Экспертная рабочая группа во главе с министром по вопросам «открытого правительства» Михаилом Абызовым отклонила петицию, авторы которой требовали отмены «пакета Яровой», сообщил в четверг ТАСС. «Недопустима отмена фундаментального закона, защищающего россиян от глобальной террористической угрозы, в угоду интересам отдельной группы коммерсантов», – сказано в перечне выводов по итогам заседания.
В последнее время, слава богу, не было таких преступлений, но вспомните 2000-е годы. Это не надуманная проблема
Напомним, летом прошлого года президент подписал пакет антитеррористических законов (авторами были депутат Госдумы Ирина Яровая и сенатор Виктор Озеров), который обязывает операторов связи и интернет-компании по шесть месяцев хранить информацию о фактах и содержании разговоров и переписки пользователей, чтобы предоставлять их по запросу спецслужб. До сих пор они обязаны были хранить такую информацию лишь 12 часов.
Закон, который вступает в силу с 1 июля 2018 года, вызвал возражения со стороны телеком-операторов, которые заявляли, что его выполнение потребует чрезмерных расходов. На сайте Российской общественной инициативы была размещена интернет-петиция об отмене «пакета Яровой». Она набрала более 100 тыс. голосов, необходимых для рассмотрения на федеральном уровне.
В петиции отмечалось, что «данный закон требует огромных денег, может привести к банкротству многих интернет-компаний и снизить доход государства от получаемых от них налогов». Авторы ее напоминали, что операторы связи называли различные цифры – от 2,2 до 5 трлн рублей – затрат на создание инфраструктуры для хранения информации. Однако какое-либо обоснование указанного размера затрат отсутствовало. Также авторы петиции жаловались на то, что она противоречит Конституции и «ущемляет права человека».
Решение отклонить петицию поддержали большинство членов группы: из 19 человек двое воздержались и двое выступили в пользу петиции. Однако группа еще намерена подготовить рекомендации правительству, Госдуме и Верховному суду о том, что необходимо будет учесть при дальнейшей работе с документом, при подготовке нормативно-правовых актов. Например, Госдуме предложено рассмотреть вопрос об исключении расширенного толкования понятий «миссионерская деятельность», «экстремизм» и «оскорбление религиозных чувств верующих». Верховному суду группа рекомендует в течение этого года проанализировать и обобщить судебную практику в части норм, связанных с миссионерской деятельностью.
В то же время реализация закона даст, по мнению экспертов, существенный мультипликативный эффект, в том числе поспособствует развитию «цифровой экономики» и промпроизводства в целом. В частности, ускорится модернизация телефонных сетей и строительство новых цифровых АТС, создание дата-центров. При этом, как ожидается, в течение двух лет серьезно подешевеет само по себе хранение информации – аналогично тому, как снизились цены на «флэшки».
Но все же, как пояснил Абызов, основная цель антитеррористического пакета заключается в предотвращении угрозы террора и эффективном расследовании преступлений в этой крайне чувствительной сфере. «В последнее время, слава богу, не было таких преступлений, но вспомните 2000-е годы. Это не надуманная проблема», – сказал министр.
Ранее экспертная группа отмечала, что нормы, аналогичные нормам нового закона, уже давно действуют в рамках других законов: «О связи» и «Об оперативно-розыскной деятельности». Они полностью соответствует Основному закону, что доказывает несостоятельность тезиса об ущемлении прав граждан, о чем говорилось в петиции.
Кроме того, обвинения авторов петиции были обращены к первоначальной версии законопроекта, только внесенного в парламент, тогда как позднее он был значительно доработан. Глава государства после подписания закона поручил правительству подготовить проекты нормативных актов для минимизации возможных рисков. Таким образом, реализация закона не влечет последствий в масштабах, изложенных авторами инициативы, чьи «экспертные оценки» не базировались на обоснованном анализе и носили теоретический характер.
В комиссии отметили, что опасения по поводу объемов хранения информации и технических требований тоже были учтены. Известно о совместной работе правительства и операторов по проработке решений о порядке и сроках хранения информации.
На заседании замглавы Минкомсвязи Алексей Волин сообщил о том, что в министерстве согласовали с силовыми ведомствами возможное снижение в 10 раз объема хранения информации в рамках «пакета Яровой». Таким образом, уже решено исключить хранение избыточных данных, в частности интернет-видео и ряда других данных, обеспечивающих до 80% трафика, и сохранять не весь трафик целиком, как предполагалось ранее. Волин уточнил, что переход к хранению информации в течение полугода, как это предусмотрено законом, будет поэтапным.
«У нас есть понимание того, что с 12 часов на полгода переход можно производить не сразу же. Поэтому переход можно производить постепенно, то есть сначала углубить срок хранения до недели, потом до двух и так далее», – цитирует Волина РИА «Новости». Он добавил, что таким образом снимутся опасения «по поводу нарастающих расходов со стороны операторов связи и по поводу возможного банкротства участников рынка».
По информации Минкомсвязи, средняя стоимость реализации хранения и обработки данных абонентов одного оператора сотовой связи в течение полугода в одном регионе составит 120 млн рублей, а для Московского региона – до 500 млн. Совокупная же стоимость внедрения для всех операторов составит около 35 млрд рублей, что, по мнению министерства, не является для них критической нагрузкой.
Член экспертного совета Агентства стратегических инициатив при правительстве, интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев отметил, что закон следует оставить в силе – он содержит много норм, которые затрагивают несколько важных областей нашей жизни. «Отменять его, на чем настаивали авторы петиции, было нецелесообразным», – сказал Мариничев газете ВЗГЛЯД, добавив, что с аргументами, которые приводит комиссия во главе с Абызовым, «трудно спорить».
Член Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека Игорь Борисов также поддерживает закон, поскольку обществу и государству нужна защита от попыток террористов «ворваться в нашу жизнь». «Вопрос в том, насколько регулирование должно быть жестким, насколько оно должно оправдывать средства и меры. Это основной вопрос в рамках экспертного и правозащитного сообщества, которое должно дать оценку соразмерности тем угрозам, которые нависли над государством», – сказал Борисов газете ВЗГЛЯД.
«Мы видим события в Сирии и других регионах, где террористы пытаются дестабилизировать обстановку и привлечь в свои ряды новичков, которые не виртуально, а уже реально влияют на спокойную жизнь граждан», – напомнил он. «Нужно продолжить согласительную работу. Нужно доводить до сведения общественности, какие угрозы реально существуют и почему такие меры необходимо принимать. В рамках такого дискурса мы придем к определенному решению – и страсти улягутся. Должно быть более четкое обоснование либо проведение дополнительной работы», – сказал Борисов.
Как отмечает гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин, практика показала: для оппозиционной аудитории такие законы остаются постоянным поводом привлечь к себе внимание. «Ажиотаж вокруг них продолжится, конечно. Будут заходить с того или иного бока, всячески будут пытаться демонизировать власть, будь то законодательную или исполнительную, а то и верховную. Отклонение петиции – это топливо в эту оппозиционную систему, которая в дальнейшем будет использована в процессе проявления новых инициатив по отмене этого закона. Вот отмени его сейчас – и смысл существования оппозиции просто исчезнет, поэтому для них это удобный повод продолжить свою критическую активность», – сказал Мухин газете ВЗГЛЯД.
Что касается соответствия пакета законов Конституции, то документ, напомнил политолог, верифицировали юристы – желающие вполне могут обратиться в Конституционный суд «и получить это заключение».