Испанские страсти, хотя и считаются традиционно громкими, развиваются обычно очень неторопливо. Однако похоже, что страсти вокруг Каталонии начинают все же подходить к точке кипения. Премьер-министр Испании Мариано Рахой потребовал от главы автономии Карлеса Пучдемона объяснить, провозглашена ли автономией независимость, дав ему на это пять дней. В случае положительного ответа он пригрозил лишить «мятежный» регион самоуправления при помощи статьи 155 испанской конституции.
Рахой объяснил, что он таким образом требует от правительства Каталонии дать «определенность испанцам и каталонцам». Министр иностранных дел Испании Альфонсо Дастис заявил, что властям Каталонии нельзя верить. «Они распространяют дезинформацию. На английском это называется fake news, на испанский это переводится как «лгать», – подчеркнул он.
Напомним, во вторник Пучдемон и другие члены автономного правительства подписали декларацию о независимости, в которой подчеркивалось учреждение «Каталонской Республики как независимого и суверенного, правового, демократического и социального государства». Однако документ так и не был направлен в парламент Каталонии, поскольку Пучдемон решил отсрочить его вступление в силу ради запуска переговоров с Мадридом.
«Предлагаем парламенту отложить введение в силу декларации о независимости, чтобы начать диалог, который позволит прийти к соглашению», – подчеркнул Пучдемон. При этом он отметил, что результаты референдума указывают на право Каталонии стать независимой республикой. В среду он еще раз объяснил, что его решение обусловлено желанием «открытого» диалога «без условий».
В Мадриде же подчеркнули, что воспринимают заявление Пучдемона как «отложенное» объявление независимости от Испании. Еще в понедельник вице-премьер Испании Сорайя Саенс де Сантамария отметила: «Если будет одностороннее объявление независимости, то будут приняты решения по восстановлению закона и демократии». Какие именно решения, она тогда не пояснила.
Что задумал Пучдемон?
Речь Пучдемона вызвала значительное недоумение не только в Мадриде. В Каталонии правит коалиция из трех сепаратистских партий: умеренная правоцентристская Демократическая партия (ее членом является Пучдемон), более резко настроенные «Левые республиканцы» (ЛРК) и леворадикальная «Кандидатура народного единства» (КНЕ). Если ЛРК при определенных условиях (коим является неотвратимость объявления независимости, пускай и позже) еще готовы принять решение главы правительства, то леваки из КНЕ тут же разразились резкой критикой, фактически объявив, что «Пучдемон все слил».
Депутат каталонского парламента от КНЕ Анна Габриэль заявила, что глава исполнительной власти Каталонии упустил шанс провозгласить независимость от Мадрида.
Она подчеркнула:
«Сегодня надо было торжественно провозгласить Каталонскую республику, и, может быть, мы потеряли возможность».
По мнению Анны Габриэль, «единственный способ общения с испанским государством – это Каталонская республика».
В данном случае левакам не откажешь в определенной объективности. После многих лет борьбы за независимость, множества громких заявлений и скандального проведения референдума это выглядело как сдача позиций под давлением со стороны Испании, да и мирового сообщества.
Бытует и другое мнение, что это попытка начать политический торг с Мадридом. Согласно данной версии, Пучдемон чувствует себя в достаточно сильной позиции, чтобы выставить центральным властям условия сохранения автономии в составе Испании. Иными словами, добиться всяческих привилегий.
В пользу этого можно трактовать и следующий нюанс.
«На данный момент никому не понятно, что хотел сказать Пучдемон. Собирается он обсуждать условия независимости или условия сохранения Каталонии в составе Испании».
Об этом заявил газете ВЗГЛЯД представитель сепаратистской коалиции «Каталонская солидарность за независимость» Хосе Энрике Фольк.
В то же время у этих теорий есть ряд нюансов. Уход Пучдемона на попятную будет фактически означать «политическую смерть» не только его, но и всех сепаратистских политсил, так как они растеряют весь свой электорат. Сомнительно, что он на это готов, даже под страхом ареста. И уж точно к этому не готовы ни ЛРК, ни тем более леворадикалы из «Кандидатуры».
Кроме того, Рахой и его команда активно демонстрируют, что они не намерены идти ни на какие переговоры, пока Пучдемон официально не откажется от идеи независимости, а в таком случае о какой-либо сильной позиции каталонца уже речи идти не может. Да и возможность начать переговоры на таких условиях существовала уже много лет, никакого смысла тянуть до нынешнего момента не было.
В этих условиях очень похоже, что «хитрый план» Пучдемона состоит в провокации испанских властей на новые спорные шаги, вроде полицейских мер во время референдума, в то время как сами каталонцы вроде бы демонстрируют нацеленность на переговоры и мирное разрешение. «Это с самого начала была идея Пучдемона – показать миру, что он протягивает руку к диалогу по решению проблемы Каталонии», – подчеркнул Фольк.
Иными словами, Пучдемон надеется создать еще больший международный резонанс и дискредитировать испанские власти. Ведь если после его заявлений о готовности к переговорам его арестуют или Каталония лишится самоуправления и т.д., то это будет выглядеть как тирания и агрессия, что вызовет новую критику правительства Рахоя. Такой расклад сделает намного более обоснованными устремления каталонцев к независимости от «притесняющей» их Испании, да и призывы к вмешательству ЕС будут выглядеть куда более внушительно.
«Если Испания не захочет вести диалог, чтобы прийти к соглашению, то не будет никакого другого выхода, кроме как прислушаться к народу, который свое мнение уже высказал, и немедленно запускать процесс объявления независимости», – указал Фольк.
Чем угрожает Мадрид
По всей видимости, в Мадриде осознают такую опасность и на этот раз не намерены принимать поспешных решений. Именно поэтому Рахой и решил уточнить, можно ли считать, что Пучдемон объявил независимость, или все-таки нет. Однако что же означает его угроза применить статью 155 конституции в случае утвердительного ответа?
Данная статья звучит так: «1. Если автономное сообщество не выполняет oбязательств, налагаемых на него конституцией и другими законами, или действует таким образом, который серьезно противоречит общим интересам Испании, то после предварительного требования к председателю автономного сообщества (с согласия абсолютного большинства сената в случае), когда это предварительное требование не будет удовлетворено, правительство может принять меры к тому, чтобы заставить такое сообщество выполнить указанные обязательства, либо принять меры, необходимые для защиты общегосударственных интересов.
2. Для осуществления мер, предусмотренных предыдущим пунктом, правительство может давать инструкции любым властям автономного сообщества.
Если с предварительным уведомлением главы Каталонии все понятно, то насчет мер, которые могут быть предприняты, остаются вопросы.
Как утверждает каталонская газета La Vanguardia со ссылкой на экспертов в области испанского конституционного права, это развязывает руки Мадриду на многое, но не на все.
Речь может идти о контроле над финансами правительства Каталонии, прямых приказах и полном управлении министерствами и ведомствами, даже отправке в отставку членов правительства и роспуске местного парламента. В то же время эксперты объясняют изданию, что отмена или заморозка автономного статута региона не предполагается. Вот только никаких ограничений по времени, которое может сохраняться подобное «ручное управление», нет.
А потому Хосе Энрике Фольк утверждает, что фактически регион все же лишится своего статуса.
«Применение статьи 155 конституции будет означать приостановку автономии Каталонии. Ведь все управление перейдет в руки центрального правительства. Государство возьмет на себя все полномочия и всю ответственность, которые сейчас переданы Женералитету (каталонское правительство – прим. ВЗГЛЯД), управляя и всем его имуществом.
Правительство Каталонии будет замещено правительством Испании».
В связи с этим Фольк отметил: «Не знаю, что надо будет делать Пучдемону в случае применения статьи 155. С моей точки зрения, нужно объявить о независимости до применения этой статьи. Если этого не сделать, то правительство будет делегитимизировано перед народом Каталонии, и тогда уже это будет стоить политических последствий, которые проистекают из неподчинения правительству Испании».
Альтернативный вариант
Лидер ведущей оппозиционной Испанской социалистической рабочей партии (ИСРП) Педро Санчес в очередной раз обозначил возможность альтернативного пути. Он поддержал требование Рахоя об уточнении намерений Барселоны и даже возможность применения статьи 155. Однако Санчес настаивает на необходимости провести в этом случае досрочные выборы в автономии, а не на «ручном управлении», и, что еще важнее, предлагает начать обсуждение реформы испанской конституции.
По мнению главы ИСРП, к этому процессу можно привлечь и каталонских политиков, чтобы выработать эффективный и удовлетворяющий все стороны механизм сохранения Каталонии в составе Испании. Санчес не исключил даже рассмотрения в ходе этого вопроса о включении в конституцию возможности проведения легальных, согласованных референдумов. Скорее всего, речь будет идти и о давней инициативе социалистов по переходу от унитарного к федеративному территориальному устройству страны.