило в должность 14 марта, подтверждает курс на поступательное развитие отношений. Даже Маас, новый министр иностранных дел, сначала достаточно негативно высказывался о России, постепенно смягчился», – сказал российский эксперт газете ВЗГЛЯД.
Белов особо отметил, что канцлер вышла из отпуска только в понедельник – и сразу было объявлено, что в субботу, то есть уже на шестой день, она побеседует с Путиным. По оценке Белова, в центре внимания будет не только урегулирование в Сирии и на Украине, но и противодействие США, взаимная кооперация наперекор экстерриториальным санкциям.
В отличие от депутата Бундестага, российский эксперт надеется, что сделка по Сирии возможна.
«Возвращение сирийских беженцев через взаимодействие ФРГ, Франции, ЕС и России станет прорывом, если договорятся. Меркель может пойти на это,
– считает российский эксперт. – Для нее возвращение беженцев – один из краеугольных камней ее политики. Меркель не менее, чем Путин, заинтересована в этом».
А вот «Северный поток», подчеркнул Белов, реально оказался под угрозой. «Если американцы начнут вводить санкции конкретно против «Потока», возникнут сложности с его финансированием. Ни у Германии, ни у ЕС, ни у России пока нет реального ответа на возможное введение санкций против участников проекта», – уверен Белов.
Эксперт назвал желательным, чтобы в ходе переговоров оба лидера высказались бы за перевод на евро расчетов ЕС и России за нефть и газ, что «стало бы примечательным сигналом для рынка». Он напомнил, что к подобным мерам уже призвали Иран и Турция.
А вот эксперт германского Фонда Науманна Саша Тамм не думает, что Германия изменит свою политику в отношении России.
«Нельзя говорить о каком-то союзе России и Германии. Возможно лишь, что новых германских санкций против России больше не будет. И новые санкции Трампа в Германии не поддержат, – сказал немецкий политолог газете ВЗГЛЯД. – Однако старые санкции Евросоюза против России сохранятся».
По мнению Тамма, на позицию Германии не повлияет и торговая война, которую Дональд Трамп начал против ЕС. «Все партии и правительство Германии сильно критикуют эту начатую Трампом торговую войну, – считает политолог. – И, конечно, предприниматели хотят развивать торговлю с Россией. Только Берлин не пойдет против воли Евросоюза, где сохраняется определенный консенсус по России».
Зато Тамм полагает, что надежды на возвращение сирийцев из Германии на родину, где ситуация стабилизируется, небеспочвенны.
«Уже по нашему телевидению звучат интервью, в которых беженцы говорят об этом. Из Ливана и Иордании в Сирию беженцы уже возвращаются», – сказал берлинский политолог. «Сотрудничество с Россией по вопросам сирийских беженцев может быть», – предположил Тамм.
А вот депутат Гердт сомневается в том, что беженцев будет легко вернуть в Сирию.
«Да, посыл Владимира Владимировича может помочь этой программе, но насильно никого не выгонишь. Надо создать интересные условия, чтобы беженцы сами решили возвращаться. В этой связи было бы интересно послушать, что скажут Путин и Меркель», – признался депутат Бундестага. Впрочем, на его взгляд, даже такая мера уже не поможет Меркель вернуть себе авторитет внутри страны. «Думаю, доверие она потеряла. Восстановить доверие сможет только новый лидер Германии», – подытожил Гердт.