Совет Госдумы в четверг решил проверить высказывания политика Леонида Гозмана, приравнявшего советский СМЕРШ к войскам СС. «Совет Думы поручил комитетам по информационной политике, по обороне и по безопасности проверить высказывания господина Гозмана на предмет приравнивания подразделений войск Красной армии к войскам СС», – цитирует РИА «Новости» первого вице-спикера нижней палаты, коммуниста Ивана Мельникова.
Несомненно, сталинский период характеризуется и массовыми репрессиями, тяжелыми испытаниями. Но это не повод глумиться над теми, кто защищал страну
Сам Гозман заявил газете ВЗГЛЯД, что будет даже рад, если начатый Думой процесс завершится в суде, «потому что это будет суд над сталинизмом и над преступной практикой коммунистического режима».
Политик напомнил, что «честь сравнения Сталина, НКВД, СМЕРШ-НКВД, с одной стороны, с Гитлером, СС и гестапо – с другой» – принадлежит не ему. «Эти сравнения приводили выдающиеся наши сограждане Александр Солженицын, Василий Гроссман, Лев Ландау и многие другие. Так что я в хорошей компании здесь», – подчеркнул Гозман.
Отметим, что за два дня до этого вице-спикер Госдумы, замсекретаря генсовета «Единой России» Сергей Железняк призвал ввести уголовную ответственность за реабилитацию нацизма. Выступая на заседании нижней палаты, он сказал, что День Победы, который является символом верности Родине и единства многонациональной страны, «не для всех стал праздником». Железняк обратил внимание на оскорбительные заявления, с которыми выступали 9 мая представители «болотного бомонда».
О том, почему необходимо ввести уголовное наказание за попытки оправдать нацизм и опорочить советских солдат, вице-спикер Госдумы, замсекретаря генсовета «Единой России» Сергей Железняк рассказал в интервью газете ВЗГЛЯД.
ВЗГЛЯД: Сергей Владимирович, Гозман напомнил, что не первым проводит параллель между гитлеровским и сталинским режимом. Например, этими аналогиями пестрит книга Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», которую, как известно, даже изучают в российских школах...
Сергей Железняк: Это очевидное передергивание со стороны Гозмана. На его месте я бы не стал сравнивать себя с Солженицыным. Надо понимать смысл того, что сказал Гозман. Правовую оценку его словам дадут профильные комитеты Госдумы.
Необходимо очень детально относиться ко всему, что касается истории. Несомненно, сталинский период характеризуется не только индустриализацией, коллективизацией и победой в Великой Отечественной войне, но и массовыми репрессиями, тяжелыми испытаниями, которые пережила страна.
Но это не повод глумиться над теми, кто защищал страну и погиб во имя нашей победы. Не повод эстетски глумиться по поводу того, что форма эсесовцев красивее формы сотрудников СМЕРШ.
Я вообще считаю, что никто из тех, кто сам не воевал, не имеет права пренебрежительно отзываться о наших солдатах или о тружениках тыла, помогавших фронту. Думаю, Гозман и сам прекрасно это понимает, но его «самость» не позволяет признать очевидное.
#{smallinfographicleft=397811}Огромные жертвы, понесенные во время войны, делают непозволительным для любого общественного деятеля и вообще для воспитанного человека так огульно и пренебрежительно высказываться обо всем, что связано с нашей победой.
ВЗГЛЯД: Ранее на этой неделе вы призвали в уголовном порядке карать за реабилитацию фашизма. Но попытки оправдать фашизм – это, по сути, пропаганда фашизма, а она и так у нас запрещена. Нужен ли еще один запрет?
С. Ж.: Речь идет не только о реабилитации фашизма, но и об осквернении памяти о войне и о наших солдатах. Стремление унизить все, что связано с нашей победой в Великой Отечественной войне, разрушает нашу историческую память, это не может оставаться безнаказанным в любом цивилизованном обществе. Наша задача – проанализировать существующее законодательство, связанное именно с этим.
Еще несколько лет было просто немыслимо, чтобы кто-то из общественных деятелей допустил бы подобные высказывания о нашей победе или наших воинах. Теперь появились ростки такого девиантного поведения, морального дегенератства. Отрицание любых традиций, связанных с нашим государством и нашей историей, привело к тому, что деятели уличного протеста потеряли все ценностные ориентиры.
ВЗГЛЯД: Вы призвали вернуться к рассмотрению соответствующего законопроекта, который был внесен в Думу четыре года назад и который грозит нарушителям запрета тюрьмой на три года. Не слишком ли суровое наказание? Какой конкретный ущерб стране и людям, по-вашему, приносят замечания в блогах?
С. Ж.: Значимым должен быть сам факт уголовного наказания, а форма этого наказания в зависимости от тяжести и циничности совершенного преступления должна быть разной. Это может быть и штраф, и исправительные работы, а тюремный срок должен назначаться лишь в исключительных случаях.
Речь не идет о «мыслеформах»
ВЗГЛЯД: Вот член СПЧ и ОП Николай Сванидзе уже выразил опасение, что ваш призыв на самом деле выльется в новый виток борьбы с инакомыслием. Оппозиционеры будут говорить, что карают, по сути, как у Оруэлла, за мыслепреступление.
С. Ж.: Если для кого-то убеждениями является нацизм, то это считается преступлением в большинстве стран. Высказывания, которые провоцируют расовую или национальную вражду, наказываются в любом государстве. Но наказываться будут только те, кто совершил такие преступления. Речь не идет о каких-то абстрактных «мыслеформах».
ВЗГЛЯД: В качестве примера вы приводили утверждение одного из блогеров о том, что «георгиевская ленточка – всего лишь фетиш», по-вашему, это уже должно караться? Возможно, эта фраза кого-то обидит, но ведь это же не комплимент в адрес Гитлера?
С. Ж.: Георгиевская лента – один из символов нашей победы, такой же, как орден Победы, боевые ордена и медали, как Вечный огонь. Поэтому любое надругательство и глумление над символом победы должно быть наказано. Поэтому я с самого начала сказал: речь идет не только об оправдании фашизма, но и об оскорблении воинов, погибших на войне, их близких, ветеранов, которые еще живы, и всего, что связано с великой победой, важнейшим для нашего общества событием.
ВЗГЛЯД: Блогеры еще ворчали, что парад мешает, что не надо столько парадов, лучше деньги отдать ветеранам. Такие тезисы подлежат наказанию?
С. Ж.: Подобный образ мыслей может быть только у людей, у которых единственная ценность – деньги. Людей внутренне продажных, потому что нельзя купить подвиг. Конечно, государство должно делать все возможное, чтобы у ветеранов был достойный уровень жизни, в том числе жилье, денежное обеспечение, питание. Но это не замещает те традиции, которые связаны с 9 мая.
Иллюзии о том, что проведение парадов связано с большими расходами, объясняются безграмотностью тех людей, которые об этом пишут. Все участники парада делают это бесплатно, а средства на содержание и использование военной техники заложены в бюджет Минобороны. Единственные затраты, которые относятся исключительно к проведению парада, – это монтаж и демонтаж трибун, праздничное оформление, изготовление приглашений и памятных значков.
«Это не какие-то анонимные тролли»
ВЗГЛЯД: Вы связали появившиеся высказывания с «болотным бомондом». А могли бы вы конкретизировать? Кто именно их допустил?
С. Ж.: Это не какие-то анонимные тролли. Я говорил только о высказываниях, которые принадлежат раскрученным в уличном протесте людям. Принтскрины всех этих высказываний направлены в правоохранительные органы – с просьбой дать им правовую оценку.
Поэтому я с полной уверенностью говорю о том, что оскорбительные высказывания о победе нашего народа в Великой Отечественной войне сделаны представителями «болотного бомонда». Фамилии называть не стоит, они не достойны упоминания.
ВЗГЛЯД: А если такие высказывания оставляют зарубежные блогеры?
С. Ж.: У России есть все права требовать привлечения нарушителей к ответственности вне зависимости от того, где они находятся. Россия является участницей международных соглашений об экстрадиции преступников, и это не будет препятствием для свершения правосудия. А сами такие записи по решению судов, естественно, будут удаляться...
Но было бы гораздо лучше, если бы такие записи вообще не появлялись. Человек, который оскорбляет память погибших, оскорбляет в том числе и своих предков, которые сделали все, чтобы дать ему сейчас возможность жить. Они явно не предполагали, что человек будет использовать свою жизнь для публикации таких гадостей.
Ущерб от подобных высказываний так же разрушителен, как и осквернение мемориалов и воинских захоронений. Неприемлемые высказывания о нашей победе в Великой Отечественной войне нужно пресечь в самое ближайшее время, пока это не создало ощущения вседозволенности и не вызвало жесткую неправовую реакцию со стороны радикальной патриотической части общества.