Политика

14 декабря 2017, 08:08

США проиграли «войну нервов» КНДР

Фото: Lee Jin-man/Reuters

Американский накат на Северную Корею подошел к своему логическому концу: Вашингтон практически открытым текстом предложил Пхеньяну начать диалог. Дальнейшее нагнетание напряженности вокруг ракетно-ядерной программы КНДР бесполезно и опасно, и администрация Трампа начинает подготовку общественного мнения к старту мирных переговоров. Россия будет играть в них очень важную роль.

Весь уходящий год корейская тема оставалась самой горячей международной проблемой. Дональд Трамп говорил о возможности военного решения «корейской ракетно-ядерной проблемы», а Ким Чен Ын запускал все более совершенные баллистические ракеты и проводил испытания атомной бомбы.

Весь остальной мир призывал КНДР и США начать переговоры – хотя бы в том самом шестистороннем формате (две Кореи, США, Япония, Россия и Китай), который был прерван еще в прошлом десятилетии. Вашингтон отвечал крайне запутанно – говоря одновременно и о том, что переговоры могут идти только про условия отказа КНДР от ядерного оружия (что, естественно, абсолютно неприемлемо для Пхеньяна), и о том, что в принципе нельзя исключать даже встречу Трампа с Кимом.

И вот во вторник произошел исторический перелом в позиции США.

В выступлении госсекретаря Рекса Тиллерсона в вашингтонском Атлантическом совете Северной Корее было уделено много внимания. В частности, госсекретарь даже рассказал, что Вашингтон заверил Пекин, что если власть Ким Чен Ына вдруг неожиданно «из-за внутренних причин» падет и американской армии придется пересечь 38-ю параллель для восстановления порядка, то она непременно вернется обратно, в Южную Корею.

Этот фантастический сценарий – в котором нереальна сама возможность падения северокорейского режима в результате каких-то внутренних причин – видимо, был призван успокоить китайцев. Вот, дескать, мы не хотим оккупировать территорию вашего союзника. Но на самом деле даже в таком гипотетическом варианте подобный сценарий совершенно не может устраивать Китай. КНДР является его военным союзником, и независимо от того, кто и как находится у власти в Пхеньяне, Пекин будет выполнять свои обязательства по защите Северной Кореи. Потому что это, в первую очередь, отвечает китайским национальным интересам – американцы и так заняли Южную Корею, не хватало им претендовать еще и на Северную. Не для того миллионная китайская армия воевала с американской в Корейской войне начала 50-х.

Но всё это Тиллерсон рассказывал лишь как прелюдию к главному тезису – готовности к переговорам.

Подход к этому тезису был, естественно, обставлен как полагается. Для начала Тиллерсон подтвердил привычную американскую позицию о том, что «Северная Корея представляла и представляет самую непосредственную угрозу нашей стране, настолько значительную, что продолжать игнорировать ее нельзя» – и повторил любимую формулировку администрации Трампа о том, что в отношении КНДР «мы покончим с эпохой стратегического терпения, приступим к эпохе стратегической ответственности». По словам Тиллерсона, американские военные готовы отразить любые угрозы северокорейцев, но при этом:

«Мы не будем добиваться смены режима, мы не добиваемся коллапса режима, мы не добиваемся ускоренного объединения Корейского полуострова, мы не ищем причины, чтобы послать наши вооруженные силы к северу от демилитаризованной зоны».

Добавив, что «нереалистично» ожидать от КНДР, что она откажется от ядерного оружия, на разработку которого было затрачено много времени и ресурсов, Тиллерсон перешел к главному:

«Нам нужно, чтобы Северная Корея села за стол переговоров. Мы готовы говорить с ними, когда бы они ни захотели».

Да, Тиллерсон добавил, что «я продолжу наши дипломатические усилия до того момента, когда упадет первая бомба» – ну так тактика запугивания является ключевой в линии Трампа по отношению к КНДР. Но главное было сказано – «мы готовы к переговорам в любое время, мы согласны провести первую встречу без предварительных условий»:

«Давайте просто встретимся. Мы можем поговорить о погоде, если вы этого хотите. Мы можем обсудить, является ли стол круглым или квадратным. Но можем ли мы для начала встретиться лицом к лицу и просто поговорить?»

Конечно, госсекретарь прибавил, что Пхеньян должен вступить в переговорный процесс «с пониманием, что они хотят сделать иной выбор» – но его же слова про «отсутствие предварительных условий», конечно, важней.

Слова Тиллерсона вскоре попросили прокомментировать Белый дом – но там, по сути, ушли от ответа, заявив, что «позиция президента США по этому вопросу остаётся неизменной» и Дональд Трамп считает, что Пхеньян угрожает всему миру. Ну так об угрозе и Тиллерсон говорил, но главное-то в его заявлении – призыв к переговорам. И это Трамп не дезавуировал – хотя несколько месяцев назад, после заявлений Тиллерсона о том, что переговоры возможны, президент отреагировал в твиттере напоминанием о том, что военное решение также остается на повестке дня. Честно говоря, и тогда было очень похоже на то, что Трамп и Тиллерсон просто разыгрывают партии «злого» и «доброго» следователей в отношении Пхеньяна. Теперь же время для игр заканчивается. Почему?

Во-первых, Штатам нечего больше выжимать из ситуации вокруг КНДР – ведь они в принципе накрутили градус вокруг этого «кризиса», в первую очередь, для того, чтобы получить возможность давить на Пекин, ставя китайские власти в положение оправдывающегося за своего якобы неразумного союзника, «меньшого брата». Но игра Трампа с Си на корейском поле зашла в тупик – больше никаких шагов, которые могут расцениваться как уступки, Пекин делать не будет. То есть шансов на ужесточение санкций против КНДР нет – ни Пекин, ни Москва не поддержат соответствующие американские резолюции в Совбезе ООН.

Ведь уже последнее, сентябрьское ужесточение было, что называется, уступкой – до этого Москва заявляла, что лимит на ужесточение санкций исчерпан. Теперь же, после недавних испытаний новой корейской ракеты, США заговорили о необходимости усилить санкции – например, «включая и использование права на запрет морского сообщения с Северной Кореей» – но стало понятно, что Россия и Китай не поддержат этих мер. Более того, Сергей Лавров в резкой форме заявил, что США провоцируют Пхеньян и если они собираются во что бы то ни стало напасть на него, то пускай прямо скажут об этом.

Во-вторых,

Трамп постепенно выбирается из болота «русских связей», обретая возможность проводить свою политику.

Принята налоговая реформа, ослаблены противники в Конгрессе, начата новая игра на Ближнем Востоке через стимулирование палестино-израильских переговоров путем «переворачивания стола» с Иерусалимом – так что и на Дальнем Востоке пора переходить к «мирным процедурам».

Ну и, в-третьих, приближается Олимпиада в Пхенчхане – и туристы со всего мира не горят желанием поехать в Южную Корею в такой, по словам самих противоборствующих сторон, «предвоенной» атмосфере». То есть Олимпиада оказывается под угрозой – если США продолжат свои словесные нападки на КНДР и не прекратят проводить военные маневры у ее границ. Ни Трампу, ни Тиллерсону не хочется, чтобы их изображали как людей, из-за которых невозможно нормально провести Олимпиаду.

Нет сомнений, что обращение Тиллерсона будет услышано в Пхеньяне, который недавно заявил о том, что завершил создание своих ракетно-ядерных сил. Конечно, ракетная программа на этом не завершена, но Пхеньян вполне может позволить себе взять реальную паузу в испытаниях как ракет, так и атомного оружия. И приступить к переговорам – сначала тайным (где-нибудь в Москве или Пекине), а потом уже и официальным. В шестистороннем формате – с участием России, Китая, Японии и Южной Кореи. Начнутся ли они до Олимпиады или после ее завершения – не принципиально. Главное, чтобы стороны наконец-то перешли к этому нудному, но единственно возможному процессу.

Неудивительно, что в Москве сразу же приветствовали заявление Тиллерсона, сказав, что они, «безусловно, вызывают удовлетворение»:  

«Подобные конструктивные заявления гораздо больше импонируют, чем конфронтационная риторика, которую мы слышали до сих пор. Это можно приветствовать, это идет в русле тех призывов, которые оглашала российская сторона, о чем неоднократно говорил президент Путин, что конфронтационная риторика и любые шаги, которые могут провоцировать дальнейшую напряженность на Корейском полуострове, абсолютно контрпродуктивны», – так сказал пресс-секретарь президента.

Любопытно, что далее пресс-секретарю президента был задан более чем странный вопрос, сама формулировка которого выдает мышление либерал-пораженцев, стремящихся во всем выискивать какой-либо проигрыш России.

«Не отнимает ли таким образом Вашингтон у Москвы инициативу по проведению прямых переговоров по урегулированию ядерной проблемы КНДР?» – спросили Пескова. Как будто бы эту ситуацию вообще можно рассматривать под углом подобного соперничества. «Здесь главная общая задача – снизить напряженность на Корейском полуострове, и в данном случае здесь никто ни у кого ничего вырвать не может, тут главное – реализация этой задачи», – ответили в Кремле.

Более того, после начала переговоров роль России в них будет важнейшей.

Как посредник между США и КНДР наша страна имеет уникальные возможности. Мы не являемся военным союзником Пхеньяна, но при этом пользуемся его большим уважением и доверием.

Северокорейцы будут понимать, что наша роль ни в коей мере не может быть проамериканской. А американцы, помня о нашей более чем конструктивной позиции в ходе многосторонних переговоров по иранскому ядерному досье, будут видеть в нас сторону, реально заинтересованную в заключении соглашения. Естественно, ни о каком отказе КНДР от ракетно-ядерного оружия не может быть и речи. Но вполне реально прийти к легализации корейской ракетно-ядерной программы и мораторию Пхеньяна на новые испытания при условии заключения полномасштабного мирного договора между США и КНДР.

Но это отдельная – и долгая – тема. Которая, на самом деле, после того как «корейская угроза» исчезнет с радаров мировой прессы, никому, кроме специалистов, не будет интересна. Это и будет главным признаком того, что кризис миновал.

Текст: Петр Акопов

Вам может быть интересно

Замглавы Госдепа США Ландау заявил о подрыве НАТО из-за штрафа соцсети X
Темы дня

Запад раскалывает свара за контроль над киберпространством

«ЕС должен быть распущен», требует американский миллиардер Илон Маск. А все потому, что Европа, по мнению госсекретаря США Марка Рубио, совершила «нападение на все американские технологические платформы и народ США». О чем идет речь и почему так жестко сцепились между собой союзники по НАТО и западному лагерю в целом?

Польский гонор настиг Германию

Канцлер Германии Фридрих Мерц и премьер Польши Дональд Туск поссорились. Их переговоры в столице ФРГ должны были быть посвящены актуальным проблемам НАТО, но превратился в препирательство о том, должны ли немцы заплатить полякам репарации за Вторую мировую войну. России такое развитие событий на руку.

МИД назвал потери ЕС за четыре года санкций

Эксперт предложил наказать бойца ММА Исмаилова по примеру Долиной

Медведев поддержал предложение Маска о ликвидации Евросоюза

Новости

МИД Польши послал Маска на Марс после призыва упразднить ЕС

Министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский резко отреагировал на слова предпринимателя Илона Маска о необходимости упразднения Евросоюза, предложив ему отправиться на Марс.

Страхование судов в Черном море подорожало в три раза после ударов ВСУ

Цены на страхование судоходства в Черноморском регионе резко выросли вслед за атаками украинских беспилотников на суда и инфраструктуру, сообщили СМИ.

Китайский истребитель взял на прицел японские F-15 у Окинавы

Во время учений в районе Окинавы китайский истребитель J-15 снялся с авианосца Liaoning и дважды навел боевой радар на японские F-15, что Токио назвал опасным прецедентом, пишет AP.

Проевропейские министры и оппозиция Сербии потребовали отнять NIS у России

В правительстве и оппозиции Сербии нарастают призывы к отъему российско-сербской нефтяной компании NIS из-за санкций США, заявил основатель партии «Движение социалистов» и бывший вице-премьер Сербии Александр Вулин.

Умер создатель фильмов «Исход» и «Часовые Победы» Урюмцев

Режиссер ряда известных военных фильмов и президент кинофестиваля им. Озерова Олег Урюмцев скончался на 68-м году жизни.

Россиянин Петр Ян победил грузина Двалишвили и вернул пояс UFC

Российский боец смешанных единоборств (ММА) Петр Ян победил грузина Мераба Двалишвили и вернул пояс Абсолютного бойцовского чемпионата (UFC) в легчайшей весовой категории.

Хегсет подтвердил планы США по ядерным испытаниям

Пентагон подтвердил модернизацию ядерной триады и проведение США новых ядерных испытаний наравне с другими державами. Об этом сообщил шеф Пентагона Пит Хегсет.

Боец ММА признал вину в осквернении памятника ветеранам МЧС

Боец ММА, задержанный за осквернение памятника ветеранам МЧС в Москве, полностью признал вину и выразил раскаяние в содеянном, сообщили в столичном ГСУ СК России.

Келлог назвал вопросы Запорожской АЭС и ДНР ключевыми для урегулирования

Разрешение вопросов вокруг Запорожской АЭС и ДНР, по мнению спецпосланника президента США Кита Келлога, может стать ключом к урегулированию конфликта на Украине.

Кремль дал оценку исчезновению «российской угрозы» из стратегии США

В новой стратегии национальной безопасности США более не говорится о России как о «прямой угрозе», в Кремле считают это позитивным шагом. Об этом заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

Адвокат: Долина не извинилась перед Лурье за полтора года

Певица Лариса Долина ни разу не извинилась перед Полиной Лурье за полтора года разбирательств после продажи квартиры, она сделала это в эфире Первого канала из-за общественно резонанса, заявила адвокат Лурье Светлана Свириденко.

На прямую линию с Путиным поступило более 314 тыс. обращений

Более 314 тыс. обращений поступило на «Прямую линию» с президентом РФ Владимиром Путиным, сообщили СМИ.
Мнения

Наталья Потемкина: Ключ от туалета как культурный феномен русской эмиграции

Широко известная дама-иноагент с болью пишет о том, что на культурных мероприятиях для покинувших Россию все плохо: звук в микрофоне некачественный, реверберация в помещении плохая, да и артист однажды опоздал на выступление потому, что 40 минут искал, у кого ключ от туалета.

Геворг Мирзаян: Расчеты на «договорнячок» провалились

Гипотетический «договорнячок» по Украине не выглядит ни обсуждаемым, ни даже сколько-нибудь возможным. Путин доведет до конца украинскую историю – и именно так, как изначально планировал. Дипломатическим путем – если получится. Военным – если придется.

Ван Вэнь: Зачем Евразии новая архитектура безопасности

Построение архитектуры евразийской безопасности в условиях многополярного ландшафта – это сложный проект, который требует скоординированного продвижения в трех измерениях: идеологии, институтах и действиях.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов