Дело Савченко возведено в разряд политических и международных – причем не только Украиной, но и Западом. Осужденная за убийство российских журналистов гражданка Украины стала символом борьбы «демократических стран» с «российским беззаконием» – место вакантно со времен освобождения Михаила Ходорковского.
В ближайшие месяцы станет понятно, будет ли достигнута договоренность между Россией и США об обмене Савченко
Это значит, что требование ее освобождения становится одним из пунктов атлантической повестки по работе с Россией. Ее именем будут называть резолюции Европарламента и Конгресса, в том числе и вводящие новые санкции против России или отдельных наших граждан, о ней будет постоянно писать западная пресса, о ней будут напоминать на различных переговорах. Все это не удивительно – и Россия к этому готова и может себе позволить игнорировать любые претензии по делу Савченко.
Для России осуждение Савченко имело большое политическое и нравственное значение – символическое осуждение хотя бы одной из тех, кто убивал русских. Да, ее осудили как убийцу российских граждан, но воспринимается наказание ей именно как кара тем, кто развязал гражданскую войну на Украине, кто виноват в смерти тысяч русских людей. Рано или поздно Россия вместе с Украиной или отдельно будет судить и организаторов карательной экспедиции в Донбасс – но пока попалась только Савченко. За то, чтобы она отбыла весь срок в российской тюрьме, выступает абсолютное большинство наших граждан – и тем не менее разговоры об ее обмене ведутся. Почему?
В обмене Савченко заинтересована Украина – она национальный герой, политики соревнуются в том, кто сильнее борется «за Надю». Киев уже предложил обменять ее на двух находящихся под украинским судом россиян, военных Александрова и Ерофеева, попавших в плен в Донбассе. Для Порошенко такой обмен стал бы неплохой прибавкой к рейтингу – притом что Савченко избрана в Раду от партии Тимошенко, понятно, что в случае обмена Савченко украинский президент будет объявлен ее главным спасителем.
Другое дело, что появление Савченко на украинской политической сцене в среднесрочной перспективе сыграет против Порошенко. Она в любом случае станет политическим знаменем, за которое будут бороться все противники действующего президента. В итоге ее сделают тараном против нынешней киевской власти – «соглашателей» и «предателей», «трусов» и «слабаков», всех тех, кто не смог ни «дать отпор российской агрессии», ни усмирить Донбасс. Зажигающая Савченко может стать той искрой, из которой возгорится новый Майдан. Но так далеко в Киеве не загадывают – прибыль от ее освобождения велика, а дальнейшие риски, скорее всего, считают достаточно гипотетическими.
При этом понятно, что менять Савченко только на Александрова и Ерофеева Москва не будет – не потому, что не хочет вытащить своих граждан, а вследствие неравноценности обмена. Это не цинизм – а нормальный расчет.
В освобождении Савченко заинтересован и Запад. Конечно, в пропагандистском смысле США выгодно нахождение Савченко в российской тюрьме – это позволяет постоянно поддерживать кампанию «свободу Наде». Но, с другой стороны, США все меньше могут сделать для своих киевских сателлитов – как в экономическом, так и в политическом плане. Проблема не в том, что киевские власти разочаруются в своих надеждах на Вашингтон. Куда хуже то, что народ Украины все четче осознает, что заграница не поможет. Освобождение Савченко благодаря американскому вмешательству в ситуацию может стать важным символическим жестом – вот, братский американский народ спасает украинскую героиню из застенков Мордора.
Но как США могут помочь освободить Савченко? Никакие призывы супругов Обама не помогут – давить на Москву бесполезно. Есть только одно проверенное средство, применяемое, как правило, для сотрудников спецслужб или разведчиков – обмен (в последний раз Россия и США использовали его в 2010-м, когда была вызволена группа наших нелегалов). В случае Савченко американцам есть что предложить России. И, судя по всему, такие разговоры уже идут.
В появившемся во вторник сообщении «Интерфакса» со ссылкой на информированные источники говорилось, что «в настоящее время идут консультации, в том числе по конфиденциальным каналам, о возможности освобождения Савченко путем обмена. Российская сторона предложила список своих сограждан, в обмен на выдачу которых готова освободить бывшую украинскую военнослужащую». По данным источника агентства, в этом списке осужденные на длительные сроки в США предприниматель Виктор Бут и летчик Константин Ярошенко, «есть среди них и россияне, деятельность которых обычно не афишируется».
И хотя американское посольство в Москве заявило, что США не рассматривают возможность подобного обмена, а пресс-секретарь Путина сообщил, что не располагает никакой информацией на этот счет, понятно, что стороны лишь соблюдают конфиденциальность. Фамилии Савченко, Бут и Ярошенко звучали во время недавней встречи Путина с Джоном Керри.
Вчера тот же Песков напомнил, что в ходе разговора «российская сторона выразила мнение, что содержание задержанных в США российского бизнесмена и летчика незаконно». А после визита в Кремль американский госсекретарь говорил, что власти США изучат документы о состоянии здоровья отбывающего наказание в американской тюрьме российского летчика Константина Ярошенко, если они будут предоставлены.
Тогда же Керри заявил, что Владимир Путин якобы дал ему понять, что вопрос с Савченко в определенный момент может разрешиться – и то, что госсекретарь упомянул обе фамилии, также является косвенным подтверждением консультаций на тему обмена. Понятно, что подобные вопросы не обсуждают первые лица – но они обозначают само направление торгов.
Но зачем вообще России нужен этот обмен? Сама мысль об освобождении Савченко вызывает резко негативную реакцию у большей части наших граждан – даже ее обмен на Александрова и Ерофеева поддерживают немногие. Судя по опросу газеты ВЗГЛЯД, из более чем 50 тысяч проголосовавших за такой обмен выступили менее одной пятой читателей (17,5 процентов). Конечно, решение об обмене на Бута и Ярошенко будет поддержано большим количеством наших граждан – но и в этом случае у части общества это вызовет негативную реакцию.
Сама по себе идея обмена возникла лишь потому, что Россию «достают» с вопросом о Савченко – то есть мы лишь реагируем на призывы освободить ее. Конечно, можно было бы ограничиться простым отказом обсуждать ее будущее – есть приговор, и пускай сидит. Но тут вступают в силу дополнительные обстоятельства. А что если и в самом деле есть возможность вытащить из американской тюрьмы наших граждан?
Как минимум нужно попробовать обсудить этот вариант – такова логика нашей власти. Если это нужно Штатам, то пускай «платят». Притом что платить придется лишь репутацией – дело Бута было сильно раздуто в США, и его освобождение вызовет вопросы к администрации Обамы. Впрочем, в довесок к Савченко Москва, вполне вероятно, могла бы освободить кого-нибудь из российских граждан, осужденных за шпионаж в пользу США, чтобы таким образом облегчить американцам игру.
В ближайшие месяцы станет понятно, будет ли достигнута договоренность. При этом, естественно, сам обмен, если он состоится, ни в коем случае не будет оформлен как обмен. Савченко передадут «для отбывания наказания» Киеву в обмен на передачу в Россию Александрова и Ерофеева для точно такого же «отбывания наказания». А чуть позже из США будет передан в Россию Ярошенко (а возможно, и Бут) – в ответ на что Путин помилует кого-то нужного американцам. Все это может произойти до конца этого года – пока администрация Обамы еще не упаковала чемоданы.