Неудивительно, что все обратили внимание именно на эти слова – звучный лозунг всегда привлекателен. Естественно, что все либеральные критики подают это как «установку власти», как директивное указание президентской администрации: вот, власть уже открыто приказывает обществу ставить знак равенства между Россией и Путиным, шантажируя тем, что в случае угрозы власти Путина не будет и России. Потому что сама власть ее и уничтожит, борясь за сохранение наворованного – не доставайся же ты никому... Я не утрирую – именно так и трактуют «борцы с режимом» эти слова Володина.
Россия видит, что ее хотят извести и поэтому бьют по Путину – и, видя, как Путин держит удар, убеждается в том, что он на своем месте
Для начала стоит напомнить, что именно сказал кремлевский чиновник. Он заявил, что, согласно опросам общественного мнения, россияне воспринимают атаки на президента как атаки на свою страну и лично на себя, поэтому санкции в отношении России не расколют и не деморализуют страну, как рассчитывали некоторые. Наиболее четко отражает состояние России и настроение ее граждан, по словам Володина, фраза «Есть Путин – есть Россия, нет Путина – нет России».
То есть Володин говорил о восприятии обществом президента – и что, разве он что-то придумал, выдал желаемое за действительное? Разве Крым, «русская весна» и санкции Запада не привели к росту популярности (плохое слово, как и «рейтинг» – эти термины не любят ни люди, ни Путин, но зато охотно используют политтехнологи), доверия и уважения к Путину? Конечно же, это доверие не означает, что люди дают Путину мандат на любые действия – наоборот, оно растет и сохраняется только благодаря тому, что народ видит, как Путин бьется за национальные интересы, как он строит и заставляет работать на страну «элиту», как держит удар и говорит о необходимости защиты именно тех ценностей, которые разделяет народ.
Доверие к Путину исходит как из его дел, так и из тех ожиданий и требований, которые предъявляет к нему народ. Эта народная поддержка и является главным путинским ресурсом и опорой, тем, что дает ему силы и лишает его противников даже надежды на свержение Путина. Главная проблема антипутинистов в том, что они считают его опорой силовиков, олигархов, СМИ, которые оболванивают народ – не желая признать, что Путин просто отвечает ожиданиям русского народа. Не потому, что он говорит то, что хотят слышать люди – за 15 лет любой популист, тем более управляющий таким государством, как Россия, уже десять раз бы провалился и растерял народную поддержку – а потому, что он не отделяет себя от народа, потому что у него с ним общие ценности. Это не феномен или заслуга Путина – это данность.
Он не диктатор, не ставленник олигархов, не манипулятор, не популист, не революционер – он просто обычный человек, волею судеб попавший в Кремль в критический для страны момент. Он мог стать председателем похоронной комиссии для России – для этого не нужно было ничего ломать, все уже и так было готово, от него требовалось просто не мешать развиваться тем процессам гниения, что шли полным ходом. А мог попытаться вытащить ее – что он и сделал. При этом он до сих пор не решил множество проблем, то не устранил, это не исправил, там не воссоздал и тут не создал. Но ситуацию-то переломил, развернул от падения к росту, вернул уверенность в то, что не просто выживем, но и заживем, а собравшись с силами и мыслями, даже сформулируем снова свою мечту, общий идеал русского мира. Все 15 лет Путин упрямо двигал страну в ту сторону, которая отвечала чаяниям народа – преодолевая сопротивление элиты, обстоятельств и внешних сил. Двигал настойчиво, но не жестоко – в этом, пожалуй, и состоит главный упрек к нему со стороны народа: что же так мягко-то с врагами вовне, с казнокрадами, ворами и русофобами внутри страны?
В 2011 году Путин показал, что он становится жестче – и тут же стал главной мишенью как внутренних, так и внешних противников. Путина уже давно демонизировали на Западе – ну а после Крыма в полный голос стали сравнивать с Гитлером. Внутри страны либеральные космополиты, годами кричавшие о десятках миллиардов долларов, вывезенных Путиным на Запад, после начала конфликта России с Западом, не изменившись в лице, стали говорить о необходимости любым путем свергнуть Путина, чтобы «спасти страну и освободить народ».
Что удивительного в том, что народ воспринимает эти нападки на Путина как стремление ударить по России? Во-первых, люди поддерживают то, что он делает – и значит, те, кто хочет убрать его, выступают против их мнения, интересов и позиции, то есть против России. Во-вторых, люди видят, кто именно критикует Путина – если враг внешний или внутренний ругает того, кто тебе нравится, то это лишнее подтверждение, что все идет в правильном направлении.
Люди считают нападки на Путина нападками на себя еще и потому, что они помнят, как те же самые либеральные «борцы за народное счастье» издевались над теми ценностями, которые продвигает сейчас Путин – в те годы, когда в их руках была вся полнота власти. Патриотизм называли русским фашизмом, «русская цивилизация» и «национальные интересы» приравнивались чуть ли не к бранным словам, а сам народ обзывали совками, быдлом и вечным рабом, не умеющим работать и не доросшим до высокой западной культуры и передовых ценностей. Люди у нас добрые и отзывчивые, но такое поношение и издевательство над своими ценностями и собой забыть невозможно.
И когда теперь в едином строю противников Путина народ видит как западных лидеров, так и «передовые либеральные силы», то он безо всяких подсказок понимает, что целят не в Путина, а в него, в народ, в его страну, в Россию. Или кто-то считает народ глупее себя, думает, что таких элементарных вещей люди не понимают?
Те, кто думает, что если «объяснить им про Ротенберга», то народ в ужасе отшатнется от Путина, забывают, что люди в первую очередь судят о правителе не по тому, что о нем пишет пресса и говорит телевизор, не по его окружению и состоянию нравов всей «элиты» – а по собственному впечатлению от него и по тому, какие перемены они видят в своей жизни, какое настроение у их знакомых и близких. Именно на этом базируется отношение людей к Путину – они видят, что этому человеку можно доверять, что он не подведет, не увильнет, не даст слабину. Тот опыт, который приобрел Путин за годы руководства страной, позволяет ему лучше отстаивать ее интересы – что в свою очередь дает новые поводы для уважения к нему со стороны граждан.
Тот факт, что Путин будет переизбран в 2018 году, вовсе не означает, что нужно опасаться, что он забронзовеет, станет тираном и деспотом. Путину не кружит голову лесть – что он доказал за 15 лет – он абсолютный трудоголик, а его работой и единственной целью жизни стало служение России. У него нет соперников, есть соратники, и хотя самой насущной необходимостью является наведение порядка в «элите», но нет нужды при этом «рубить головы» и уж тем более наказывать невиновных, чтобы запугать виноватых.
Использование жупела «сталинизма» и «культа личности» является просто одной из форм борьбы с Путиным. Если народ не хочет менять своего президента – то почему во имя абстрактного понятия «смены власти» нужно заставлять людей соглашаться с этим? В 2008 году Путин уже пошел на такую «уступку Западу» – но теперь у него уже нет нужды в том, чтобы успокаивать наших «партнеров», ставших открытыми врагами как его лично, так и России.
Президент не просто руководитель и символ страны – он олицетворяет собой ее национальный уклад, ее цивилизацию. Русское общество в своей цивилизационной основе – традиционалистское, в котором отношение к главе государства сродни отношению к главе семьи, рода, к старшему. Главу семьи не меняют на нового, более красивого или богатого.
Это можно называть общинностью, монархизмом, православием, можно обзывать сталинизмом или культом личности – но это ничего не меняет. Это и есть те самые традиционные ценности, в этом одна из главных составляющих национального кода – и в таком отношении к своему (во всех смыслах слова) правителю заключена огромная сила русского народа. Без этого качества ни нашего государства, ни самого народа давно бы уже не было.
Но такое отношение возможно только при доверии и уважении народа к руководителю – а для этого и сам правитель должен понимать, что именно его единство с народом и является главным источником его силы и власти. Осознавать, что в отрыве от народного мнения он становится лишь главным среди правящей «элиты», а значит, в любой момент может быть свергнут как народом, так и другими «элитариями». И напротив – будучи «одним миром мазаным» со своим народом, он делается практически неуязвим для внутренних интриг и внешнего давления.
То, что целью западного давления на Россию является изменение ее курса в целом, а не просто в отношении Украины, никто уже особо и не скрывает. То, что для изменения политики России необходимо убрать Путина – говорится открыто. Понятно, что сместить поддерживаемого абсолютным большинством народа президента можно только в результате смуты или заговора – после которого Россию попытаются вернуть на «европейский путь развития», о котором так трогательно говорят Навальный и Ходорковский.
Второго либерального эксперимента за четверть века страна точно не переживет – но в этом и состоит цель англосаксонских стратегов, стремящихся доделать то, что не получилось завершить в 90-е. Развалить уже не просто историческую Россию, но и Российскую Федерацию, убрать главное препятствие на пути победного шествия глобализма. Проблема не в Путине, а в России – но именно Путин как ее глава и становится главной мишенью для удара.
Слава Богу, что на памяти нынешнего поколения случилось то, что «метили в коммунизм – попали в Россию» (хотя, говоря по правде, куда метили, туда и попали) – так что сейчас даже те, у кого есть реальные претензии к Путину, понимают, какова истинная цель «борьбы с путинским режимом». Наш народ все-таки учится на собственных ошибках. Да и Путин хорошо усвоил уроки истории. Россия видит, что ее хотят извести и поэтому бьют по Путину – и, видя, как Путин держит удар, убеждается в том, что он на своем месте.