Во вторник появились признаки того, что Япония склоняется к новой важной уступке в споре за Курильские острова. Москва дала понять, что Токио согласен начать наконец «совместную экономическую деятельность» на островах. Правда, сами японцы пока этого не подтверждают.
Важно, на каких островах это будет осуществляться. Если это будет распространяться на все четыре острова, то это будет вообще колоссальный сдвиг японской позиции
«Прорабатывается вариант совместного заявления президента и премьер-министра. Речь идет об активной совместной хозяйственной деятельности на четырех островах», – заявил помощник президента Юрий Ушаков, уточнив, что подразумевается доступ компаний к работе, инвестиции. По его словам, к подписанию по итогам переговоров готовятся 10 межгосударственных документов, до 15 коммерческих. Также около 50 контрактов могут подписать представители деловых кругов, пишет с его слов РИА «Новости».
Сам Путин заявил во вторник, что Россия хочет полной нормализации отношений и считает отсутствие мирного договора между странами анахронизмом. Однако «совместная экономическая деятельность» на островах возможна только после решения политических вопросов. «Что касается островов Южной Курильской гряды, то здесь разные варианты возможны; мы готовы рассмотреть совместную работу и на одном острове, и на двух, и на трех, и на четырех», – сказал президент. «Важны условия, но условия должны быть максимально либеральными», – считает глава государства.
Президент отметил, что журналист сразу же поставил вопрос о том, будто бы хозяйственная деятельность может развиваться на островах, суверенитет над которыми будет осуществлять Япония. «Но если будет это так с первого шага, то тогда второго шага не нужно, потому что вопрос можно считать закрытым. Мы так не договаривались», – сказал Путин.
Как отмечала в конце ноября японская газета «Майнити симбун», похоже, Москва вынуждает Токио принять непростое решение. Для Токио совместная экономическая деятельность – скрытый козырь, чтобы сдвинуть с мертвой точки проблему принадлежности «северных территорий». Как пишет японское издание (перевод по «ИноСМИ.ру»), наибольшую трудность представляет вопрос, должны ли японские компании получать земли или вести торговую деятельность по российским законам и будет ли это свидетельствовать о признании контроля России. Российская сторона предлагала совместные проекты в сфере туризма и рыбной промышленности. Японию можно привлечь и гуманистическим аспектом: если на Южных Курилах введут безвизовый режим, тогда состарившиеся коренные жители островов смогут посетить свою родину.
Но вообще-то совместную экономическую деятельность стороны тщетно обсуждают уже 18 лет, с ноября 1998 года. Диалог по этому поводу начали еще президент Борис Ельцин и премьер Кэйдзо Обути.
Как писала «Майнити», в отличие от конкретизации плана экономического сотрудничества, переговоры по подписанию мирного договора прошли только в июне и августе. После этого российская сторона отказалась обсуждать эту тему. В результате победы Дональда Трампа на президентских выборах в США Россия может уйти от изоляции, возникшей из-за украинского кризиса. Для Москвы остается все меньше причин спешить с подписанием мирного договора, сетует японская газета.
Завкафедрой дипломатии МГИМО, бывший посол России в Токио Александр Панов рассказал газете ВЗГЛЯД: по его информации, на переговорах должно быть дано поручение двух лидеров «разработать возможный порядок экономического сотрудничества» на Курилах, и не более того.
Но если стороны и впрямь договорятся, по словам эксперта, это станет очень серьезным изменением позиции Токио. «Кроме того, важно, на каких островах это будет осуществляться? На Хабомаи однозначно нечего делать, это скалы. Если на Шикотане, передать который Японии собирался еще Советский Союз, это одно. Если это будет распространяться на все четыре острова, то это будет вообще колоссальный сдвиг японской позиции», – подытожил завкафедрой дипломатии МГИМО.
Впрочем, он уверен, что японцы прямо не признают суверенитет России над Курилами и поэтому могут потребовать особых экономических зон со своими правилами. «Это вполне возможно. Не теряя своего лица, обе стороны могут согласиться на такое экономическое сотрудничество», – сказал Панов.
«Примерно так же мы сделали, когда договорились о так называемом безопасном промысле японцев возле этих островов. Тогда Россия фактически пошла на изменение своего законодательства, хотя это не афишировалось, о том, что японские рыбаки могут осуществлять рыболовство в территориальных водах этих островов. Ни одно государство фактически не разрешает осуществлять рыболовство в своих территориальных водах», – напомнил эксперт.
Как известно, визит президента в Японию намечен на 15–16 декабря. Первый день пройдет в городе Нагато – на малой родине премьер-министра Синдзо Абэ. Как ожидается, на другой день Путин посетит Токио.
Ведущий научный сотрудник Центра исследований Японии Института Дальнего Востока РАН Виктор Павлятенко сомневается в том, что стороны успеют в ходе визита официально договориться о совместном освоении островов. «Думаю, что идет очень жесткое согласование. Мы ставим свои условия, которые отвечают нашим интересам, а японцы ставят свои», – предположил Павлятенко, добавив, что если и появятся соответствующие договоренности, то они будут касаться совместного развития среднего и малого бизнеса.
Вся сложность переговоров, по его словам, обусловлена тем, что японцы «ставят наглое условие» – они готовы сотрудничать лишь при условии получения прав, отменяющих суверенитет России над островами. «Суть позиции Японии в следующем – с одной стороны, она стремится подписать документ о сближении, о преодолении разногласий. Но с другой – форма ее участия должна быть такова, что Россия сдает свои позиции. Японцы по старой памяти идут до конца, продавливают», – сказал эксперт газете ВЗГЛЯД. Однако, пояснил эксперт, японским журналистам Путин дал понять, что такого решения не будет – и «японцы очень расстроились».