Турция пригрозила ООН выйти из переговоров по урегулированию в Сирии, если сирийские курды, присоединившись к оппозиции, примут участие в мирном процессе в Женеве, сообщила Foreign Policy. Источник во всемирной организации рассказал изданию, что Турция категорически отказывается вести переговоры с курдской партией «Демократический союз», из-за чего вице-президент США Джозеф Байден отправляется в Анкару из Давоса, чтобы переубедить турецкие власти.
Мирный процесс должен быть представлен всеми сторонами конфликта, иначе нам никогда не удастся достичь взаимопонимания
В свою очередь госсекретарь США Джон Керри собирается уговорить Саудовскую Аравию и сирийских оппозиционных лидеров в Эр-Рияде не бойкотировать переговоры, если ООН пригласит на них представителей враждебных им отрядов сирийской оппозиции.
ООН продолжает настаивать, что «мирный процесс должен быть представлен всеми сторонами конфликта, иначе нам никогда не удастся достичь взаимопонимания», заявляют представители организации. Ранее лидер курдской партии «Демократический союз» (КДС) Салех Муслим также отметил, что на переговорах по Сирии в Женеве должны быть представлены все стороны конфликта, включая курдов, иначе переговоры окажутся безрезультатными. «Если некоторые стороны, задействованные в решении сирийского вопроса, не будут приглашены за стол переговоров, то произойдет то же самое, что и во время конференции «Женева-2», – считает Муслим. – Поэтому мы заинтересованы в том, чтобы все были представлены». О том, что переговоры по Сирии могут быть отсрочены, заявили также в среду Джон Керри и глава российского МИДа Сергей Лавров.
Договариваться об автономии с Асадом согласны те и другие курды
#{smallinfographicleft=773669}Ранее сирийские курды объявили о создании новой провинции на севере страны. Согласно данным Reuters, в состав нового административно-территориального образования войдет захваченный курдскими отрядами самообороны город Тель-Абъяд, который расположен на границе с Турцией.
Напомним, курды имеют свои вооруженные формирования – курдские силы самообороны. На сентябрь 2014 года их численность составляла около 50 тыс. человек. Они ведут борьбу против ИГ на севере Сирии и получают оружие от западных стран.
На данный момент в Сирии действует Курдский национальный совет (КНС), состоящий из 16 сирийских курдских партий. Он был создан 26 октября 2011 года при поддержке президента Иракского Курдистана Масуда Барзани. КНС выступает за свержение режима Башара Асада без иностранного вмешательства и установление демократического режима, способного разрешить вопрос автономии курдов. При этом представители организации готовы пойти на диалог с режимом при выполнении ряда требований (гарантии прав курдов и присвоение курдскому языку статуса официального). Осенью 2013 года КНС вошел в состав Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил.
Помимо КНС на территории страны действует упомянутая уже курдская партия «Демократический союз» (КДС), основанная в 2003 году и связанная с турецкой Рабочей партией Курдистана, которую турецкое руководство считает террористической организацией. Именно к заявлениям КДС об автономии Анкара относится особенно настороженно и расценивает их как угрозу национальной безопасности Турции.
КДС также выступает за конституционное признание прав курдов и предоставление им полной автономии. Партия также не поддерживает вооруженную оппозицию и высказывается резко против иностранного вмешательства. При этом руководство КДС не отрицает возможность диалога с режимом Асада. Глава партии Салех Муслим приезжал в Москву на переговоры с заместителем министра иностранных дел России Михаилом Богдановым в декабре 2013 года, апреле 2014 года и августе 2015 года.
Чтобы снять внутрикурдские противоречия, обе партии – КНС и КДС – в июле 2012 года вошли в Высший совет курдов Сирии (ВСКС). Кроме того, Высший совет должен был играть роль временного правительства в непризнанном Сирийском Курдистане на севере страны. Курдам так и не удалось добиться того, чтобы они были представлены отдельной делегацией на конференции «Женева-2». Однако представители курдов от КНС вошли в состав делегации Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил.
Анкара при этом по-прежнему настаивает на том, что сирийские курды причастны к террористическим группировкам. Позицию Турции поддерживал и вице-президент США Джо Байден: «Угрозы, с которыми сталкивается Турция, – это не только ИГ («Исламское государство*»), РПК (Рабочая партия Курдистана) не менее опасная группировка, это террористическая организация», – заявил он в ходе выступления на совместной пресс-конференции с премьер-министром Турции Ахметом Давутоглу в Стамбуле.
Сотрудничество с курдами усиливают и Россия, и США
При этом турецкие и зарубежные СМИ трубят о сотрудничестве России с курдами, усилившемся после гибели российского бомбардировщика Су-24 от удара турецких ВВС.
В пятницу Agence France-Presse сообщило, что в городе Эль-Камышлы на турецкой границе в сирийской провинции Хасака были замечены российские военные. Поскольку эта территория контролируется курдами, сообщение не на шутку встревожило Турцию. По данным неправительственной организации «Сирийский центр мониторинга прав человека», находящейся в Великобритании, российские военные инженеры намерены укрепить взлетно-посадочную полосу и возможности местного аэродрома.
О том, что российские военные посетили аэродром в окрестностях Эль-Камышлы, сообщил также CNN. «Мы не знаем их (российских военных) намерения, но мы внимательно следим за их действиями», – прокомментировал турецкий чиновник. Между тем AFP отметило, что пока Турция старается всеми силами держать себя в руках. Так, вице-премьер Турции Тугрул Тюркеш заявил: «Нам известно о действиях России. Они не могут представлять угрозу для Турции, являющейся членом НАТО». Однако турецкая газета Hurriyet сообщила, что армия страны уже работает над усилением мер безопасности в приграничной зоне, в частности выкапывает траншеи.
Тем не менее эксперты считают, что сотрудничество нашей страны с курдами ограничено: «Россия никогда не ставила вопрос о том, что нужно поддерживать курдов, исключительно как противовес действиям, которые предпринимает Турция. Есть одна грань, которую мы до сих пор не перешли», – подчеркнул в комментарии порталу BFM.ru профессор кафедры международных экономических отношений Института стран Азии и Африки МГУ им. Ломоносова Владимир Исаев. Он напомнил, что до сих пор мы курдам оружие не поставляем. Хотя курды неоднократно обращались к нашей стране по этому вопросу. «Если мы поддержим курдов оружием, деньгами и советниками, это будет уже точка невозврата в российско-турецких отношениях. А то, что касается переговоров, они не прерывались, они идут. Стороны ищут какие-то варианты для того, чтобы не обострять их в дальнейшем», – резюмировал эксперт.
Между тем в сотрудничестве с курдами успели отметиться и США. К Би-би-си попали спутниковые снимки аналитического агентства Stratfor, на которых США ведут работы по удлинению взлетно-посадочной полосы до 1300 метров у города Римелан в провинции Хасака. Эта территория также контролируется курдами и расположена в северной Сирии, между Ираком и Турцией. Действия США доказывают стремление Штатов поддержать курдов в борьбе с ИГ. Однако они «могут вызвать гневную реакцию со стороны крупнейшего союзника США – Турции, которую уже давно беспокоят курдские амбиции на своей южной границе», – подчеркнуло издание.
В субботу AFP стало известно, что Вашингтон пошел дальше и ведет строительство первой базы ВВС в Сирии. Она будет построена на основе сельскохозяйственного аэропорта в городе Рамилан в провинции Хасака. По данным источников агентства, на базе будут приземляться американские вертолеты и грузовые самолеты, доставляющие снаряжение и боеприпасы курдам.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ