Пользователи социальных сетей с юмором отреагировали на субботний полет президента Украины Петра Порошенко на истребителе МиГ-29.
«Везет президенту – используя служебное положение, прокатился на истребителе, да еще и с таксистом – генерал-полковником», – написал один из пользователей в комментарии к видео с летающим Порошенко на официальной странице президента в Facebook.
Напомним, полет на истребителе Порошенко совершил в субботу, в День воздушных сил Украины, чтобы прибыть на военный аэродром Винницкой области и поздравить военных летчиков с праздником.
Мотивы Порошенко, чей рейтинг популярности уже давно не превышает 10 процентов, очевидны. Впрочем, столь откровенный пиар-ход украинского лидера не только вызвал насмешки, но и дал блогерам пищу для рассуждений о состоянии украинских ВВС.
«Порошенко сделал вид, что на Украине есть ВВС, и прокатился на истребителе МиГ-29»,
– написал пользователь Twitter.
Другой пользователь Twitter счел забавным, что принятый Киевом закон о декоммунизации не коснулся советской техники.
Третий в своем Facebook* заявил:
«Непатриотично как-то на МиГах летать».
Четвертый в комментарии к видео Порошенко на МиГе вопрошал, когда в ВСУ начнут поступать истребители Eurofighter или другие иностранные самолеты.
Громкие обещания
Согласно заявлениям украинских политиков, дела у национальных ВВС прекрасны. Авиация модернизируется, адаптируется под стандарты НАТО и полностью боеспособна.
В начале года командующий ВСУ Сергей Дроздов заявлял, что концерн «Укроборонпром» передаст армии порядка 60 отремонтированных и модернизированных истребителей МиГ-29 и Су-27, штурмовиков Су-25, бомбардировщиков Су-24 и учебно-боевых самолетов Л-39 в 2017 году.
«В контексте развития воздушных сил украинская сторона заинтересована в сотрудничестве по направлениям развития профессиональных и лидерских качеств персонала, развития аэродромов и инфраструктуры, а также подготовке летного и наземного состава в соответствии со стандартами НАТО»,
– заявлял первый заместитель министра обороны Украины Иван Руснак.
В конце мая замначальника вооружения ВСУ Владислав Шостак говорил, что предприятия оборонпрома Украины якобы имеют все необходимые производственные и кооперационные мощности, требуемые для того, чтобы наладить производство собственного боевого самолета, а кроме этого произвести модернизацию и заниматься разработкой новых систем противовоздушной обороны.
О намерении Украины создать собственный многоцелевой истребитель и двигатель к нему говорил и президент Порошенко. Новый самолет, проект которого получил название ЛБС (легкий боевой самолет), должен, по словам украинцев, внешне напоминать советский истребитель МиГ-29 и сочетать в себе украинскую силовую установку в виде двух двигателей, разработанных на базе АИ-322Ф, и авионику западного и украинского производства. По характеристикам же он должен был быть близок к российскому истребителю МиГ-35, шведскому JAS 39 Gripen и китайскому FC-1 Xiaolong.
Заявлялось также о создании нового «высокоскоростного» вертолета VV2, который почему-то оказался медленнее советского Ми-8, эксплуатирующегося с 1960-х годов.
Суровая действительность
Согласно официальным данным украинских ведомств, с начала конфликта в Донбассе украинские воздушные силы и сухопутные войска потеряли от огня противника 11 самолетов (один Ан-30, один Ан-26, один Ил-76, два Су-24, два МиГ-29, четыре Су-25), семь вертолетов (три Ми-8 и четыре Ми-24) и два реактивных беспилотных летательных аппарата Ту-143.
Еще по одному Су-25 (предполагалось, что пилот снизился из хулиганских побуждений и задел провода) и Ми-8 (принадлежавший ГСЧС Украины) потерпели катастрофы по небоевым причинам. Сюда можно добавить вертолет Ми-2, который упал в 2016 году в Кременчуге в ходе тренировочного полета, а также самолет Су-25, загоревшийся на взлетной полосе в том же году. Итого минус 22 машины, не считая двух беспилотников.
Конечно же, единого официального списка потерь Киев никогда не приводил. Более того, Украина в своих заявлениях активно старается скрыть и занизить их количество. Так что приведенный выше список явно является неполным. Например, экс-заместитель начальника генштаба ВСУ Игорь Романенко отмечал, что
с начала конфликта на Украине были сбиты 28 воздушных судов, при этом 17 из этих инцидентов – с погибшими.
Стоит также вспомнить и тот факт, что после ряда потерь ВВС из-за результативных действий ополченцев Киев объявил о прекращении полетов армейской авиации еще в 2014 году. Тогда же и. о. министра обороны Украины Игорь Тенюх в докладе Александру Турчинову, который на тот момент исполнял обязанности президента страны, сообщал, что в украинских ВВС из имеющихся в наличии 507 боевых самолетов и 121 ударного вертолета только 15% исправны и способны подняться в воздух. Однако ввиду «низкой подготовки летного состава выполнять боевые задачи способны не более 10% экипажей».
И это уже не говоря о том, что часть самолетов, как и другой военной техники, оставшейся еще с советских времен, распродается. В частности, министерство обороны Хорватии в 2015 году закупило на Украине пять отремонтированных МиГ-21.
«Закупок новой авиационной техники на Украине вообще нет»
Конечно, говорить о полном отсутствии ВВС у Украины – это явное преувеличение. Такую оценку количества боеспособных летательных аппаратов у Украины дает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Андрей Фролов.
«Если смотреть по боевым самолетам, то у них имеется два типа истребителей – Су-27 и МиГ-29. Общее число боеспособных самолетов вот этого типа, наверное, где-то порядка 20. Примерно около десятка у них боеспособных Су-25 штурмовиков, может быть чуть больше. И где-то не более 20 боеспособных фронтовых бомбардировщиков Су-24»,
– рассказал Фролов газете ВЗГЛЯД.
Примерно такая же ситуация и по вертолетам, подчеркнул собеседник. «Где-то порядка 20 Ми-24 исправных. Ну и, может быть, не более 50 летающих вертолетов Ми-8. Ну и, соответственно, военно-транспортная авиация, которая тоже очень ограниченные возможности имеет», – подчеркнул он.
Заявления же Киева о способности создать современный истребитель – и вовсе абсолютная сказка, полагает Фролов.
«Украина ни технологически, ни финансово не в состоянии создать свой военный самолет даже самого легкого класса»,
– подчеркивал глава комитета Верховной рады по вопросам национальной безопасности и обороны Сергей Пашинский. «Создание военного самолета типа «Элки» (семейство чешских учебно-тренировочных самолетов – прим. ВЗГЛЯД) – это 3–4 млрд долларов. У нас государственный оборонный заказ на этот год – чуть больше 100 млн долларов. О каких военных самолетах на Украине мы можем говорить», – заявлял он. По его словам, весь потенциал украинского ВПК заключается лишь в тотальной распродаже имущества, которое осталось в наследство от Советского Союза.
Фролов также подчеркнул, что закупок новой авиационной техники на Украине вообще нет. «Идут в лучшем случае ремонт и минимальная модернизация советских боевых машин», – отметил он.
Натовская техника Киеву не по карману даже даром
Эксперты уверены, что и в обозримом будущем Киев вряд ли сможет покупать новые образцы авиационной техники. Фролов не исключил, что украинцы могут поискать где-то советские самолеты, например в странах Восточной Европы. «Это можно допустить, но это скорее количественно может их усилить, но не качественно, потому что там самолеты тоже не первой свежести и с ограниченной модернизацией», – указал он.
В этих условиях у Украины есть два пути, полагает эксперт. Первый – это «до невозможности пытаться поддерживать советскую технику в боеспособном состоянии». Например, в 2016 году на это было выделено около 100 млн долларов.
Другой же вариант – это переход на западную технику. «Гипотетически это возможно, но они должны будут всю инфраструктуру свою перестраивать наземную. А это опять же деньги и время», – подчеркнул Фролов.
Военный эксперт Владислав Шурыгин сказал газете ВЗГЛЯД, что у украинцев просто нет денег, чтобы покупать натовскую технику.
«Они рассчитывают, что им будут давать эту технику под кредитные деньги, то есть записывать им в гору, как говорят в картах. И за эту гору не спрашивать, потому что применяться она будет против России. Вот и весь их расчет»,
– подчеркнул он.
Однако даже в случае бесплатного получения такой техники вопрос ее обслуживания и приспособления инфраструктуры никуда не исчезнет. Именно поэтому Киев уже был вынужден в 2014 году отказаться от двух десятков истребителей F-18, которые ему предлагала в дар Канада.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ