Набирает обороты кампания по обвинениям России в том, что наши Военно-космические силы (ВКС) якобы наносят удары по ложным целям в Сирии. Турция – давний и последовательный недруг правительства Башара Асада – в пятницу распространила заявление с призывом к России прекратить «атаки на сирийскую оппозицию и гражданских лиц» и сосредоточить свои усилия на борьбе c ИГИЛ. В заявлении турецких властей говорится, что «призыв прекратить операцию» российских ВКС, помимо Турции, поддержали еще шесть государств – США, Великобритания, Франция, Германия, Саудовская Аравия и Катар.
У нас самое современное вооружение, самое точное. Мирные жители и гражданская инфраструктура не страдают
«Выражаем глубокую озабоченность в отношении российского военного присутствия в Сирии и особенно атак российских ВВС в районах Хама, Хомса и Идлиба со вчерашнего дня, которые привели к жертвам среди мирного населения, а не поразили цели «Исламского государства*», – заявляют турецкие власти. Но напомним, что еще в среду министр обороны США Эштон Картер говорил: заявления сирийской оппозиции о том, что российские авиаудары в Сирии якобы привели к гибели мирных жителей, не соответствуют действительности. Это опровержение отнюдь не помешало Саудовской Аравии на следующий день потребовать от России прекратить антитеррористическую операцию в Сирии – именно потому, что якобы «эти атаки привели к ряду невинных жертв».
Теперь же единым фронтом выступили семь стран во главе с Турцией. «Эти военные действия могут привести к дальнейшей эскалации и дать почву для экстремизма и радикализации, – говорится в заявлении Анкары. – Мы призываем Российскую Федерацию немедленно прекратить свои атаки на сирийскую оппозицию и гражданских лиц и сосредоточить свои усилия на борьбе с ИГИЛ*», – говорится в документе.
Младшие партнеры США послушно следуют за Вашингтоном в том, что касается призывов прекратить операцию. Бомбардировки позиций сил умеренной сирийской оппозиции могут привести к усугублению конфликта в стране, заявил в пятницу генеральный секретарь кабинета министров Японии Есихидэ Суга.
Reuters в пятницу распространило сообщение со ссылкой на некоего Рами Абдурахмана, главу базирующегося в Великобритании Сирийского центра по соблюдению прав человека. Утверждается, что российские самолеты якобы нанесли удар по городу Эль-Карьятейн в провинции Хомс, что также предполагает «бомбежки мирного населения».
В этот же день немецкое издание Bild опубликовало интервью экспертов, обслуживающих правящую коалицию ХДС-ХСС и оппозиционную СДПГ. И те, и другие осудили российскую антитеррористическую операцию в Сирии. «Российский президент не вправе бомбить все, что ему захочется», – объявил эксперт СДПГ Томас Хичлер. Такое заявление выглядит абсурдно – ведь российские ВКС наносят удары не по тем целям, «какие захочется», но по согласованию и в координации с правительственной армией уничтожают террористов, угрожающих не только самой Сирии, но и России, и, не в последнюю очередь, Европе.
Подтверждением этого могут служить сведения, предоставляемые как сирийской стороной, так и российскими военными.
Точечные удары
Как сообщил в пятницу официальный представитель Минобороны генерал-майор Игорь Конашенков, Су-34 из состава авиагруппы ВКС в Сирии «нанесли удары по лагерю подготовки ИГИЛ в районе населенного пункта Мадан-Джадид и замаскированному командному пункту в районе Касерт-Фарадж, юго-западнее города Ракка («столицы» халифата ИГ – прим. ВЗГЛЯД)». «В результате ударов командный пункт боевиков ИГ выведен из строя, инфраструктура, использовавшаяся для подготовки террористов, полностью уничтожена», – цитирует РИА «Новости» генерал-майора Конашенкова.
Кроме того, штурмовики Су-25 нанесли удар по лагерю боевиков ИГ в провинции Идлиб. Полностью разрушены бункеры, склады оружия и ГСМ террористов. В провинции Хама уничтожен командный пункт и несколько десятков единиц техники ИГ.
Ранее в российском военном ведомстве сообщили, что по состоянию на 1 октября российские летчики полностью уничтожили командный пункт боевиков в районе Эль-Латамна, штаб управления и склад боеприпасов вблизи Телль-Биса. Кроме того, силами ВКС был подорван мини-завод по изготовлению снарядов и бомб в районе южнее Эр-Растана. Севернее Хомса российские самолеты уничтожили завод, где боевики начиняли взрывчаткой машины.
Целью группировки российской ударной авиации является прежде всего уничтожение инфраструктуры ИГ, все наземные операции осуществляет сирийская армия, сообщил в пятницу РИА «Новости» представитель Военно-космических сил России. «У нас самое современное вооружение, самое точное. Мирные жители и гражданская инфраструктура не страдают», – подчеркнул источник в ВКС.
Тем не менее информационные вбросы о «бомбежках мирного населения», начавшиеся сразу же после объявления решения о применении российской авиации против террористов, лишь продолжают усиливаться.
В частности, некоторые зарубежные, а также проукраинские российские СМИ со ссылкой на не заслуживающие доверия источники опубликовали старые кадры, выданные за «бомбежку мирного населения». Накануне фальшивку опроверг посол Сирии в Москве Рияд Хаддад. Официальный представитель Дамаска подтвердил: российские военные полностью координируют свои действия с сирийской армией, все удары наносятся только по позициям террористической группировки ИГ. Правительственная армия располагает точными координатами террористов и передает их российским военным, подчеркнул посол Хаддад.
В свою очередь президент России Владимир Путин обратил внимание, что сообщения о жертвах среди гражданского населения появились до того, как в небо поднялись российские самолеты.
#{smallinfographicleft=769722}Но, несмотря на неоднократные заявления России (в частности, накануне глава МИД Сергей Лавров вновь подчеркнул – целями российских военных являются «Джебхат ан-Нусра*», ИГ и другие террористические группировки – и точно такую же позицию занимают и США), Вашингтон продолжает гнуть свою линию, обвиняя Россию в атаках «неправильных» целей.
Вашингтон пугает «суннитскими атаками» на территории России
Накануне из Белого дома раздался очередной окрик – администрация Барака Обамы пригрозила России международной изоляцией.
«Эти последствия могут быть гораздо более глубокими, чем просто дипломатические последствия, которые может ввести международное сообщество, – заявил пресс-секретарь Белого дома Джош Эрнест. – Я определенно не исключаю этого». По словам представителя администрации Обамы, такими последствиями для России может быть «втягивание в региональный конфликт». Кроме того, Эрнест упомянул опасность атак со стороны суннитских экстремистов не только в Сирии, но и на территории России.
«Эти террористы ничем не отличаются от ИГ»
Комментируя заявление турецких властей, сделанное Анкарой от имени семи государств, директор Института религии и политики, востоковед Александр Игнатенко в беседе с газетой ВЗГЛЯД отметил: не существует фундаментальной разницы между террористами ИГИЛ и представителями других радикальных террористических группировок.
«Если говорить прямо, то в данном конкретном случае Турция, Саудовская Аравия и другие страны выступают в качестве защитников тех террористических организаций, которые они патронируют на территории Сирии. Эти террористы ни в идеологическом, ни в практическом плане никак не отличаются от так называемого Исламского государства. Что касается США, то они двигаются в своей сирийской политике в фарватере политики Саудовской Аравии. Эр-Рияд сумел убедить Вашингтон, что подобная политика единственно верная», – сказал Игнатенко.
#{interviewpolit}«Информацию о том, что Россия якобы бомбит «не тех террористов», поставляет США, Турции и Саудовской Аравии руководитель одного из отрядов сирийской оппозиции, который является саудовским ставленником. В данном случае Эр-Рияд защищает террористическую организацию «Джебхат ан-Нусра», которую сам же создал, а теперь спонсирует и поддерживает. Эта организация находится в сложных отношениях с ИГ. Но из этого не следует, что кто-то может разделить эти организации, сказав, что одни хорошие, а другие плохие», – отметил собеседник.
Игнатенко добавил, что радикальные группировки дислоцируются совместно, имеют одни и те же цели и задачи. «Цель эта заключается в свержении действующего правительства и оккупации Сирии. Так называемое Исламское государство произошло от «Аль-Каиды*» в Месопотамии, «Джебхат ан-Нусра» – это филиал «Аль-Каиды» в Сирии. То есть противоречия, которые возникли и существуют между этими организациями, реализуются по принципу: милые ссорятся, только тешатся», – подытожил эксперт. Собеседник добавил, что в Сирии очень сильно влияние радикальной организации «Братья-мусульмане*», которую патронируют Турция и Катар. Сейчас они присутствуют в Сирии в виде мелких группировок, название которых никому не известно.
«Нет линии фронта, боевики похожи друг на друга»
Советник директора Российского института стратегических исследований (РИСИ) при президенте России, специалист по Ближнему Востоку Елена Супонина в беседе с газетой ВЗГЛЯД отметила, что многие заявления касательно действий России в Сирии можно расценивать в контексте информационной войны.
«Российское руководство утверждает, что военно-воздушные удары приходятся на опорные пункты и склады, принадлежащие террористам ИГИЛ. В это нет оснований не верить. Естественно, есть опасность, что удары могут прийтись на радикалов из других группировок. В Сирии нет линии фронта, и боевики похожи друг на друга. Более того, боевики прячутся в городах и населенных пунктах. Российская операция чрезвычайно сложная и тонкая. Москве нужно проводить ее очень осторожно», – сказала Супонина.
Собеседница напомнила, что США и коалиция ведут военно-воздушную операцию уже более года, и было зафиксировано немало потерь среди мирного населения и среди личного состава других группировок, но никто об этом не говорит.
«Это односторонний подход»
Отметим, что позиция Вашингтона выглядит весьма уязвимой. Если Россия борется с терроризмом в координации с легитимным правительством Сирии и по его приглашению, то США сделали ставку на иррегулярные отряды оппозиции, чьи боевики при случае готовы перебежать на сторону тех же ИГ или «Джебхат ан-Нусра».
Как сообщил Сергей Лавров, Россия вместе с Венесуэлой, Китаем и большой группой других стран собирается обратить внимание на соблюдение такого основополагающего принципа Устава ООН, как невмешательство во внутренние дела суверенных стран, передает RT. По сути, действия США и их союзников в Сирии, начатые без согласования с законным правительством страны, и есть такое вмешательство. В этом принципиальное отличие от российской операции, основой которой стала официальная просьба президента Башара Асада.
Лавров подчеркнул: действия США – это «односторонний подход, и он не предполагает даже какого-то консенсусного разговора с прицелом на формирование общих подходов и общего согласия».
И это притом что ранее президенты России и США договорились о том, что у них есть общий интерес в борьбе с «Исламским государством» в Сирии, также лидерами двух стран была отмечена необходимость налаживания канала общения военных двух стран во избежание недопонимания.
Однако американцы испытывают сложности даже в налаживании контактов с ближайшими союзниками. Замначальника штаба по разведке ВВС США генерал-лейтенант Роберт Отто в пятницу был вынужден констатировать – процесс обмена разведывательной информацией среди участников коалиции, созданной США в целях проведения военных операций в Сирии, проходит со сложностями. Как сообщает ТАСС, Отто упомянул сложность координации действий с французами.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ