Как передает агентство France Presse, спикер Национальной ассамблеи Франции Клод Бартолоне направил исполнительной власти проект резолюции об импичменте Франсуа Олланда. Согласно французскому законодательству, подобное объявление «иду на вы» – первый шаг в сложной и длительной (как и во всех странах) процедуре отрешения главы государства от должности. Свои подписи под документом поставили 79 парламентариев от оппозиционной партии «Республиканцы», в числе которых глава фракции Кристиан Жакоб и бывший премьер-министр Франсуа Фийон.
Это безответственно, ужасно, несостоятельно и может привести к катаклизму
Формальной причиной для объявления импичмента стало подозрение в разглашении государственной тайны, которое, по мнению депутатов, Олланд допустил в книге журналистов Le Monde Жерара Даве и Фабриса Ломма с объясняющим содержание названием «Президент не должен был этого говорить». Газета ВЗГЛЯД уже писала об этой книге.
Еще 20 октября «республиканец» Пьер Лелуш в ходе дебатов в парламенте обратился к главе правительстве Мануэлю Вальсу и заявил следующее: «Как можно представить, господин премьер-министр, что президент Республики, верховный главнокомандующий, принимает роль комментатора в реальном времени самых секретных решений в области применения силы? Как можно представить, что президент Республики доверяет журналистам данные о целях французских бомбардировок в Сирии и что секретные документы передаются журналистам, а затем публикуются в их издании?»
Именно Лелуш первым из депутатов публично предположил, что откровения президента могут послужить свидетельством нарушения государственной тайны и «поставить вопрос о применении статьи 68 конституции Франции – об импичменте главе государства».
Премьер Вальс, кстати, полностью согласен с оппозицией в том, что Олланд наговорил лишнего. «Это безответственно, ужасно, несостоятельно и может привести к катаклизму. Я не понимаю, как после такого он может вести кампанию! Это похоже на политическое самоубийство. Сейчас нужно сделать так, чтобы это личное самоубийство не стало коллективным», – цитирует Вальса французский сатирический еженедельник Canard Enchaine со ссылкой на источник в окружении премьера.
Несмотря на то, что Олландом недовольны, как теперь кажется, практически все (его антирейтинг превышает 85%, это рекорд среди французских президентов), в реальности импичмент практически не имеет шансов дойти до победного конца.
Во-первых, до конца полномочий действующего президента осталось не так много времени – очередные выборы главы государства пройдут во Франции 23 апреля следующего года. При этом импичмент – процедура длительная. Сперва резолюцию рассматривает специальное бюро парламента. Если документ будет признан правомочным по форме и содержанию, он будет передан на рассмотрение правовой комиссии нижней палаты ассамблеи. Если и она согласится с выдвинутыми обвинениями, обе палаты ассамблеи образуют Высокий суд, которому и предстоит решить вопрос о полномочиях главы государства.
Во-вторых (и это, пожалуй, важнее), Социалистическая партия, к которой принадлежит Франсуа Олланд, пока обладает большинством в парламенте. Поэтому импичмента своему лидеру, каким бы непопулярным он ни был, не допустит. Выборы в Национальное собрание, кстати, тоже пройдут в следующем году – через полтора месяца после президентских, в июне. А в сентябре будет переизбран Сенат Франции.
Шансов на то, что Олланду удастся за зиму что-то сделать со своим фантастически низким рейтингом, практически равны нулю. Замену ему в Социалистической партии ищут, но пока что ярких фигур на горизонте не наблюдается. К тому же французы обижены на правительство социалистов за реформу Трудового кодекса, осуществленную в обход парламента и вопреки многочисленным массовым протестам. Так что социалисты – не главные игроки на выборах следующего года.
Таким образом, основным и единственным серьезным конкурентом для «Республиканцев» и их лидера Николя Саркози является Марин Ле Пен и ее «Национальный фронт». У самих «Республиканцев» ситуация с кандидатом на президентские выборы, кстати, тоже не до конца прояснена. Помимо Саркози, на выдвижение от партии претендует один из ее отцов-основателей – 71-летний Аллен Жюппе. После триумфальной победы 70-летнего Трампа возрастные политики по всему миру воспряли духом и готовы к новым свершениям и победам.
При этом «Республиканцы», как и «Национальный фронт», играют на правом поле, а внутривидовая политическая борьба, как и в животном мире, жестче и сильнее межвидовой. Так что на выборах кандидаты от «Республиканцев» будут бороться не с социалистами. Они будут бороться с националистами.
Главным минусом Марин Ле Пен и политиков из ее партии называют отсутствие реального опыта государственного управления (хотя, как мы видим на примере того же Трампа, это может оказаться и плюсом). А попытка импичмента крайне непопулярного Олланда – это то, что «Республиканцы» могут предъявить избирателям в качестве реальных действий по защите их прав. Ле Пен подобного предъявить не может – ее партию в Нацсобрании представляют всего два депутата. Рейтинг ее партии значительно выше, но выборы депутатов во Франции часто проходят в два тура, а во втором социалисты и голлисты объединяются, дабы оставить националистов за бортом.
Таким образом, на рейтинге действующего президента процедура импичмента серьезно не скажется – ему просто некуда дальше падать. А вот «Национальному фронту» придется искать достойный ответ на действия их главных конкурентов на предстоящих выборах.
Социалистам в ходе кампании, похоже, предстоит роль «болвана», на котором «Республиканцы» и «Национальный фронт» будут оттачивать свою риторику. Но если претенденты на первое место увлекутся взаимной критикой, то отставание социалистов может стать совсем небольшим – такие прецеденты на выборах довольно часты.
В любом случае можно констатировать, что Франция вступила в свой большой выборный год, и прогнозировать его итоги, как мы видим по попыткам предсказать итоги Брекзита или президентских выборов в США, дело неблагодарное.