Для верующего христианина не подлежит сомнению воскресение Иисуса Христа. Для мусульманина – вознесение пророка Мухаммеда. Для буддиста – череда перерождений души на пути к нирване. Для новой религии, шествующей сейчас по Западу, названия пока не придумали, но оно должно быть производным от слова «русофобия». Потому что символ веры этой религии: «Россия всегда виновата».
Почему Россия? Потому что она не может быть не виновата. Почему виновата? Потому что Россия! Почему всегда? Потому что – смотри пункт один.
Как и любая другая религия, новая не требует научных доказательств. В зависимости от интеллектуального уровня адепта этой веры он либо удовлетворяется мнением «пророков», не требуя дополнительных подтверждений, либо обращается к принципу «кому выгодно», толкуемому однобоко.
Вот и отравление Скрипаля, оказывается, «очень выгодно России» (а мы тут, как говорится, не в курсе). Пророки (или апостолы, как кому больше нравится) уже начали изрекать откровения своей пастве.
Джон Маккейн: «Мы должны признать жестокую реальность: будь то где-нибудь в тени Кремля или в тихом городе в сельской местности Англии, Путин не постесняется принять участие в спланированном его государством убийстве и подвергнуть опасности жизни невинных свидетелей».
«Тень Кремля» – это, если кто не понял, намек на убийство Бориса Немцова, виновные в котором уже отбывают наказание.
Михаил Ходорковский: «Путин приказал сделать это, или, что тоже вероятно, Путин потерял контроль над спецслужбами».
Доказательства? Никаких доказательств. Как говорил герой фильма «Мимино» в исполнении Фрунзика Мкртчана: «Я так думаю!»
Григорий Чхартишвили, известный под псевдонимом Борис Акунин: «Лично мне представляется, что именно в этом и заключается цель акции – вызвать острую реакцию британского общества и правительства. Зачем, спросите вы? Ну, во-первых, всем понятно, что ничего действительно болезненного для Кремля правительство Ее Величества сделать не в состоянии. Наиболее вероятная реакция легко предсказуема: гонения на больших и средних russian oligarchs, благополучателей режима, которые сейчас живут на две страны. Оно и легко исполнимо, и британской публике понравится. Да только именно этого, по-моему, режиму и нужно».
Акунин не уточняет, почему для достижения этой цели нужно убивать максимально «грязным» и опасным способом бывшего шпиона и его дочь. Тем более гонения на russian oligarchs и так шли своим чередом, не видно особой причины для того, чтобы их ускорять.
Менее известные адепты новой религии из числа журналистов западных СМИ тем более не утруждают себя ни доказательствами, ни логикой.
«Возможно, Россия не скрывается за атакой на Скрипаля, однако подозрения парадоксальным образом приходятся кстати Кремлю. Они укрепляют менталитет «осажденной крепости», на котором строится вся предвыборная кампания Путина: весь мир против нас, и только один человек в состоянии дать ему отпор», – рассуждает журналист Süddeutsche Zeitung Юлиан Ханс.
И что с того, что в послании президента Федеральному собранию говорилось в первую очередь об открытости границ, необходимости конкурировать за качество жизни и привлекать иностранных специалистов, а о способности защитить границы страны – только во вторую. Логику «весь мир против нас» невозможно найти ни в предвыборной кампании Путина, ни в официальной российской пропаганде. Наоборот, всячески подчеркивается, что друзей у России больше, чем врагов, несмотря на попытки США добиться «изоляции» нашей страны.
«Было бы слишком вопиюще, если бы российский президент заказал подобное нападение на британской почве. Но более пугающим вариантом является то, что покушение на убийство было делом российского отряда ликвидаторов, официально действующего безнаказанно, но по собственной инициативе», – пишет журналист Newsweek Оуэн Мэтьюз.
Дальше идут сумбурные рассуждения об отличиях между ФСБ и ГРУ, приводится мнение неназываемого британского дипломата: «Это нападение могло быть работой офицеров ГРУ, чья карьера была разрушена в результате предательства Скрипаля еще в 1990-х годах». Но даже сам автор статьи задается вопросом: «Но почему сейчас?» И признает: «Несомненно, что при отсутствии каких-либо других правдоподобных мотивов подозрения падут на Россию».
Почему? Да потому что Россия всегда виновата!
Возникает естественный вопрос: почему эта религия при всей бездоказательности утверждений ее пророков имеет такое большое число адептов в западных странах? Видимо, потому что для спокойного существования обывателю нужен понятный и умеренно страшный враг. Террористы плохи тем, что непредсказуемы – как непредсказуем маньяк или инопланетное чудовище, убивающее людей без видимой причины. Кроме того, с ними невозможно договориться.
Традиция британской русофобии насчитывает не одно столетие, и «русский медведь» всегда был удобным врагом – в меру опасным, в меру благородным, а самое главное – договороспособным. И ни на какое «мировое господство» Россия, в отличие от Британии или США, никогда не претендовала. Еще Иван Грозный в своей переписке с Елизаветой не требовал от коллеги ничего особенного, кроме взаимного уважения.
Главная проблема в том, что любая молодая религия требует регулярных «чудес», которые были бы «верно истолкованы» пророками. Именно поэтому Россия «виновата» то в сбитом над Донбассом «Боинге», то во «вмешательстве в выборы», то в «государственной программе допинга». А теперь вот «Путин приказал отравить Скрипаля» (или не приказал, но все равно виноват)».
Сложно сказать, какое «чудо» решат явить миру «пророки» следующим. Как знает любой человек, пытавшийся разумными доводами переубедить неофита традиционной религии или адепта секты, сделать это практически невозможно. До тех пор пока вера в «виновную Россию» остается лишь страшилкой для граждан, серьезного вреда она нанести не способна. Тем более что, как показывают результаты голосования во многих странах, начиная от Чехии и Венгрии и заканчивая все теми же США, обвинения в «пророссийскости» на большинство избирателей не действуют, только на меньшинство.
Но меняет мир не большинство, а активное меньшинство. Мы знаем, что бывает, когда человек, истово верящий в то, что жизнь на Земле станет лучше без евреев, внезапно приходит к власти. И если к власти в стране с ядерным оружием придет человек, всерьез верящий в то, что Россия всегда, без повода и без причин пытается напакостить всему миру, последствия могут быть непредсказуемыми и печальными не только для русских, но и для всей планеты.