Правительство России утвердило порядок отчетности чиновников за получаемые ими подарки.
Подношения – не лучшая многовековая русская традиция, и с ней нужно заканчивать
Как говорится в постановлении, опубликованном на сайте кабмина, отныне госслужащие будут обязаны в течение трех дней после получения презента письменно сообщить об этом своему работодателю, а также приложить чек со стоимостью врученного им подарка. «Подарок, стоимость которого подтверждается документами и превышает 3 тыс. рублей либо стоимость которого получившему его служащему, работнику неизвестна, сдается ответственному лицу уполномоченного структурного подразделения (уполномоченной организации), которое принимает его на хранение по акту приема-передачи не позднее пяти рабочих дней со дня регистрации уведомления в соответствующем журнале регистрации», – говорится в документе.
Стоимость подарка будет определяться на основе его рыночной цены. Если она не будет превышать 3 тыс. рублей, то чиновник сможет оставить подарок себе. Если же подаренная вещь дороже, то она будет либо отдаваться в пользу государства, либо одаренному позволят выкупить ее за собственные средства.
Согласно документу, к подаркам не будут относиться лишь цветы, награды и канцелярские принадлежности, предоставляемые в рамках официальных мероприятий.
Положение, которое утвердило правительство, конкретизирует и уточняет тот механизм, который был закреплен в законе «О противодействии коррупции» и поправках в некоторые другие законы, принятых целым пакетом еще в 2008 году, пояснил газете ВЗГЛЯД член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Илья Костунов.
Напомним, закон, ограничивающий стоимость подношений чиновникам 3 тыс. рублей, был подписан в 2008 году тогдашним президентом Дмитрием Медведевым. При этом первоначально подразумевалось ограничить ценность подарков, которыми можно одаривать чиновников, 5 тыс. рублей, но в ходе обсуждения этой инициативы парламентарии снизили планку.
Теперь же, как пояснил депутат Костунов, речь идет о передаче более дорогих подарков на хранение с возможностью их последующего выкупа.
«Надеюсь, нынешнее постановление позволит заработать ранее утвержденным антикоррупционным нормам», – подчеркивает депутат. По его мнению, «было бы неплохо, если первым подал бы пример какой-нибудь представитель кабинета министров: продемонстрировав сдачу подарка на хранение, он позволил бы создать традицию, которой следовали бы нижестоящие госслужащие».
Когда подарок принимает чиновник при исполнении обязанностей, то он принимает его не для себя, а для своего ведомства и, в конечном счете, для государства, которому даритель выражает свое уважение, замечает Костунов. «Если механизм действительно заработает, то подарки начнут приобретать символическое значение и отнюдь не будут служить для «установления личного контакта» с конкретным чиновником», – полагает депутат.
В разное время звучали предложения и вовсе запретить госслужащим, а также депутатам принимать любые подношения. В частности, в 2010 году Генпрокуратура сообщила о разработке соответствующего законопроекта по рекомендации Группы государств против коррупции (ГРЕКО), к которой присоединилась Россия. В ряде федеральных ведомств, по крайней мере на региональном уровне, по словам Костунова, такой запрет уже действует. «Например, в отделе ФМС в Североморске Мурманской области, который я недавно посетил, на стене висит стенд с предупреждением: наряду с ответственностью за получение взятки здесь упоминается и запрет на подарки», – рассказывает Костунов.
В конце прошлого года руководитель администрации президента России Сергей Иванов подтвердил, что документ, регламентирующий порядок действий чиновника при получении подарков, вскоре будет принят. «Весь регламент наконец-то определен. Подношения – не лучшая многовековая русская традиция, и с ней нужно заканчивать», – заявил он.
В преддверии новогодних праздников Министерство труда и социальной защиты России даже разослало по государственным учреждениям список рекомендаций по осуществлению «комплекса организационных, разъяснительных и иных мер по недопущению должностными лицами поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или предложение дачи взятки». В них, в частности, разъяснялось, что взяткой могут считаться и подарки, обед в ресторане или отдых за чужой счет.
Наблюдатели, впрочем, отнеслись к инициативе сдержанно. «Я всегда не был сторонником подарков (для чиновников). В принципе, проще всего было запретить подарки, кроме списка определенного – пластиковые ручки, блокноты, календари, – как это есть во всем мире, во многих странах. Подарки – это азиатчина», – сообщил РИА «Новости» глава постоянной комиссии СПЧ по противодействию коррупции Кирилл Кабанов.
По его словам, процесс оценки стоимости подарка будет достаточно сложным и потребует дополнительных расходов. «Я считаю, мера не будет действенной, она не решит те проблемы, которые существуют. Оставление самой процедуры получения подарков чиновниками – это пережиток на самом деле», – считает Кабанов.
«Имеет смысл определиться с тем, хотим ли мы, чтобы чиновники получали подарки, или не хотим. Если мы хотим, чтобы чиновники получали подарки, которые контролируются властями, тогда это правильное решение. Но оно, в свою очередь, немедленно порождает новый бизнес вокруг подарков при продаже, занижении оценки с последующим выкупом. И чиновник становится заинтересованным, поскольку у него возникает легальная возможность «отмыть» взятку», – в свою очередь заявил «Интерфаксу» политолог Глеб Павловский.
По его мнению, наиболее действенным решением было бы создание условий, при которых для потенциального дарителя было бы бессмысленно таким образом стимулировать российского чиновника.