Целью межсирийских переговоров в Астане «является закрепление соглашения о прекращении боевых действий, за исключением тех районов, где присутствуют террористические организации вроде ДАИШ (арабское название «Исламского государства*») или «Джебхат ан-Нусры*» и другие вооруженные группировки, которые не заключили соглашение», пояснил в понедельник прибывший в Астану глава делегации сирийского правительства Башар Джаафари.
Тегеран выступает за сохранение Асада на посту президента «на веки веков», Турция смягчила позицию, а Россия выступает как модератор
В Дамаске рассчитывают, что результатом переговоров станет закрепление прекращения боевых действий. Предполагается, что по итогам соглашения оппозиционные «организации, желающие работать в интересах народа», отделятся от ИГИЛ* и «Ан-Нусры».
Во встрече, напомним, принимают участие семь делегаций: правительства и оппозиции Сирии, стран – гарантов соглашения по перемирию от 29 декабря – России, Турции и Ирана, команда спецпосланника генерального секретаря ООН по Сирии Стаффана де Мистуры и посол США в Казахстане Джордж Крол в качестве наблюдателя. Как сообщает РИА «Новости», де Мистура и представители России, Турции и Ирана уже прибыли в Астану.
Оппозиционеры «представляют сами себя»
Как сообщил представитель принимающей стороны, замминистра иностранных дел Казахстана Роман Василенко, в Астане присутствуют представители около полутора десятков групп сирийской оппозиции. «Это те организации, которые в целом поддержали режим прекращения огня, достигнутый в конце декабря при активном содействии России и Турции», – пояснил замглавы казахстанского МИДа. При этом как такового главы делегации нет. «Полномочиями представлять всю сирийскую оппозицию ни один человек не был наделен. Они представляют сами себя и координируют свои позиции», – отметил Василенко.
Напомним, российский президент Владимир Путин сообщил, что договорился с турецким лидером Реджепом Тайипом Эрдоганом о предложении конфликтующим сторонам в Сирии продолжить процесс мирных переговоров в Астане. По словам Путина, новая площадка может дополнять женевские переговоры.
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев поддержал инициативу и заявил о готовности предоставить площадку для таких переговоров в Астане, «поскольку Казахстан имеет равные доверительные отношения со всеми участниками встречи». Президент Казахстана в понедельник утром провел встречу с де Мистурой, который подчеркнул: стороны переговоров усиленно работают над договоренностями.
Асад остается «красной линией»
Между тем до сих пор не понятно, будут ли в Астане прямые переговоры между сторонами конфликта в Сирии, отметил Василенко. Сирийские оппозиционеры уже заявили, что они не будут обсуждать будущее президента Башара Асада, сообщила Al Jazeera. Так, советник Высшего комитета по переговорам (ВКП) Яхья аль-Ариди заявил изданию, что Асад остается «красной линией» для оппозиции, «никакого контекста для обсуждения нет».
Однако, по его мнению, Асад у власти – «лучший рецепт для продолжения трагедии». «Если он способен нести на своих плечах гибель полумиллиона человек, то он может остаться. Однако ситуация не работает таким образом», – уверен Ариди. «Если сирийский режим считает, что наше присутствие в Астане говорит о том, что мы сдаемся, – это глубокое заблуждение», – добавил он Reuters. Ариди пояснил, что приехал на переговоры для укрепления режима прекращения огня. Также повстанцы хотели бы добиться освобождения заключенных, находящихся на территориях, контролируемых правительством Асада, снятия блокады в «осажденных районах» и обеспечения гражданского доступа к гуманитарной помощи.
Оппозиция обвиняет Россию
Между тем представители других группировок заявили, что отказываются участвовать в переговорах именно из-за Асада. Так, Ясир аль-Юсеф, политический лидер группировки «Нур аль-Дин аль-Зинки» (участвовавший в боях в Алеппо), заявил, что не будет участвовать в переговорах. «Все усилия России по сирийскому урегулированию сводятся к поддержке режима Асада», – заявил глава оппозиционной группировки в комментарии The Wall Street Journal.
#{smallinfographicleft=796350}«Повстанческие группы, борющиеся против сирийского президента Асада и друг с другом, могут подорвать успех любого соглашения. Некоторые из них заявили, что не будут принимать участие в заседаниях в Казахстане», – подчеркнуло американское издание.
«Будущее президента Асада – один из главных камней преткновения, которые привели к провалу всех предыдущих усилий, чтобы положить конец шестилетней войне в Сирии», – отметила и Al Jazeera.
Другие же представители повстанцев подчеркивают необходимость переговоров. «На данном этапе у нас есть одна цель, которая была согласована между всеми участвующими в переговорах сторонами. То есть закрепить режим прекращения огня. Именно поэтому мы пришли сюда», – заявил Al Jazeera и представитель «Свободной сирийской армии» Усама Абу Зейд. Он добавил, что его делегация уже встретилась с турецкими официальными лицами в воскресенье, чтобы обсудить повестку дня переговоров. В комментарии Reuters он выразил надежду, что Россия будет сдерживать ополченцев, за которыми стоит Иран. «Либо Россия преуспевает в решении этой задачи и станет реальным гарантом, либо соглашение о прекращении огня перестанет существовать», – подчеркнул он.
«Иран придерживается ревностной позиции»
Политолог, эксперт по Ближнему Востоку Таймур Двидар напомнил в комментарии газете ВЗГЛЯД, что консультации между Россией, Ираном и Турцией вчера велись крайне сложно. «Мы видим даже конфликт, или, мягко говоря, недопонимание между Россией и Ираном и, что удивительно, буквально союз России и Турции в Сирии», – рассказал эксперт.
#{smallinfographicright=773669}По мнению Двидара, российско-турецкий консенсус отражается как в совместных военных операциях, так, собственно, и в совместных инициативах о прекращении огня и переговорах в Астане.
«Тегеран же, видимо, в силу иранского менталитета придерживается ревностной позиции: он выступает за необходимость сохранения Башара Асада на посту президента Сирии буквально «на веки веков», хотя в ходе тех же переговоров в Женеве оговаривалось не раз, что на время переходного периода должен был быть достигнут некоторый компромисс. Турция же, наоборот, смягчила позицию по Асаду, а Россия выступает скорее как модератор», – объяснил политолог.
У сирийской оппозиции может появиться яркий лидер
В целом же Таймур Двидар полагает, что в Астане будет затронуто много важных и до сих пор до конца не проработанных вопросов: в частности, вопрос о мониторинге прекращения огня в Сирии и последствий нарушения этого режима.
«Кроме того, я не сомневаюсь в том, что Астана даст некий задел не только для военного, но и для политического урегулирования конфликта. И, возможно, станет даже альтернативой Женеве. Дело в том, что в Женеве всегда собирается слишком большое количество участников процесса, что явно не способствует урегулированию конфликта в обозримом будущем. В Астане же за столом переговоров сидят лишь представители действительно, в реальной жизни конфликтующих и воюющих сторон – как со стороны Дамаска, так и со стороны вооруженной оппозиции», – считает Двидар.
Кроме того, он отметил, что у политической сирийской оппозиции, которая выросла в инкубаторе асадовского режима, равно как и у сирийской власти, присутствовало до последнего момента в равной степени некоторое высокомерие и недопонимание всей тяжести ситуации.
«Обе стороны пытались навязать друг другу неприемлемые условия. Менталитет и восприятие мира у обеих сторон одинаковые. Сейчас же наличие реальных полевых командиров среди делегации оппозиции в Астане в свете российского опыта урегулирования конфликтов с исламистскими группировками вселяет надежды на то, что у сирийской оппозиции появятся влиятельные политические представители, с которыми вполне возможно будет договариваться по ключевым вопросам», – пояснил специалист по Ближнему Востоку.
Двидар напомнил, что обычно оппозиционеры, любящие обвинять Россию в том, что она якобы спасла режим Асада, до сих пор не предоставили ни одного полноценного альтернативного Башару Асаду лидера. Астана, по мнению эксперта, в перспективе может помочь выйти из этого тупика.
Земельный вопрос их испортил
Политолог, профессор НИУ ВШЭ Дмитрий Евстафьев считает, что главное противоречие между участниками переговоров в Астане заключается в «земельном вопросе». «Стороны никак не могут определиться с тем, кто кого в сирийскую землю закопает. Это и является главным препятствием для принятия какого-либо продуктивного решения на этих переговорах», – рассказал он газете ВЗГЛЯД.
По мнению Евстафьева, переговоры в Астане полезны с точки зрения имиджа России, но с точки зрения принятия соглашения, устраивающего все стороны, они являются бессмысленным времяпрепровождением. «Кроме того, один из наиболее влиятельных игроков в Сирии и Ираке – США – в переговорах присутствует лишь в качестве наблюдателя, а достигнуть какого-то соглашения без Штатов, к сожалению, невозможно», – добавил он.
Также эксперт отметил, что мы сели за стол переговоров с целым рядом организаций, которые иначе как террористическими назвать нельзя. «Мы легитимизировали ту же «Джейш аль-Ислам», а это может в дальнейшем иметь достаточно тяжелые последствия. Повторюсь: переговоры могут принести России какие-то имиджевые дивиденды, но конструктивного соглашения там достигнуто не будет», – резюмировал политолог.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ