От лица директора Национальной разведки Джеймса Клэппера в Великобритании был распространен документ в форме досье под названием «Активность русского влияния», в котором собраны данные о финансировании нескольких западноевропейских партий со стороны РФ, а также перечислены потенциальные союзники Москвы в различных европейских странах. Причем для подданных Ее Величества был приготовлен отдельный подарок.
Британская разведка – это по сути дела филиал ЦРУ, и туда перетекает значительная часть аналитических материалов из США
Генерал-лейтенант Джеймс Клэппер координирует деятельность 16 подведомственных организаций. И этот совокупный разум полагает, что российские спецслужбы намеренно спекулируют на ослаблении единства Европы и даже специально его углубляют в своих злонамеренных целях, а именно – подорвать блок НАТО изнутри, заблокировать американские ракетные программы в Европе и освободиться от экономических санкций. При этом американские представители разведсообщества искренне считают, что идет «новая холодная война», и объясняют своим британским коллегам, что нынешний уровень российского проникновения в западноевропейскую политику куда страшнее, глубже и шире, чем считалось ранее. Была даже попытка привязать к «проискам Москвы» мигрантский кризис, но совсем уж неубедительная.
В частности, американская разведка зафиксировала глубокое проникновение российского влияния во Франции, Нидерландах, Венгрии, а также в Австрии и Чехии. Последние две страны авторы досье почему-то считают «входными точками» в Шенгенскую зону для российских агентов. При этом единственным бесспорным и известным из открытых источников фактом финансирования с российской стороны в досье названо предоставление в 2014 году кредита в девять миллионов евро французскому «Национальному фронту» одним из российских банков. Марин Ле Пен никогда и не скрывала этого, скорее, наоборот – охотно комментировала это событие, видимо, полагая, что столь доверительные отношения с Россией более четко обозначат ее позицию в предвыборный период. Одним словом, в этой детали работа разведывательного сообщества США в принципе не прослеживается.
#{smallinfographicleft=781990}Перечень других российских «агентов влияния» также открытиями не блещет. Это венгерская партия «Йоббик», которая тоже никогда не скрывала своих симпатий к современной России и политическому курсу Владимира Путина (ее лидеры регулярно посещают Москву и делают вполне однозначные высказывания). Следом идет греческая «Хриси Авги», «Золотая заря» – праворадикальная политическая партия, набравшая популярности до такой степени, что прошла и в республиканский парламент, и в европейский (туда же попала и итальянская «Лига севера»).
В досье особо отмечается, что дипломаты (видимо, американские) вынуждены специально мониторить ситуацию в Австрии после того, как несколько членов австрийского парламента съездили в Крым. Однако активность американской разведки и контрразведки на территории Австрии, по ряду данных, может быть связана не столько с «крымским вояжем», сколько с зафиксированными случаями использования предполагаемыми сотрудниками российских разведывательных служб австрийских документов.
Что же касается Нидерландов, там в апреле должен пройти референдум о более тесных отношениях Украины и ЕС, и уже сейчас понятно, что голландцы настроены в отношении единства с Киевом крайне скептично. Возможный отрицательный результат референдума в досье связывают с «русской пропагандой». Других причин, видимо, нет.
То, что досье было передано американцами британским коллегам, на первый взгляд нормально. Британская разведка – это, по сути дела, филиал ЦРУ, и туда перетекает значительная (но не вся) часть аналитических материалов из США. Обычно – просто для ознакомления, но не в этом случае. Специально для британского потребителя в досье сделан специальный акцент на едва ли не основную «политическую победу» российской разведки в Западной Европе за прошедший год.
Речь идет об избрании 12 сентября 2015 года лидером Лейбористской партии 66-летнего Джереми Корбина – экстравагантного политика с левыми, а местами и ультралевыми взглядами. Конечно, ни у кого, в том числе и в самой Великобритании, не поворачивается язык назвать нового лидера лейбористов «марионеткой Кремля» или «платным агентом». Основным аргументом того, что Москва якобы поддерживала избирательную кампанию Корбина, называют несколько высказываний российского посла в Лондоне Александра Яковенко. В частности, он приветствовал победу Корбина на внутрипартийных выборах, назвав ее «радикальным прорывом». Также Яковенко утверждал, что избрание Корбина – это «демократический мандат» для новой платформы лейбористов, «оппозиция военной экспансии Запада», «поддержка ядерного разоружения Великобритании» – и все тому подобное, в таких случаях – обычное. Где тут поддержка Корбина на выборах – тоже непонятно, не говоря уже о том, что давно уже прошли те времена, когда английские рабочие начинали свой день с чтения передовиц Morning star и отчетов о брифингах в советском, то есть российском посольстве.
Программа Корбина удивительно противоречива, и чего в ней больше – радикального социализма (включая до боли знакомый тезис об обобществлении средств производства) или типичной профессорско-интеллигентской каши – определить проблематично. Он сторонник объединения Ирландии, приветствующий мигрантов и голосующий за сохранение членства Великобритании в ЕС. Он за повышение подоходного налога, но за отмену платы за обучение в университетах. Наконец, он фактически приветствовал воссоединение Крыма с Россией, а в позиции Запада нашел «двойные стандарты».
За это Корбин и получил в итоге по полной программе. Самым мягким из того, что этот обладатель титула «Борода года», любитель велосипедов и борец за все хорошее услышал о себе в этом контексте, было «последний путинский полезный идиот Европы». Его фактически затравили, но было, однако, поздно: перед началом внутрипартийной кампании у лейбористов шансы Корбина оценивались букмекерами как 100/1, и ничем, кроме «поддержки российской разведки», объяснить его избрание никто не мог. На самом же деле публика просто устала от традиционных политиков, скучно обещавших вернуть лейбористов к «идеалам Тони Блэра». А с избранием Корбина Лондон получил полноценный аттракцион – едва ли не самого социалистического и радикального деятеля в реальной системе власти за последние лет пятьдесят.
Британское правительство в итоге решило принять меры. В августе прошлого года (за месяц до избрания Корбина) Форин Офис фактически объявил персонами нон грата четырех российских дипломатов. У сотрудников российского посольства в Лондоне заканчивались визы – согласно общей дипломатической практике и Венской конвенции, они должны были быть продлены автоматически по схеме «1 + 2». Лондон, однако, предоставил дипломатам только трехмесячную визу, что фактически означает мягкий вариант экстрадиции.
Одним из этих дипломатов был Сергей Налобин, занимавшийся поддержанием контактов с членами британского парламента и действительно имевший множество знакомств в Вестминстере. По свидетельству очевидцев, он был постоянным гостем всех неформальных встреч и фуршетов на партийных конференциях. Но Налобин, как это ни парадоксально, в основном интересовался процессами, происходящими в Консервативной партии, причем два года из пяти лет своей работы в Лондоне он занимался этим совершенно открыто. В итоге российское посольство заявило протест, но четыре дипломата все-таки были вынуждены покинуть Лондон, причем один из них – фактически без замены.
Но это административные меры, которые британская сторона традиционно применяет к российским дипломатам в любой нелепой ситуации. И совершенно непонятно, как американская и британская разведки, обладая сокровенными знаниями об опасном росте российского влияния в Европе, намерены этому противостоять. Как, например, можно повлиять на венгерскую партию «Йоббик»? На ум приходит только международное расследование о сокрытии доходов, но венгерское правительство сейчас не склонно сдавать своих граждан даже в угоду главным членам НАТО. А греческая «Золотая заря» вообще вне этой игры. Они, конечно, хулиганы, а по ряду признаков и впрямь фашисты, но убийство местного рэп-исполнителя и левого активиста Павлоса Фиссаса на всю партию повесить не удалось.
Кроме того, бросается в глаза, что в американском досье нет никаких данных о наиболее популярных сейчас германских альтернативных организациях (ПЕГИДА, «Альтернатива для Германии» и т. д.), а единственным доказанным эпизодом, повторимся, остается пиар-акция Марин Ле Пен. Даже утечка в британскую консервативную прессу выглядит скорее как местная атака на Корбина. Такого рода публикации не выходят за рамки общей пропагандистской борьбы в стиле той самой «новой холодной войны», в существовании которой британская разведка с американской помощью уже успела себя убедить.