Российские власти выплатят Михаилу Ходорковскому присужденную Страсбургским судом компенсацию в 10 тысяч евро, когда постановление вступит в силу, сообщили в четверг в пресс-службе Минюста. «Если постановление ЕСПЧ станет окончательным, российские власти выплатят Ходорковскому присужденную ему компенсацию», – сказали в министерстве.
Дело Ходорковского» политизировано его представителями, которым он платит деньги. Поэтому чем больше дело будет политизировано, тем больше выгоды будет адвокатам
Ранее Минюст заявлял, что в течение трех месяцев решит, обжаловать ли это постановление Страсбургского суда. Если оно не будет обжаловано ни одной из сторон в этот срок, то вступит в силу.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, в ведомстве в целом выразили удовлетворение постановлением ЕСПЧ по жалобам Ходорковского и Лебедева. Однако Минюст разъяснил, что решение ЕСПЧ может привести к пересмотру приговора по первому делу ЮКОСа.
«Месседж» Страсбурга для оппозиции
Глава Российского института избирательного права, член Совета по правам человека при президенте Игорь Борисов в четверг отметил, что Страсбургский суд четко стоит на позициях, которые он уже однажды высказал по первому делу в 2011 году.
Первое, что вытекает из этого решения, – судебная система России работает строго в рамках национального законодательства и в рамках международного права, которое отслеживает Европейский суд по правам человека, отметил эксперт. «Европейская конвенция строго указывает, что дела не должны быть политически мотивированы. Об этом уже второй раз и говорит ЕСПЧ», – заявил Борисов газете ВЗГЛЯД.
Второй «месседж», по словам эксперта, указывает на правовую культуру, в том числе и нашему гражданскому обществу, жителям нашего большого государства Россия. «Нельзя прикрывать свои экономические преступления зонтиком «политической мотивации» властей и «преследований по политическим мотивам». К сожалению, именно такой подход у нас во многом присущ оппозиции», – посетовал Борисов.
Аналогично делу Кировлеса
Борисов провел аналогию с делом Навального, который, по словам эксперта, тоже пытается выдать свои «экономические шалости» за политическое преследование со стороны властей.
Позиция Европейского суда обоснована правовыми нормами и четко указывает, что в данном вопросе преступник должен называться преступником, в том числе если он совершил экономические преступления. «Суд четко указал, что нарушения в законодательстве непозволимы никому, какую бы он ступеньку в политической иерархии общества не занимал», – заявил Борисов.
Как сообщала в четверг газета ВЗГЛЯД, ЕСПЧ не признал дело бывшего главы ЮКОСа Михаила Ходорковского и экс-руководителя МФО «Менатеп» Платона Лебедева политически мотивированным. Тем же решением суд установил нарушение российским судом при рассмотрении «первого дела ЮКОСа» Европейской конвенции, гарантирующей неприкосновенность частной собственности. Также суд не нашел подтверждения жестокого обращения с подсудимыми.
Кроме того, ЕСПЧ не признал нарушения ст. 7 Конвенции – Ходорковский жаловался на непредсказуемость законодательства, в частности, что российское законодательство в налоговой сфере было «неясным и непредсказуемым», но суд это отверг, пояснили в российском Минюсте.
При этом ЕСПЧ признал ряд процессуальных нарушений (в частности, в жалобе говорилось, что подсудимый не смог допросить некоторых экспертов по своему делу, часть доказательств якобы была получена в результате неправомерных обысков) и присудил выплатить Ходорковскому 10 тысяч евро в качестве компенсации, Лебедеву в компенсации было отказано.
По поводу перечисленных ЕСПЧ нарушений, допущенных в ходе самого процесса по делу ЮКОСа, Борисов отметил, что эти «справедливые замечания» будут учтены российскими властями, судебной системой и ФСИНом при вынесении дальнейших решений.
«Мы признаем, что мы сегодня неидеальны, – сказал Борисов. – И я как эксперт даже выражу благодарность Европейскому суду по правам человека за то, что тот действительно поправляет, находит шероховатости, поправляет даже правоприменительную практику». Этим, по мнению эксперта, как раз и должен заниматься Европейский суд.
«Приближение к истине»
Коллега Борисова по Общественной палате и Совету по правам человека при президенте, директор Московского бюро по правам человека Александр Брод считает решение ЕСПЧ объективным.
«Если говорить о деле Ходорковского – Лебедева в целом, то есть группа, которая считает его политическим, другая – экономическим... Что касается ЕСПЧ, то он, конечно, не оракул. Но, с учетом жесткого отношения к России и того, что «дело Ходорковского» является одним из самых резонансных, его рассмотрение проводилось исключительно взвешенно, и в вынесенном решении есть какая-то объективность и приближение к истине», – заявил Брод ИТАР-ТАСС. Как и его коллега по СПЧ Борисов, он напомнил, что Европейский суд уже второй раз выносит свой вердикт, не усматривая в этом деле политической подоплеки.
Исполнительный директор общественного комитета «За открытость правосудия», член ОП Денис Дворников отметил, что решение ЕСПЧ показывает, что в России судебная система далеко не самая худшая. «ЕСПЧ, который подтвердил отсутствие политических мотивов в приговоре, формируется элитой судейского сообщества всего нашего континента, здесь вероятность предвзятости минимальна, так как туда входят страны, далеко не самые дружественные нам... Оказалось, что не к чему придраться», – сказал Дворников.
«Серьезный удар по позициям политика»
В свою очередь политологи считают, что это решение может улучшить имидж России. Вице-президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов пояснил, что Ходорковский какое-то время для инвесторов был раздражающим фактором, ограничителем для инвестиций в российскую экономику.
«Сейчас, после того как было признано фактически, что дело не политизировано, оно экономическое, несмотря на оказанное давление, все-таки основная его составляющая связана именно с экономическими аспектами. Это свидетельствует о том, что политически мотивированного решения в рамках этого дела не было. Соответственно, и инвестиции долгосрочные политические риски в себе не несут», – полагает он.
Абзалов добавил, что такое решение серьезно ослабит позиции самого Ходорковского. «Стоит отметить, что для него признание политической составляющей было хорошей платформой для дальнейшего развития именно с точки зрения федерального политика. Фактически отсутствие этого признания – это очень серьезный удар по позициям политика. Плюс ко всему, это еще некоторый удар по позициям экспертов», – сказал аналитик.
Он напомнил, что Совет по правам человека проводил экспертизу, в которой признал это дело политическим. «Если суд по правам человека его не видит политическим, а Совет его видит политическим, то это вызывает скорее вопросы больше к Совету, чем к суду по правам человека. Конечно же, это несколько ослабляет позиции данного исследования. Но это в краткосрочной перспективе», – отметил политолог.
Принятое ЕСПЧ решение фактически закрывает вопрос о его якобы политической мотивировке, сказал глава СПЧ Михаил Федотов. «Нам может нравиться решение ЕСПЧ, нам может не нравиться это решение, но оно вынесено, и мы должны с этим решением смириться. Вопрос в этом смысле закрыт», – заявил Федотов в эфире «Эха Москвы».
При этом, по его мнению, решение ЕСПЧ не повлияет на отношение к делу в России. «Конечно, все останутся при своем мнении», – полагает глава Совета.
«Поставлена окончательная точка»
Как считает проректор РЭУ имени Плеханова, член ОП Сергей Марков, вердикт Страсбурга – «это очень серьезная победа российской власти, российской правовой системы». «В принципе, «дело Ходорковского» политизировано, но не судом, а его (Ходорковского) представителями, которым он платит деньги. Поэтому чем больше дело будет политизировано, тем больше выгоды будет адвокатам», – считает политолог.
По словам доцента кафедры политтеории МГИМО Яна Ваславского, решение ЕСПЧ – в пользу российского государства, общества и судебной системы, которую во многом сейчас дискредитируют, воспринимают в штыки и идут жаловаться в международные структуры. «Решение ЕСПЧ сыграет конструктивную роль для этих обращений, показав, что к российской судебной системе на международном уровне больше уважения, чем говорят отдельные лица», – пояснил он РИА «Новости».
«Все ждали окончательной точки. Она поставлена, и поэтому все дискуссии надо прекратить. А некоторым правозащитникам следует прислушаться к мнению международной общественности и, безусловно, учитывать решение Европейского суда», – подчеркнул, в свою очередь, заместитель декана факультета прикладной политологии НИУ-ВШЭ Леонид Поляков.