Политика

5 августа 2015, 08:18

Уничтожение дагестанской мафии вернет республику в Россию

Фото: РИА «Новости»

Происходящее в Дагестане можно сравнить со второй чеченской войной. По крайней мере, цели одни и те же: возвращение территории в российское правовое поле. Разгром местных мафиозных кланов приобретает все более серьезный характер, при этом Москва будет делать все для того, чтобы не дать раскачать трехмиллионную республику.

После того, как десять дней назад был нанесен смертельный удар по клану одного из «крестных отцов» республики Сагида Муртазалиева – арестован глава контролируемого им Кизлярского района Виноградов и возбуждено дело против самого скрывающегося в Эмиратах главы дагестанского отделения Пенсионного фонда, – можно было ожидать продолжения зачистки местной элиты.

Нужно было браться за чистку Дагестана – чтобы вернуть доверие людей к власти как таковой

И она последовала стремительно – в минувшее воскресенье спецназ ФСБ снова брал штурмом дом главы района, на этот раз Буйнакского. Арестован Даниял Шихсаидов – сын председателя Народного собрания Дагестана Хизри Шихсаидова. Он подозревается в «организации и финансировании незаконных вооруженных формирований, а также неоднократном финансировании терроризма». В этот же день стало известно об уголовных делах в отношении еще двух глав районов – они, впрочем, пока не арестованы: главы Тарумовского района Марины Абрамкиной и главы Кизилюртовского района Багаудина Аджаматова, подозреваемого в мошенничестве. Абрамкина относится к людям аварца Муртазалиева, а Аджаматов кумык по национальности, как и арестованный Шихсаидов.

Таким образом, удар нанесен по кланам, представляющим две из четырех основных народностей Дагестана – аварцам и кумыкам. Третья народность, даргинцы, была существенно ослаблена после ареста два года назад мэра Махачкалы Саида Амирова, с устранения которого и началась борьба с кланами. Сейчас следует приготовиться и остальным, в первую очередь лезгинам, входящим в четверку самых многочисленных народностей. Москва, несомненно, и в борьбе с мафиозными кланами будет сознательно придерживаться принципа «национального квотирования», чтобы не дать дагестанцам даже повода видеть в нынешних чистках какой-либо национальный уклон.

Собственно говоря, сам принцип «национальных квот» и стал одной из важнейших причин формирования того ненормального положения, которое сложилось в Дагестане за последнюю четверть века. Сложнейший национальный состав республики и запутанные межнациональные отношения с сопутствующими им земельными спорами, с одной стороны, пугали Москву, опасавшуюся межнациональных конфликтов, а с другой – позволяли местным кланам спекулировать на этом, выстраивая мафиозные по сути, вертикально интегрированные властные группировки, и фактически уходить из-под контроля федерального центра.

Дополнительным условием формирования дагестанской болезни стал и статус прифронтового региона, граничащего с Чечней – практически до середины нулевых это тоже способствовало тому, что республику предпочитали вообще не трогать из Москвы. Сначала на это у федерального центра просто не было сил – но после того, как к середине нулевых остальные регионы более-менее вернули в единое правовое поле и начали подступаться к системному обновлению элит, выяснилось, что и средств для работы в Дагестане у Москвы практически нет.

Местные кланы, цементированные по национальному и земляческому принципу, успели подмять под себя вообще все в Дагестане – экономику, госаппарат, кадры, социальную сферу. Республика оказалась поделена на вотчины того или иного клана – которыми были как районы, так и отдельные сферы экономики, например ЖКХ. Вообще все решалось через взятки и откаты. Конечно, коррупция есть и была и в других регионах России, но нигде она не приобретала такого размаха и не достигала такого качественного уровня. Но главное даже не в этом – нигде больше в России не сохранились до сегодняшнего дня такие масштабные, в размере трехмиллионной республики, устойчивые преступные сообщества во власти. Настоящие мафии.

Убийства, бесконтрольный оборот оружия, наркотики, тотальная коррупция, казнокрадство, бешеные приписки, торговля должностями, отмывка денег, хищения федеральных трансфертов и местных налогов – все это стало нормой жизни, и с этим ничего не могло сделать руководство республики: потому что бандитские методы были свойственны всем основным кланам, а сами бандиты были естественной частью кланов, а порой и возглавляли их. Доля русских в населении республики сократилась в два раза – а в Махачкале еще сильнее, то есть разбавлять власть неклановыми людьми стало невозможно. Под полным контролем Москвы осталась, по сути, лишь часть силовых структур, в первую очередь ФСБ (МВД также было полностью поделено по клановому принципу). Классическая мафия у власти – с кавказским колоритом.

Дагестан жил как государство в государстве – и дополнительную сложность ситуации придавало то, что именно в этой крупнейшей северокавказской республике стало формироваться и самое мощное и массовое вооруженное подполье. После разгрома основных сил террористов в Чечне Дагестан превратился в самую горячую точку в России – именно там начиная с середины нулевых стало совершаться больше всего терактов и убийств сотрудников силовых структур.

Формально орудовали сторонники «исламского подполья» – ушедшие в леса террористы, выступавшие за построение исламского государства* и выход из России. Но в реальности, и об этом говорили многие в республике, среди ушедших в подполье было множество и просто протестующих против несправедливости, тех, кто был недоволен мафиозным укладом местной власти. Причем среди них было немало и детей высокопоставленных чиновников – закончивших московские университеты и не испытывавших никаких материальных затруднений. Кроме того, все в республике знали, что «лесных» часто просто использовали для давления на конкурентов – то есть чиновники фактически нанимали террористов для запугивания или устранения неугодных или вообще списывали на них то, что совершали сами.

Ясно было, что долго в таком формате Дагестан не протянет, будет взрыв. Тем более что возрождение ислама в республике привело к тому, что не отвечающий никаким религиозным нормам образ жизни, поведения и методы «решения проблем» мафиозных кланов служили лучшим удобрением для роста популярности самых радикальных исламистов, призывавших к вооруженному джихаду и выходу из состава России. Нужно было браться за чистку Дагестана – чтобы вернуть доверие людей к власти как таковой. Неожиданное назначение в начале 2013 года главой республики Рамазана Абдулатипова – аварца по происхождению, много десятилетий назад уехавшего из Дагестана в Москву и не повязанного никаким мафиозным кланом – стало сигналом о том, что федеральный центр понимает всю сложность ситуации и готов системно заниматься санацией больной власти.

Через полгода после прихода Абдулатипова пал самый сильный глава клана в Дагестане – человек, считавшийся теневым правителем республики, мэр Махачкалы Саид Амиров. В дальнейшем Абдулатипов чистил кадры, менял глав районов, пытался ограничить влияние кланов – но перелома не наступало.

В мае прошлого года полпредом президента на Северном Кавказе стал генерал-лейтенант Сергей Меликов – лезгин по национальности, родившийся в Подмосковье и всю жизнь служивший во внутренних войсках. Понятно было, что у него будет особое внимание к Дагестану, откуда родом его отец. За год с лишним работы на посту полпреда Меликов должен был детально разобраться в ситуации – и инициатива начавшихся сейчас операций по разгрому кланов явно идет не только от Москвы, но и из Пятигорска, где размещается аппарат полномочного представителя президента.

Одних усилий ФСБ и Следственного комитета для наведения порядка в Дагестане совершенно недостаточно. Нужна не просто санация республиканской элиты, необходима постепенная, но последовательная кадровая революция в масштабах сложнейшей в национальном отношении территории. Не просто разгромить мафии – но и сформировать такую местную и республиканскую власть, которой будут доверять сами дагестанцы, больше всех уставшие от эпохи «сильных людей», приватизировавших власть и собственность.

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

Текст: Петр Акопов

Вам может быть интересно

Силы ПВО за ночь уничтожили семь дронов ВСУ над Адыгеей и Краснодарским краем
Темы дня

2025 год заставил Запад пересмотреть ключевой тезис о силе России

Тезис о нанесении России «стратегического поражения на поле боя» в 2025 году почти вышел из употребления даже среди западных лидеров. А ведь с 2022 года он провозглашался как единственная политическая цель в отношениях между Западом и Москвой. Что и как заставило западные элиты пересмотреть свой подход?

Дерзкая операция российских штурмовиков приблизила освобождение Гуляйполя

Всего лишь трое российских бойцов, как выяснилось, смогли захватить командный пункт батальона ВСУ в Гуляйполе. Эта дерзкая операция стала еще одним эпизодом битвы за освобождение города, который является ключевым пунктом обороны ВСУ на южном участке. Как проходит эта операция и что будет после ее завершения?

Основатель запрещенного РДК уничтожен на Запорожском направлении

Министр культуры Турции рассказал, как сериалы стали инструментом «мягкой силы» страны

Время русской силы. Как страна черпает мощь в своих истоках

Новости

Депутат японского парламента Судзуки понял в Москве, в чем сила России

Во время визита в Москву, где японский парламентарий встретился с замглавы МИД России Андреем Руденко, господин Мунэо был очарован праздничной иллюминацией и торжественной атмосферой, которая была создана в центре столицы.

В Донецке обезвредили открывшего огонь из автомата в супермаркете

Правоохранители обезвредили мужчину, который открыл огонь из автомата в супермаркете в западной части Донецка, никто не пострадал, сообщили в региональном МВД.

Российские силовики узнали, чей ноутбук нашли при взятии штаба ВСУ в Гуляйполе

Служебный ноутбук с личными данными младшего лейтенанта ВСУ был обнаружен в оставленном подразделением блиндаже вместе с документацией и оборудованием, рассказали в российских силовых структурах.

В Петербурге пресекли деятельность восхвалявшей Зеленского секты

В Санкт-Петербурге более 70 членов псевдорелигиозной организации из разных регионов страны стали фигурантами проверки по подозрению в распространении ложной информации об армии России.

Боец MMA Монсон пожаловался на ненавистный российский обычай

Получивший российский паспорт боец смешанных единоборств (MMA) Джефф Монсон признался, что российский обычай оставлять обувь за порогом доставляет ему значительные неудобства из-за травм.

Бывший сотрудник МИД получил 12 лет за госизмену

Бывший работник МИД России Арсений Коновалов получил срок за передачу секретной информации разведке США во время зарубежной командировки.

Потомок Екатерины II Калагеорги назвал себя русским и решил остаться в России

Прямой потомок императрицы Екатерины II и князя Григория Потемкина Андрей Калагеорги из Санкт-Петербурга считает себя русским и не собирается возвращаться в Европу или США.

Эксперт: Российская оборонка посрамила все негативные прогнозы на Западе

Работа российского оборонно-промышленного комплекса заслуживает самой высокой оценки, наши инженеры за годы СВО посрамили все негативные прогнозы на Западе, сказал газете ВЗГЛЯД главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. В пятницу Владимир Путин провел совещание по обсуждению параметров проекта государственной программы вооружения на 2027-2036 годы.

Рябков заявил о последнем рывке для урегулирования ситуации на Украине

Замглавы МИД РФ Сергей Рябков сообщил о существенном прогрессе в переговорах Москвы и Вашингтона по вопросу урегулирования конфликта на Украине.

Google сообщила провайдерам о вывозе старых серверов из России

Компания Google направила российским интернет-провайдерам письмо с уведомлением о выводе из эксплуатации серверов Dell R720, использовавшихся в системе Google Global Cache (GGC).

Уголовное дело подполковника Фролова (Палача) о самострелах передано в суд

Судебное разбирательство по делу командира группы спецопераций 83-й десантно-штурмовой бригады Константина Фролова (Палача) дошло до рассмотрения в Санкт-Петербургском гарнизонном военном суде.

Трамп накануне встречи с Зеленским заявил об одном важном условии

Накануне встречи с главой киевского режима Владимиром Зеленским, который представит новый мирный план из 20 пунктов, американский лидер Дональд Трамп заявил в интервью Politico заявил, что его визави ничего не получит без одобрения главы Белого дома.
Мнения

Борис Джерелиевский: Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

Игорь Горбунов: Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

Сергей Миркин: Когда на Украине появится новый гетман Скоропадский

Скоропадский формально не был объявлен гетманом немецкими генералами, а был провозглашен монархом на всеукраинском съезде хлеборобов. Имя нового руководителя Украины не столь важно, его главной функцией будет заключить мир с Россией.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов