Политика

14 декабря 2017, 08:08

США проиграли «войну нервов» КНДР

Фото: Lee Jin-man/Reuters

Американский накат на Северную Корею подошел к своему логическому концу: Вашингтон практически открытым текстом предложил Пхеньяну начать диалог. Дальнейшее нагнетание напряженности вокруг ракетно-ядерной программы КНДР бесполезно и опасно, и администрация Трампа начинает подготовку общественного мнения к старту мирных переговоров. Россия будет играть в них очень важную роль.

Весь уходящий год корейская тема оставалась самой горячей международной проблемой. Дональд Трамп говорил о возможности военного решения «корейской ракетно-ядерной проблемы», а Ким Чен Ын запускал все более совершенные баллистические ракеты и проводил испытания атомной бомбы.

Весь остальной мир призывал КНДР и США начать переговоры – хотя бы в том самом шестистороннем формате (две Кореи, США, Япония, Россия и Китай), который был прерван еще в прошлом десятилетии. Вашингтон отвечал крайне запутанно – говоря одновременно и о том, что переговоры могут идти только про условия отказа КНДР от ядерного оружия (что, естественно, абсолютно неприемлемо для Пхеньяна), и о том, что в принципе нельзя исключать даже встречу Трампа с Кимом.

И вот во вторник произошел исторический перелом в позиции США.

В выступлении госсекретаря Рекса Тиллерсона в вашингтонском Атлантическом совете Северной Корее было уделено много внимания. В частности, госсекретарь даже рассказал, что Вашингтон заверил Пекин, что если власть Ким Чен Ына вдруг неожиданно «из-за внутренних причин» падет и американской армии придется пересечь 38-ю параллель для восстановления порядка, то она непременно вернется обратно, в Южную Корею.

Этот фантастический сценарий – в котором нереальна сама возможность падения северокорейского режима в результате каких-то внутренних причин – видимо, был призван успокоить китайцев. Вот, дескать, мы не хотим оккупировать территорию вашего союзника. Но на самом деле даже в таком гипотетическом варианте подобный сценарий совершенно не может устраивать Китай. КНДР является его военным союзником, и независимо от того, кто и как находится у власти в Пхеньяне, Пекин будет выполнять свои обязательства по защите Северной Кореи. Потому что это, в первую очередь, отвечает китайским национальным интересам – американцы и так заняли Южную Корею, не хватало им претендовать еще и на Северную. Не для того миллионная китайская армия воевала с американской в Корейской войне начала 50-х.

Но всё это Тиллерсон рассказывал лишь как прелюдию к главному тезису – готовности к переговорам.

Подход к этому тезису был, естественно, обставлен как полагается. Для начала Тиллерсон подтвердил привычную американскую позицию о том, что «Северная Корея представляла и представляет самую непосредственную угрозу нашей стране, настолько значительную, что продолжать игнорировать ее нельзя» – и повторил любимую формулировку администрации Трампа о том, что в отношении КНДР «мы покончим с эпохой стратегического терпения, приступим к эпохе стратегической ответственности». По словам Тиллерсона, американские военные готовы отразить любые угрозы северокорейцев, но при этом:

«Мы не будем добиваться смены режима, мы не добиваемся коллапса режима, мы не добиваемся ускоренного объединения Корейского полуострова, мы не ищем причины, чтобы послать наши вооруженные силы к северу от демилитаризованной зоны».

Добавив, что «нереалистично» ожидать от КНДР, что она откажется от ядерного оружия, на разработку которого было затрачено много времени и ресурсов, Тиллерсон перешел к главному:

«Нам нужно, чтобы Северная Корея села за стол переговоров. Мы готовы говорить с ними, когда бы они ни захотели».

Да, Тиллерсон добавил, что «я продолжу наши дипломатические усилия до того момента, когда упадет первая бомба» – ну так тактика запугивания является ключевой в линии Трампа по отношению к КНДР. Но главное было сказано – «мы готовы к переговорам в любое время, мы согласны провести первую встречу без предварительных условий»:

«Давайте просто встретимся. Мы можем поговорить о погоде, если вы этого хотите. Мы можем обсудить, является ли стол круглым или квадратным. Но можем ли мы для начала встретиться лицом к лицу и просто поговорить?»

Конечно, госсекретарь прибавил, что Пхеньян должен вступить в переговорный процесс «с пониманием, что они хотят сделать иной выбор» – но его же слова про «отсутствие предварительных условий», конечно, важней.

Слова Тиллерсона вскоре попросили прокомментировать Белый дом – но там, по сути, ушли от ответа, заявив, что «позиция президента США по этому вопросу остаётся неизменной» и Дональд Трамп считает, что Пхеньян угрожает всему миру. Ну так об угрозе и Тиллерсон говорил, но главное-то в его заявлении – призыв к переговорам. И это Трамп не дезавуировал – хотя несколько месяцев назад, после заявлений Тиллерсона о том, что переговоры возможны, президент отреагировал в твиттере напоминанием о том, что военное решение также остается на повестке дня. Честно говоря, и тогда было очень похоже на то, что Трамп и Тиллерсон просто разыгрывают партии «злого» и «доброго» следователей в отношении Пхеньяна. Теперь же время для игр заканчивается. Почему?

Во-первых, Штатам нечего больше выжимать из ситуации вокруг КНДР – ведь они в принципе накрутили градус вокруг этого «кризиса», в первую очередь, для того, чтобы получить возможность давить на Пекин, ставя китайские власти в положение оправдывающегося за своего якобы неразумного союзника, «меньшого брата». Но игра Трампа с Си на корейском поле зашла в тупик – больше никаких шагов, которые могут расцениваться как уступки, Пекин делать не будет. То есть шансов на ужесточение санкций против КНДР нет – ни Пекин, ни Москва не поддержат соответствующие американские резолюции в Совбезе ООН.

Ведь уже последнее, сентябрьское ужесточение было, что называется, уступкой – до этого Москва заявляла, что лимит на ужесточение санкций исчерпан. Теперь же, после недавних испытаний новой корейской ракеты, США заговорили о необходимости усилить санкции – например, «включая и использование права на запрет морского сообщения с Северной Кореей» – но стало понятно, что Россия и Китай не поддержат этих мер. Более того, Сергей Лавров в резкой форме заявил, что США провоцируют Пхеньян и если они собираются во что бы то ни стало напасть на него, то пускай прямо скажут об этом.

Во-вторых,

Трамп постепенно выбирается из болота «русских связей», обретая возможность проводить свою политику.

Принята налоговая реформа, ослаблены противники в Конгрессе, начата новая игра на Ближнем Востоке через стимулирование палестино-израильских переговоров путем «переворачивания стола» с Иерусалимом – так что и на Дальнем Востоке пора переходить к «мирным процедурам».

Ну и, в-третьих, приближается Олимпиада в Пхенчхане – и туристы со всего мира не горят желанием поехать в Южную Корею в такой, по словам самих противоборствующих сторон, «предвоенной» атмосфере». То есть Олимпиада оказывается под угрозой – если США продолжат свои словесные нападки на КНДР и не прекратят проводить военные маневры у ее границ. Ни Трампу, ни Тиллерсону не хочется, чтобы их изображали как людей, из-за которых невозможно нормально провести Олимпиаду.

Нет сомнений, что обращение Тиллерсона будет услышано в Пхеньяне, который недавно заявил о том, что завершил создание своих ракетно-ядерных сил. Конечно, ракетная программа на этом не завершена, но Пхеньян вполне может позволить себе взять реальную паузу в испытаниях как ракет, так и атомного оружия. И приступить к переговорам – сначала тайным (где-нибудь в Москве или Пекине), а потом уже и официальным. В шестистороннем формате – с участием России, Китая, Японии и Южной Кореи. Начнутся ли они до Олимпиады или после ее завершения – не принципиально. Главное, чтобы стороны наконец-то перешли к этому нудному, но единственно возможному процессу.

Неудивительно, что в Москве сразу же приветствовали заявление Тиллерсона, сказав, что они, «безусловно, вызывают удовлетворение»:  

«Подобные конструктивные заявления гораздо больше импонируют, чем конфронтационная риторика, которую мы слышали до сих пор. Это можно приветствовать, это идет в русле тех призывов, которые оглашала российская сторона, о чем неоднократно говорил президент Путин, что конфронтационная риторика и любые шаги, которые могут провоцировать дальнейшую напряженность на Корейском полуострове, абсолютно контрпродуктивны», – так сказал пресс-секретарь президента.

Любопытно, что далее пресс-секретарю президента был задан более чем странный вопрос, сама формулировка которого выдает мышление либерал-пораженцев, стремящихся во всем выискивать какой-либо проигрыш России.

«Не отнимает ли таким образом Вашингтон у Москвы инициативу по проведению прямых переговоров по урегулированию ядерной проблемы КНДР?» – спросили Пескова. Как будто бы эту ситуацию вообще можно рассматривать под углом подобного соперничества. «Здесь главная общая задача – снизить напряженность на Корейском полуострове, и в данном случае здесь никто ни у кого ничего вырвать не может, тут главное – реализация этой задачи», – ответили в Кремле.

Более того, после начала переговоров роль России в них будет важнейшей.

Как посредник между США и КНДР наша страна имеет уникальные возможности. Мы не являемся военным союзником Пхеньяна, но при этом пользуемся его большим уважением и доверием.

Северокорейцы будут понимать, что наша роль ни в коей мере не может быть проамериканской. А американцы, помня о нашей более чем конструктивной позиции в ходе многосторонних переговоров по иранскому ядерному досье, будут видеть в нас сторону, реально заинтересованную в заключении соглашения. Естественно, ни о каком отказе КНДР от ракетно-ядерного оружия не может быть и речи. Но вполне реально прийти к легализации корейской ракетно-ядерной программы и мораторию Пхеньяна на новые испытания при условии заключения полномасштабного мирного договора между США и КНДР.

Но это отдельная – и долгая – тема. Которая, на самом деле, после того как «корейская угроза» исчезнет с радаров мировой прессы, никому, кроме специалистов, не будет интересна. Это и будет главным признаком того, что кризис миновал.

Текст: Петр Акопов

Вам может быть интересно

Спецназ начал разгонять акцию протеста у здания парламента в Тбилиси
Темы дня

Зачем Украина признала себя диктатурой

Миф о демократии на Украине можно считать окончательно разоблаченным. И соответствующее признание де-факто сделал сам киевский режим, предъявив Европе соответствующее заявление о системных нарушениях прав человека в стране. Что означает это признание и зачем оно нужно Киеву?

В США испугались сокращения объемов российской нефти на рынке

США временно разрешили проводить операции с российскими банками, в том числе Сбербанком и ВТБ. Транзакции возможны только в области энергетики и согласованы до 1 ноября этого года. Почему Вашингтон принял такое решение и как оно отразится на рынке?

Военный эксперт объяснил неразорвавшиеся суббоеприпасы от ракет ATACMS в Крыму

Бывший американский разведчик рассказал о страхе США перед Россией

Отступление ВСУ из Очеретино вызвало бурную реакцию на Украине

Новости

Российские войска продвинулись на трех ключевых направлениях

ВС России в последние сутки смогли занять более выгодные позиции сразу на нескольких направлениях, указало российское Министерство обороны во вторник.

Белый дом отказался признавать уничтожение шести ракет ATACMS российской ПВО

Координатор по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности Белого дома Джон Кирби не стал комментировать информацию о том, что шесть американских ракет ATACMS были сбиты средствами противовоздушной обороны (ПВО) России.

Маск предрек «бесконечную войну» из-за соглашения между США и Украиной

Возможное соглашение между Киевом и Вашингтоном повлечет «бесконечную войну», заявил американский предприниматель Илон Маск.

BI: Ошибка ВСУ помогла России продвинуться у Очеретино

ВСУ допустили ошибку, которая позволила российским войскам провести успешное наступление у Очеретино, пишет Business Insider (BI).

В Германии возмутились словами Зеленского о ВС России

Читатели немецкого издания Focus раскритиковали заявление украинского президента Владимира Зеленского о том, что ВС России пользуются возможностями, пока украинской армии не хватает вооружения.

Ученый сказал, что уничтожает инопланетные цивилизации во всех галактиках

Инопланетные цивилизации могли погибнуть из-за гамма-всплесков, предположил профессор физики и астрономии Университета Стоуни-Брук Фредерик Уолтер.

Арестованы пятеро подозреваемых в поджоге вертолета в Москве

В столице под стражу помещены пятеро подозреваемых в поджоге вертолета в аэропорту Остафьево, сообщили в пресс-службе судов общей юрисдикции города.

Европу предупредили о риске новой зависимости от России

Европа неосознанно становится зависимой от российских удобрений, как это уже происходило с газом, заявил исполнительный директор норвежской химической компании Yara International Торе Хольсетхер.

AstraZeneca признала образование тромбов у пациентов из-за вакцины от COVID

Британско-шведская фармкомпания AstraZeneca признала, что ее вакцина против коронавируса может вызывать тромбоз, пишет Telegraph со ссылкой на документы из коллективного судебного иска.

Пленный ВСУ рассказал об обмане командования в Очеретино

Командование Вооруженных сил Украины (ВСУ) обманом отправило непригодных к военной службе в Очеретино, заявил украинский военнопленный Александр Ведерников.

Помощник Майданова раскрыл подробности о состояния артиста

Состояние певца Дениса Майданова нормализовалось, с ним все в порядке, рассказал помощник артиста.

Армения признала проблемы в отношениях с Россией

В отношениях Еревана и Москвы есть некоторые проблемы, стороны работают над их решением, заявил армянский министр иностранных дел Арарат Мирзоян.
Мнения

Владимир Можегов: Как джаз взломал культурный код белой Америки

Когда говорят, что джаз – музыка народная, это не совсем правда, или даже – совсем не правда. Никаких подлинных африканских корней у этой музыки нет. Но как же такая музыка смогла не только выжить, но и завоевать мир? А вот это очень интересная история.

Тимур Шерзад: Выборгская резня навсегда останется позором Финляндии

29 апреля 1918 года финские белые войска взяли Выборг, один из главных центров красных финнов. И тут же принялись вымещать свою ненависть к коммунистам. Но большинством жертв кровавой расправы стало обычное русское население города.

Андрей Новиков-Ланской: Русская идея Иммануила Канта

Самая устойчивая кантианская цитата – его сентенция о звездном небе над нами и нравственном законе внутри нас. В этой метафоре сконцентрированы главные русские интуиции: чувство бесконечного пространства и нравственное чувство, поиск высшей справедливости.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?