Северо-Кавказский окружной военный суд признал украинского режиссера Олега Сенцова виновным в подготовке терактов в Крыму и приговорил его к 20 годам лишения свободы в колонии строгого режима. Приговор тут же прокомментировал президент Украины Петр Порошенко, явно используя его как чисто политический повод. «Держись, Олег. Придет время, и те, кто организовал над тобой судилище, сами окажутся на скамье подсудимых!» – написал он в Twitter. Второй подсудимый Александр Кольченко получил 10 лет лишения свободы.
Интеллигенты, как известно, и в террористических, и в революционных проектах участвовали нередко
У здания российского посольства в Киеве начался пикет в поддержку Сенцова и Кольченко. Как передает телеканал «112 Украина», у здания собрались несколько десятков активистов: утверждается, что это друзья активистов, выходцы из «оккупированного» Крыма и «просто неравнодушные украинцы, которые следят за ситуацией, которая сложилась в настоящее время». Пресс-секретарь посольства России на Украине Олег Гришин сказал, что здание посольства РФ в Киеве «пикетируют около 80 человек».
Напомним, ранее в ходе прений по делу украинского режиссера Олега Сенцова прокурор потребовал назначить ему 23 года лишения свободы в колонии строгого режима. Для Александра Кольченко гособвинитель просил 12 лет лишения свободы.
«Сенцов и Кольченко никогда не были участниками «Правого сектора*». Они обвиняются в том, что восприняли идеологию «Правого сектора» и стали ее придерживаться, – сказал прокурор в суде. – Сенцов пояснил, что гордится тем, что является активным участником евромайдана», – добавил он. Сам Сенцов не признал вину. В ходе опроса судьи он сказал, что «суд вообще за суд не считает», а дело назвал «политическим и сфальсифицированным».
Напомним, еще двое фигурантов дела – Геннадий Афанасьев и Алексей Чирний – уже были осуждены на семь лет каждый.
Процесс над Сенцовым неоднократно оценивался как самое громкое дело о терроризме последнего времени. «На оглашение приговора аккредитовались более 100 журналистов, включая прессу из Великобритании, Германии, Франции, Голландии, Испании, Польши и с Украины. Для суда это беспрецедентное количество журналистов», – сказала пресс-секретарь суда Алена Катькало, которую цитировал ТАСС. Она добавила, что это больше, чем присутствовало на приговорах по любому делу о терактах на Кавказе, которые слушались в Северо-Кавказском окружном военном суде (СКОВС).
«Правый сектор» открестился от крымских «коллег»
В июне Генпрокуратура распространила сообщение, в котором говорилось: «Сенцов создал террористическое сообщество, действовавшее на территории Республики Крым и являвшееся структурным подразделением организации «Правый сектор», целями которого являлись дестабилизация деятельности органов власти республики и воздействие на принятие решения органами власти Российской Федерации о выходе данной республики из ее состава».
При этом еще в мае прошлого года в «Правом секторе» заявили, что подозреваемые в подготовке терактов, среди которых был Сенцов, не являются членами этого движения.
Но отметим, что в мае 2014 года лидер «Правого сектора» Дмитрий Ярош, участвовавший тогда в президентских выборах, в ходе дебатов на Первом национальном канале заявил: «вернуть Крым» можно, только «развернув партизанскую войну».
Члены группы Сенцова с апреля по май 2014 года совершили в Симферополе два террористических акта: поджоги офисов общественной организации «Русская община Крыма» и Крымского регионального отделения партии «Единая Россия». Кроме того, они готовились взорвать памятник Ленину, расположенный на бульваре Ленина в Симферополе.
Преступная деятельность сообщества была пресечена в мае 2014 года сотрудниками ФСБ, сообщившими о задержании членов диверсионной группы, готовивших теракты в Ялте, Симферополе и Севастополе.
«С прицелом на других желающих»
«У власти и у населения были опасения волны диверсий после присоединения Крыма, и опасения вполне обоснованные, – заявил газете ВЗГЛЯД политолог, президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. – На данный момент они не оправдались. Вероятно, жесткость приговора связана с тем, чтобы продемонстрировать миру, что не стоит и пытаться».
По мнению эксперта, «то, что вменяется Сенцову, выглядит достаточно правдоподобно, но как проба пера на ниве диверсий. Поэтому такой жесткий приговор выглядит как демонстративный акт с прицелом на других возможных желающих диверсионной войны», – пояснил собеседник.
Он добавил, что угроза диверсий реально существует, «и в случае, если вина доказана, надо реагировать жестко, сомнений нет». Тот факт, что Сенцов – режиссер, из-за чего процесс получил повышенное публичное внимание, к делу не относится, отметил Ремизов. «Интеллигент, как известно, и в террористических, и в революционных проектах в ходе человеческой истории участвовал нередко», – резюмировал эксперт.
Порошенко: «Мы обсудили освобождение заложников»
Еще в среду президент Украины Петр Порошенко отметил, что судьба Сенцова, а также Надежды Савченко, обвиняемой в гибели российских журналистов, были одной из главных тем на встрече с президентом Франции Франсуа Олландом и канцлером Германии Ангелой Меркель.
В ответ спикер Народного совета Донецкой народной республики Андрей Пургин назвал заявления Порошенко провокационными. «По сути, Порошенко изначально говорит о невыполнимых вещах, по-видимому, для того, чтобы, сославшись на невозможность выполнения заведомо нереальных условий, в принципе никого не обменивать», – передал «Интерфакс» слова Пургина.
Представитель ДНР заявил, что «освобождение или неосвобождение Савченко, Сенцова и других, дела которых рассматривают российские суды, лежит вне плоскости контактной группы. Их дальнейшую судьбу определит российский суд. Контактная группа здесь совершенно ни при чем. Никак повлиять на их освобождение контактная группа не может», – подчеркнул Пургин.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ