В КСНД примут участие большинство сирийских групп, готовых к переговорам, за исключением участников так называемой эр-риядской площадки, ориентированной на правительства Саудовской Аравии и США. Впрочем, некоторые группировки и аффилированные с ними силы все-таки изъявили желание посетить сочинский конгресс.
Пока что не существует единого понимания того, как именно должны выглядеть возможности для окончательной выработки политических решений по Сирии. КСНД представляется не альтернативой женевской платформе, не созданием некоего параллельного трека переговоров, а разумным содействием. По сути дела, это продолжение последовательных усилий России по восстановлению нормальной жизни в единой Сирии.
В то же время Женевский процесс уже который год фактически топчется на месте. Потому Россия, на чьей территории будут происходить переговоры, как и ее партнеры в лице Ирана и Турции, посчитали себя обязанными выступить с инициативой, которая теоретически способна разблокировать ситуацию.
Но КСНД в Сочи только начало длительного процесса мирного урегулирования. Одним заседанием проблему не решишь. Проблема Женевской площадки еще и в том, что там изначально предлагается вести переговоры напрямую между сирийским правительством и оппозицией, что пока не слишком реально – в войне участвовали не две стороны, а несколько десятков. Поэтому в Сочи предлагается наметить лишь общие категории будущего государственного и конституционного устройства САР, что пока не подразумевает посадки за один стол очевидно непримиримых противников.
Впрочем, на КСНД представлен максимально широкий спектр политических, гражданских и этноконфессиональных групп, готовых говорить о мире, новом мирном устройстве Сирии и объединенных любовью к своей стране. Это и определяет возможность говорить о Конгрессе как о той площадке, которая реально способна начать подготовку конституционной реформы и будущих выборов.
Президент России наиболее последовательно выступал за политическое урегулирование сирийского конфликта. Сейчас уже можно констатировать завершение активной фазы военной операции, после которой и была выдвинута инициатива о выводе значительной части российского воинского контингента, а также о запуске широкого диалога с участием представителей всех групп сирийского общества.
Решение о проведении Конгресса было зафиксировано в декабре прошлого года. Это соответствует духу и букве резолюции Совета Безопасности ООН № 2254, но закрепляет ряд принципов, которые были выработаны уже в результате деятельности как российского армейского корпуса в Сирии, так и комиссий по примирению.
Во-первых, это фиксация военного разгрома ИГИЛ. Во-вторых, продолжение боевых действий против «Джебхат ан-Нусры*» и других террористических объединений, которые еще сохраняют боеспособность и подобие политической организации. В-третьих, наращивание усилий по уменьшению насилия и созданию демилитаризованных зон. В-четвертых, абсолютная поддержка государственного единства Сирии и стремлений самих сирийцев через инклюзивный, свободный, справедливый и прозрачный процесс выборов учредить государственный строй, закрепленный в новой конституции и отвечающий интересам всех групп.
Надежда на это есть. «Астанинский процесс», во многом лежащий в основе КСНД, уже дал практические результаты: созданы три зоны деэскалации конфликта и установлен режим прекращения боевых действий. Таких результатов не достигал еще ни один из предыдущих переговорных форматов. Кроме того, КСНД – максимально прозрачный формат. Помимо стран-наблюдателей (Россия, Турция и Иран), которые, кстати, не участвуют в самом процессе переговоров, а только обеспечивают его, в него вовлечены представители ООН (Стаффан де Мистура), государства – постоянные члены СБ ООН, Казахстан, соседи Сирии (Ирак, Иордания, Ливан) и влиятельные арабские государства (Египет, Саудовская Аравия).
Россия оказалась практически безальтернативной площадкой для подобного рода переговоров, поскольку в ней уже побывали практически все представители задействованных в них сторон, включая правительство Сирии и часть непримиримой оппозиции. Кроме того, вывод Россией из САР значительной части своих вооруженных сил наглядно показал, что Москва не имеет никаких агрессивных намерений в регионе, а потому может быть модератором любых мирных переговоров.
Напротив, Соединенные Штаты в последние несколько недель продемонстрировали стремление создать на территории Сирии некие псевдогосударства, что может быть расценено как действия, направленные на деконструкцию САР и нарушение резолюции № 2254. В частности, США открыто провоцируют часть курдов на создание такого псевдогосударства вокруг Африна, что уже привело к конфликту с Турцией, а в перспективе можно воспринимать как начало раздела Сирии внешними силами. Любые действия по эскалации конфликта на северо-востоке Сирии (как и в любой другой ее части) с целью фактического отрыва от Дамаска некоей территории автоматически приведут к началу новой войны.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ