Центр превентивных действий при нью-йоркском Совете по международным делам опубликовал очередное (первое вышло в 2008 году) исследование, посвященное основным внешним угрозам для США в наступающем году. А для того чтобы ни у кого не оставалось сомнений, кто для Соединенных Штатов первоочередная угроза, в качестве иллюстрации к новости о выходе доклада использована фотография российской РСЗО «Ураган» (правда, для обложки полного текста авторы выбрали фотографию с военного парада в Пхеньяне).
Как говорилось в советском анекдоте про дворника, похожего на Карла Маркса: «бороду-то я сбрею, а умище куда девать?
В целом список многочисленных угроз делится на группы – в зависимости от их вероятности и силы потенциального воздействия на США. В первую попали те, вероятность которых относится к разряду «средних», но влияние на США они должны оказать «сильное», во вторую – угрозы высокой вероятности, которые повлияют на Америку «средне» – и так далее по нисходящей.
Россия и Северная Корея находятся в первой группе, то есть очень опасных угроз со средней вероятностью их осуществления. При этом к нашей стране применена следующая формулировка: «Намеренная или непреднамеренная конфронтация между Россией и странами – членами НАТО, вызванная напористой политикой России в Восточной Европе». А вот абзац про КНДР: «Серьезный кризис в Северной Корее, связанный с ядерным испытанием или пуском межконтинентальной баллистической ракеты или же возникший в результате военной провокации или внутренней политической нестабильности».
Нашими общими соседями в данной подгруппе являются «Разрушительная кибератака на критическую инфраструктуру США» и «Террористическая атака с массовыми жертвами на территории США или союзной страны, осуществленная иностранными или местными террористами».
В раздел «угроз высокой вероятности со средним влиянием» входят обострение в Афганистане в связи с усилением «Талибана*», интенсификация столкновения Турции с курдами (как на территории этой страны, так и в Иране, Ираке и Сирии), а также обострение гражданской войны в Сирии «в связи с усилением внешнего вмешательства, включая прямую интервенцию».
Раздел «низкая вероятность, сильное влияние» посвящен островам. Во-первых, возможному военному столкновению Китая и Японии из-за островов Сенкаку. Во-вторых, военному конфликту в группе таких стран, как Китай, Бруней, Тайвань, Малайзия, Филиппины и Вьетнам из-за архипелага Спратли. В обоих случаях США не смогут остаться в стороне.
Раздел «средняя вероятность, среднее воздействие» – самый большой. В него попали следующие угрозы:
Политическая нестабильность в Евросоюзе, вызванная беженцами, террористическими атаками или нападениями местных жителей на беженцев. Столкновения в Кашмире между Индией и Пакистаном. Дальнейшее ослабление Ирака в связи со столкновениями между суннитами, шиитами и курдами, усугубляемые наличием ИГ. Усиление напряженности между Израилем и Палестиной, ведущее к атакам на мирных жителей, массовым протестам и вооруженным столкновениям. Усиление раздробленности в Ливии, усугубляемое наличием ИГ и вероятностью внешнего вмешательства. Растущая нестабильность в Пакистане, на Филиппинах, в Турции. Обострение ситуации в Донбассе с потенциальной опасностью прямой военной интервенции России.
На последнем месте оказалась возможная активизация гражданской войны в Йемене.
Раздел «высокая вероятность, низкое влияние» состоит из одного пункта – это углубление экономического и политического кризиса в Венесуэле, которое может привести к насилию и гражданским волнениям.
Разнообразные конфликты в Африке и политическая нестабильность в Таиланде отнесены к разделу «средняя вероятность, низкое влияние», а завершается доклад маловероятными и не особо принципиальными для США обострениями в Колумбии и Карабахе.
Помимо этого, экспертами были названы (но в итоге не вошли в итоговый текст доклада) еще несколько вероятных угроз, среди которых также упоминается наша страна – это новая конфронтация с Грузией из-за Абхазии и Южной Осетии.
Таким образом, количество проблем и угроз, которые американские эксперты напрямую или косвенно связывают с Россией, гораздо больше, чем связанных с каким-либо другим государством. Среди прямо названных – столкновение с НАТО в Европе, вторжение на Украину и обострение отношений с Грузией. Среди подразумеваемых – кибератака на США (американские СМИ по-прежнему охотно пишут про страшных русских хакеров, которых никто не видел, но все знают, что они есть) и усиление гражданской войны в Сирии. Многие западные аналитики уверены, что если бы не поддержка России, то так называемая умеренная оппозиция уже давно свергла бы Башара Асада.
Кроме того, в американских и европейских СМИ регулярно появляются обвинения в адрес России в связи с миграционным кризисом в Евросоюзе. А недавно Москву обвинили ни много ни мало в сотрудничестве с «Талибаном».
После чтения такого доклада оптимизма насчет Дональда Трампа, от которого ждут пересмотра политики в отношении России, может и поубавиться. Как говорилось в советском анекдоте про дворника, похожего на Карла Маркса: «бороду-то я сбрею, а умище куда девать?». Американское экспертное сообщество имманентно не способно воспринимать Россию или Китай как равноправных партнеров – только как оппонентов в лучшем случае. И как врагов – в худшем.
Отдельного рассмотрения заслуживает термин «напористая» в отношении российской политики в Восточной Европе. Москва очень долго и безучастно наблюдала за расширением НАТО на восток, за попытками евроинтеграции Украины и Грузии, за заманиванием в Североатлантический альянс традиционно нейтральной Финляндии. Стоило России чуть-чуть пошевелиться, это стало называться «напором» и считаться самой страшной угрозой для США.
В докладе нет аналитики – только перечисление угроз, но невозможно не заметить, что США так или иначе сами приложили руку к возникновению большинства из них. Конфликт между Северной и Южной Кореей – наследие вмешательства Вашингтона в гражданскую войну в 50-е годы. «Напористая» политика России – ответ на расширение НАТО на восток. А самая разрушительная террористическая атака на Америку была осуществлена Бен Ладеном и другими террористами, которых США поддерживали в Афганистане (афганская проблема, кстати, оттуда же). «Исламское государство*» в Сирии, Ираке, Ливии, а также поток беженцев в Европу – следствие разрушения американцами государственности этих стран и поддержки «умеренных террористов» в Сирии.
Решение вмешаться в территориальные споры Китая с соседями вообще сложно объяснить чем-либо, кроме привычки считать любой конфликт в мире своим внутренним делом.
Таким образом, в объемном списке главных угроз для США на 2017 год не хватает уточнения – это в основном те угрозы, которые американцы сами себе создали.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ