Глава Службы безопасности Украины Василий Грицак в ходе интервью украинскому телеканалу «Прямой» отметился сразу несколькими яркими заявлениями.
Во-первых, он повторил уже привычные обвинения киевских властей о причастности российских спецслужб к террористическим актам на Украине.
Во-вторых, сообщил, что 17 августа в Харькове задержана крупная резидентура российской разведки, которая состояла из 18 человек. Глава СБУ добавил, что курировал «резидентуру» представитель российской разведки, находящийся в Белгороде, личность которого ему известна.
Это далеко не первое заявление подобного рода со стороны представителей Киева. И в терактах они Москву обвиняют постоянно, и «российских разведчиков-диверсантов» ловят регулярно.
Интервью Грицака выделяет из обыденного ряда его прямое обращение к директору ФСБ России Александру Бортникову как «офицера к офицеру». Он заявил, что «даже в условиях войны есть правила, которые нельзя переходить сотрудникам спецслужб».
Последний комментарий отражает уже привычное стремление Киева усидеть сразу на двух стульях.
С одной стороны, обвинения России в агрессии против Украины и идущей войне между странами в последние три с половиной года являются общим местом в риторике Киева. Более того, украинское государство пытается официально зафиксировать статус России как «страны-агрессора».
С другой стороны, Киев, по сути, ограничивается только громкими словами. Украина избегает любых реальных шагов, являющихся само собой разумеющимися в ситуации настоящей войны: от разрыва дипломатических связей до полного прекращения экономического взаимодействия с Россией. Не говоря уж о реальном военном противодействии с помощью вооруженных сил.
По сути, именно в этом главная проблема обращения Грицака к Бортникову.
Как известно, российские спецслужбы также регулярно отчитываются о пресечении диверсионной деятельности представителей Украины в России. Самым громким стал инцидент годичной давности, когда в Крыму на границе с Украиной погибли двое российских военнослужащих. Из свежих случаев можно вспомнить недавнее задержание там же, в Крыму, агента СБУ Геннадия Лимешко, который, по утверждению ФСБ, должен был организовать серию диверсий на полуострове.
Более того, даже реакция противоположных сторон в подобных случаях очень похожа: все обвинения отвергаются, следуют комментарии о провокациях, инсценировках и т. д.
Проблема украинских властей в том, что они стараются соответствовать своим представлениям о том, каким должно быть «настоящее» государство,
но на самом деле подражают и имитируют внешние формы – то, как они их понимают. По-своему забавным является то, что, хотя в качестве образца у Украины официально заявлена Европа, в реальности идет подражание России.
Именно опыт (вернее, его публичная часть) российских спецслужб по борьбе с терроризмом явно стал источником вдохновения для их украинских коллег. Отсюда многочисленные заявления СБУ и СНБУ о задержаниях, предотвращении терактов и т. д. Разница в том, что российские спецслужбы постоянно платят жизнями своих сотрудников за эту борьбу. Как известно, на днях в Дагестане в бою с боевиками погибли двое сотрудников ФСБ из Крыма, в которых, кстати, опознали бывших офицеров СБУ.
На этом фоне усилия украинских спецслужб демонстрировать успешную борьбу с российскими диверсантами выглядят откровенной фальшивкой.
Слова главы СБУ. обращенные к российскому коллеге, только усугубляют это впечатление. Обращение «офицера к офицеру» выглядит не столько пафосным, сколько смешным. Ссылка же на идущую войну между Россией и Украиной просто неуместна в устах профессионала спецслужб.
Ведь он не может не понимать, что упоминания о российско-украинской войне – не более чем часть пропагандистской риторики украинских политиков. Тех самых, которые не готовы подкрепить свои слова реальными действиями управляемого ими государства. В этой ситуации глава ключевой спецслужбы повторением пропагандистского штампа всего лишь дискредитирует работу собственного ведомства. И дает дополнительный аргумент тем, кто утверждает, что СБУ полностью фальсифицирует дела, связанные с «российскими диверсантами».
Показательно, что на заявления Василия Грицака последовали комментарии со стороны политиков и общественных деятелей, депутатов Государственной думы и экспертов. Однако ФСБ и сам Александр Бортников пока так и не удостоили ответом обращение главы СБУ, что прозрачно намекает на их мнение об украинском коллеге и «офицере».