Министры иностранных дел Германии, Франции и Польши оказывают давление на президента Януковича с тем, чтобы добиться от него согласия на досрочные президентские и парламентские выборы. Для продолжения консультаций с властью и оппозицией «тройка» даже отменила поездку в Брюссель, где их ждали главы МИД остальных стран ЕС. При этом после телефонного разговора с Киевом в Брюсселе заявили о первых санкциях против Украины – пока что против лиц, ответственных за насилие: их счета и визы заморожены.
Власть и оппозиция не просто не доверяют друг другу, но и все больше теряют контроль над ситуацией, поэтому вынуждены прибегать к внешней помощи
То есть фактически европейцы уже выступают посредниками между оппозицией и властью. А учитывая, что лидеры Майдана однозначно ориентированы на Запад, можно сказать, что Янукович просто ведет переговоры с теми, кто осуществляет внешнюю поддержку его противников на Украине, с их геополитическими хозяевами. После четырех часов переговоров с еэсовцами Янукович сделал перерыв, во время которого как раз и позвонил в Москву Путину. Чтобы попросить прислать своего представителя в качестве посредника.
Россия все три месяца Майдана выступала против иностранного вмешательства в украинские дела, периодически указывая Западу на недопустимое поведение его эмиссаров в Киеве. Действительно, посредник, который представляет одну из заинтересованных сторон, просто не может быть объективен. Именно по этой причине Москва сама воздерживалась от предложения своих услуг, не желая раздражать и так взвинченных сторонников евроинтеграции. Но после перехода конфликта в горячую стадию, начала боев в Киеве и реальной угрозы распада Украины старая тактика стала невозможной. Было бы очень странно, если бы Россия со стороны наблюдала за переговорами «тройки» ЕС в Киеве, за тем, как европейские министры совещаются с властью и оппозицией.
Звонок Януковича с просьбой о посредничестве поэтому вполне отвечал и нашим интересам. После разговора с украинским президентом Путин принял решение направить на Украину в качестве своего представителя Владимира Лукина, только что закончившего работу на посту уполномоченного по правам человека в РФ. Официально объявлено, что Януковичу Лукин нужен в качестве посредника на переговорах с оппозицией. То есть Майдан присылает Януковичу своих послов в виде еэсовцев, а Янукович в ответ отправляет на Майдан своего посла – представителя президента России. Власть и оппозиция не просто не доверяют друг другу, но и все больше теряют контроль над ситуацией, поэтому вынуждены прибегать к внешней помощи. Умаление национального суверенитета в этой ситуации неизбежно, но речь уже не о достоинстве, а о том, возможно ли сейчас вообще сохранить единую Украину.
Учитывая масштаб западного давления на Киев в последние месяцы и степень участия самых разных западных структур, от публичных до тайных, в событиях на Майдане, уже, в принципе, сложилась ситуация, при которой логичнее проводить переговоры о судьбе Украины напрямую между самими нынешними посредниками, то есть Россией и Западом (Евросоюзом и США). И уже по их результатам принудить украинские стороны пойти на компромисс. Конечно, это было бы явным и демонстративным пренебрежением украинским суверенитетом, но что делать, если сами украинцы делают все для того, чтобы его уничтожить. Ситуация на Украине все больше скатывается к хаосу, потому что вожди оппозиции уже не контролируют улицу и боевиков, а президент не идет на силовое подавление восстания. А в подобной революционной буче выполнить договоренности гораздо сложнее, чем просто достичь их.
Еще в конце прошлого года украинская власть предлагала провести трехсторонние переговоры между ЕС, Украиной и Россией на тему отношений Киева с ЕС. Но тогда участие России ЕС посчитал неприемлемым. Сейчас речь уже не о том, куда вступать, а о том, откуда вылезать – об остановке насилия и намечающейся полноценной гражданской войны. Если, конечно, на это вообще еще есть шансы.
В этих обстоятельствах выбор кандидатуры Лукина хотя и неожидан, но объясним – Путин отправляет на Украину бывшего посла в США и одного из основателей «Яблока», пользующегося репутацией либерала, для того чтобы он мог говорить не столько с Яценюком и Кличко, сколько с их представителями – теми, кто будет назначен от ЕС (а возможно, что и от США).
Хотя пока что в сообщениях говорится о просьбе Януковича прислать Лукина для переговоров с оппозицией, можно почти не сомневаться, что в итоге не обойдется и без европейских посредников. Или на них согласится по итогам переговоров с «евротройкой» сам Янукович, или же ему навяжет их Майдан.
До сих пор Янукович держался. «Что касается посредничества, то мы как оппозиция выступаем за то, чтобы наши западные партнеры были посредниками, – говорил Яценюк – Но власть категорически отказывается от посредничества Запада».
Но, конечно, главные переговоры по Украине идут сейчас между руководителями государств, телефонный разговор Путина и Меркель – лишь видимая часть айсберга, основные контакты поддерживаются через доверенных лиц и закрытые каналы. При этом есть принципиальное отличие украинского кризиса от, например, Карибского. Тогда Кеннеди и Хрущев балансировали на грани ядерной войны, поддерживая при этом переговоры с помощью представителей спецслужб, и фактически не зависели от позиции третьей стороны (то есть Кубы). А сейчас предметом переговоров являются не ракеты, а живая и уже плохо управляемая стихия смуты (да, подогретой в том числе и благодаря нашим западным «партнерам», но не контролируемая ими).
Ставки все выше, риск все больше, причем если для англосаксов это игра в геополитику на чужой территории, то для нас это операция на части собственного тела.