С понедельника начались выплаты многомесячных долгов по зарплате на Нижнетагильском заводе теплоизоляционных изделий (НТЗТИ), сообщили в Генпрокуратуре. Для этого уже удалось изыскать 9,5 млн рублей.
Обращались и в прокуратуру, и в министерство, и к управляющему завода...
Сообщение появилось после встречи президента Владимира Путина с врио губернатора Свердловской области Евгением Куйвашевым. Глава государства возмутился «борзотой» и хамством директора Нижнетагильского завода.
Работники предприятия в телеобращении, подготовленном для прямой линии с Путиным, пожаловались на невыплату зарплаты. По их словам, директор заявил рабочим: пока президент к нему лично не обратится, денег никто не получит.
Хоть обращение и не попало в ходе прямой линии 15 июня в эфир, однако президент поручил своей администрации рассмотреть его.
Путин поручил Куйвашеву лично заняться проблемой, на которую рабочие пожаловались в Москву. Кроме того, президент также потребовал выяснить, почему жителей Екатеринбурга заставляют платить за ремонт фасадов домов в связи с ЧМ-2018. Кроме того, Путин поручил разобраться с проблемами при получении льготных лекарств в Свердловской области.
Накануне в Кремле рассказали о новой тактике Путина перед встречами с губернаторами. Глава государства просматривает сообщения, поступившие от жителей данного региона. Первым руководителем, которому вручен список претензий, был губернатор Орловской области Вадим Потомский.
Генпрокуратура разбирается, СК контролирует ход дела
«Я еще попрошу не местную, а именно Генеральную прокуратуру, чтобы разобрались», – указал президент на встрече с врио губернатора.
Глава Следственного комитета Александр Бастрыкин уже поручил проверить ход следствия. Речь идет о деле, возбужденном по факту невыплаты зарплаты почти 170 рабочим. К этому делу были присоединены еще два: по уклонению от уплаты налогов и мошенничеству.
В Генпрокуратуре в свою очередь отчитались: меры по защите прав работников Нижнетагильского завода уже «предпринимались прокуратурой неоднократно». В частности, в прошлом году, после того как прокурор вынес представление, «удавалось частично погасить долги за определенные периоды времени».
«Только когда вмешался президент, вопрос был экстренно решен»
В мэрии Нижнего Тагила газете ВЗГЛЯД сообщили: «Вопрос о задолженности по зарплате работникам Нижнетагильского завода теплоизоляционных изделий мэрией поднимался неоднократно. Обращались и в прокуратуру, и в министерство, и к управляющему завода».
Проблема тянется с прошлого года, отметила пресс-секретарь мэра Галина Кобяк. «В рамках наших полномочий мы сделали все, что могли, – указала собеседница. – Администрация ведь мониторит ежемесячно ситуацию по невыплате». Проводились совещания, были подключены городские и областные СМИ – как раз накануне обращения рабочих к президенту. «В общем-то, и прокуратура проводила проверки, возбуждала уголовное дело», – добавила она.
#{interviewpolit}Но только когда вмешался президент, вопрос был экстренно решен, подчеркнула пресс-секретарь мэра Нижнего Тагила. «Вот сейчас, когда президент задал этот вопрос врио губернатора, сегодня уже в экстренном порядке эти вопросы решены, деньги выплачиваются», – подчеркнула она.
Два собственника внесли уже часть денег, рассказала Кобяк. Состоялось совещание, на котором присутствовали министр промышленности и министр строительства Свердловской области, заместитель прокурора.
Отменим, что врио свердловского губернатора Куйвашев, отвечая на вопрос президента, объяснял: руководство нижнетагильского завода «ни разу не выходило» на администрацию «с просьбой о поддержке, не пыталось войти ни в одну областную программу». Врио главы региона подчеркнул – по его поручению директора завода «уже ищут».
Придано резкое ускорение
«Публичное внимание президента к тому или иному вопросу придает бюрократическому аппарату резкое ускорение», – констатировал в беседе с газетой ВЗГЛЯД председатель совета директоров Фонда ИСЭПИ Дмитрий Бадовский.
Ситуация с нижнетагильским заводом – «логичное и правильное развитие практики предыдущих лет», заметил эксперт.
Анализ обращений граждан позволяет президенту и его администрации четко понимать нюансы и специфику ситуации в каждом регионе, отметил Бадовский. «В этом году сделан еще один шаг вперед, и шаг правильный, – указал собеседник. – Это отработка обращений переведена в публичную плоскость и в плоскость постановки соответствующих поручений и задач президентом перед губернаторами с последующим отчетом».
По его словам, это позволяет усилить политический контрольный аспект в отношении работы губернаторов», а также повышает в глазах граждан ценность этих обращений, они видят, что с ними идет работа и «высшие должностные лица субъектов несут полную политическую и управленческую ответственность за реагирование на эти обращения».
«Прямая линия» – не панацея, а средство получения информация
«Прямая линия превратилась в массовый канал информации», – заявил газете ВЗГЛЯД политолог, президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов.
По словам политолога, это «элемент электронной демократии», поскольку информация представляет собой ценный массив данных и для социологических исследований, и для управления. «Из этого можно извлечь пользу, разослать по регионам существующие запросы, претензии, составить картину того, что и в каких регионах беспокоит людей в первую очередь», – подчеркнул эксперт.
«Это не панацея, это способ получения информации руководством страны и ее передача по этажам управления», – пояснил собеседник. Однако дополняет социологию такой инструмент весьма серьезно: «Никакая социологическая выборка не даст такого масштаба и объема результатов», – констатировал политолог.
Он добавил, что начавшаяся выплата зарплат рабочим – это «следствие импульса сверху», а об эффективности практики говорят системные инструменты. «Этот механизм может стать системным инструментом, если речь будет идти о регулярной обработке таких больших массивов информации и их перенаправлении на нижний уровень управления», – подчеркнул Ремизов.