Встреча в верхах саммита БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР), который открывается во вторник в бразильской Форталезе, «вызовет к жизни» несколько новых наднациональных структур, мнение которых придется учитывать Западу. Речь идет о Новом банке развития БРИКС, который может стать альтернативой Всемирному банку, и об Энергетической ассоциации, призванной уравновесить ОПЕК – с этим предложением, напомним, на саммит прибыл президент Владимир Путин.
В перспективе такой союз может оказывать давление на США, которые считают себя монополистом в мироустройстве
Участие в саммите БРИКС стало одним из пунктов повестки дня в рекордном по времени и расстоянию визите российского лидера в Латинскую Америку. Помимо укрепления контактов с ведущими странами континента, визит отметился успехом в отношениях с Германией – как известно, именно в «футбольном» Рио-де-Жанейро состоялась беседа Путина с канцлером Ангелой Меркель, на которой стороны наконец сошлись в оценке ситуации на Украине. Напомним, итог этой беседы вызвал гнев крайне правого сектора* украинской блогосферы.
Кроме того, в преддверии саммита российский лидер пообщался с руководителем ключевой страны – партнера по группе БРИКС, председателем КНР Си Цзиньпином (отметившим, что взаимодействие двух стран складывается «в духе «сказано – сделано» и следует развивать отношения в соответствии с поговоркой «куй железо, пока горячо»). Путин выразил готовность еще более повысить уровень отношений с Пекином.
Кроме того, в графике встреч Путина – беседа с новым премьером Индии Нарендрой Моди. Ранее стало известно, что Дели готов начать переговоры о продлении до своей границы трубопровода, который Газпром планирует строить в Китай.
Очевидно, что нынешний саммит БРИКС будет иметь не только экономические, но и политические последствия. Россия намерена предложить партнерам по группе продумать коллективные меры против санкционной «травли» со стороны США и их союзников. Путин ранее выразил признательность странам БРИКС, которые в разных формах выступили с осуждением подобной практики, и призвал «сообща продумать систему мер, которая бы позволила не допустить «травлю» стран, несогласных с теми или иными внешнеполитическими решениями США и их союзников».
Заметим, что союзники США – западноевропейцы – явно не стремятся раскручивать санкционный маховик. Девять стран Евросоюза – Франция, ФРГ, Люксембург, Австрия, Болгария, Греция, Кипр, Словения, а также председательствующая в ЕС Италия – не видят оснований для секторальных торгово-экономических санкций против России. Об этом во вторник сообщил дипломатический источник одной из западных стран при ЕС. Напомним, что на саммите Евросоюза, который пройдет синхронно со встречей БРИКС, европейские лидеры как раз и запланировали обсудить новые санкции. Решение по очередным антироссийским мерам может быть принято только единогласно всеми 28 странами ЕС, напомнил источник.
Не альянс, но сотрудничество
«Хочу подчеркнуть, что планов формирования военно-политического альянса на основе БРИКС у нас нет», – подчеркнул Путин в уже упоминавшемся интервью, которое он дал в преддверии саммита. При этом глава государства добавил, что Россия, Китай, Индия, Бразилия и ЮАР, «безусловно, настроены укреплять политическую составляющую своего сотрудничества».
В частности, из слов российского лидера следует, что группа БРИКС должна сообща противостоять курсу отдельных государств на смещение неугодных режимов и одностороннее разрешение кризисных ситуаций. Путин привел пример такого конструктивного сотрудничества: «Скажем прямо: без принципиальной позиции России и Китая в Совете Безопасности ООН по Сирии события в этой стране давно развивались бы по ливийскому и иракскому сценарию».
И, как добавил президент России, на нынешнем саммите также пойдет речь о совместных мерах – в частности, о том, что необходимо предпринять мировому сообществу для разрядки напряженности на Юго-Востоке Украины. «Разумеется, мы обстоятельно проанализируем положение в горячих точках планеты. Речь пойдет о ситуации в Сирии и Ираке, где усиливаются позиции экстремистских и террористических группировок», – добавил Путин.
Президент сообщил, что Москва предлагает создать механизм регулярных консультаций между МИДами государств БРИКС «по различным региональным конфликтам с выходом, где возможно, на общие позиции и совместными усилиями по содействию их политико-дипломатическому урегулированию».
Что же касается экономического (или, точнее, политэкономического) партнерства, то оно обретает зримые черты – в рамках БРИКС появятся новые наднациональные структуры, с которыми придется считаться «западным партнерам».
Энергетика для своих
Как уже отмечала газета ВЗГЛЯД, Россия на саммите БРИКС намерена предложить странам-партнерам создать энергетическую ассоциацию. Об этом накануне сообщил помощник президента Юрий Ушаков. По его словам, цель новой ассоциации, во-первых, обеспечение энергобезопасности стран БРИКС, во-вторых – проведение комплексных исследований мировых рынков углеводородов. В рамках этой ассоциации планируется создать резервный банк топлива и Институт энергополитики БРИКС.
Институт энергополитики БРИКС, заметим, – точный аналог «Международного энергетического агентства», которое действует при Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) – «евроцентричной» структуре, созданной в свое время в рамках плана Маршалла, в которую страны БРИКС не входят.
Как ранее отметил в беседе с газетой ВЗГЛЯД первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский, «страны, в экономике которых преобладает нефтегазодобыча, ощущают жесткий прессинг со стороны стран НАТО. Санкции против России – тому прямое подтверждение». «Наши партнеры по блоку БРИКС делают все, чтобы уменьшить давление и полностью предотвратить его в будущем», – добавил эксперт.
Наш ответ МВФ
#{intervieweco}Другое важнейшее «последствие» нынешнего саммита – создание Банка развития БРИКС со стартовым капиталом в 50 млрд долларов и резервным валютным пулом объемом 100 млрд долларов. Штаб-квартирой нового мирового финансового центра, как предполагается, станет Шанхай.
«Как известно, все экономики БРИКС нуждаются в серьезной модернизации инфраструктуры, – напомнил Путин накануне. – На расширение сотрудничества в этой сфере направлена наша инициатива по созданию Банка развития. За год, прошедший с саммита в Дурбане, удалось достичь значительного прогресса в этом направлении. Ожидаем, что в ближайшее время будут согласованы все остающиеся вопросы, и мы сможем использовать потенциал Банка для осуществления крупных проектов в наших странах».
В отличие от Всемирного банка и МВФ, в которых решающий голос имеют западные страны, банк БРИКС будет действовать прежде всего в интересах России и других своих создателей, отмечает в своем обзоре Russia Today. В свою очередь завотделом международных рынков капитала Института мировой экономики и международных отношений РАН Яков Миркин пояснил «Российской газете»: новый Банк развития пока не замахивается на всемирную роль, но его уровень отличается от региональных банков развития – Европейского, Межамериканского, Африканского, Азиатского и других.
Руководитель Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев сообщил «Коммерсанту», что в дополнение к Банку развития может быть создан еще и инфраструктурный фонд стран БРИКС, который будет инвестировать в проекты на территории стран «пятерки». Окончательный размер взносов может быть определен к следующей встрече лидеров БРИКС в Уфе, пояснил Дмитриев.
«Многофланговое давление»
Когда Путин беседовал с президентом Аргентины Кристиной де Киршнер, он говорил о перспективах создания многополярного мира, напомнил газете ВЗГЛЯД политолог-международник Станислав Тарасов, эксперт Международного института новейших государств. «Точки многополярного мира сегодня – это Россия, Китай, США и Европа», – поясняет собеседник. Две из этих «точек» – страны, входящие в БРИКС.
«Если посмотреть на географию БРИКС, там идет большой разброс. Бразилия, Индия, Китай, Россия и Южная Африка – это совершенно разные страны, находящиеся в разных геоэкономических точках. Единого центра в таком случае просто не получится», – говорит Тарасов. Другое дело, продолжает эксперт, что страны – участницы саммита могут наладить тесное экономическое сотрудничество, могут выступать с совместной позицией на международной арене, включая такие площадки, как ООН.
«В перспективе, такой союз может оказывать многофланговое давление на позиции Соединенных Штатов Америки, которые считают себя монополистом в мироустройстве, – отмечает Тарасов. – Америка также является родоначальником всех кризисных явлений в нынешней мировой экономике. От этих искусственно созданных кризисных явлений исходят турбулентные завихрения, которые потом переходят на мировую политику».
«Самым опасным для глобальных проектов американской и транснациональной элит является инициированное Россией создание БРИКС, – отмечает первый вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков. – Ведь это фактически объединение геополитических центров силы крупнейших незападных цивилизаций. По численности населения эти страны составляют более половины человечества. Последние тенденции свидетельствуют о том, что в недалекой перспективе БРИКС из чисто экономического может стать политическим союзом».
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ