Во вторник президент России Владимир Путин, выступая в Триесте на пресс-конференции по итогам переговоров с премьер-министром Италии Энрико Леттой, призвал Евросоюз лишить тему евроинтеграции Украины политической окраски и согласиться на предложение Киева о трехсторонних переговорах РФ – ЕС – Украина.
Россия недополучила – эти деньги остались на Украине – свыше 10 млрд долларов
«Друг с другом поговорили»
«Можно было бы даже, на мой взгляд, инициировать прямые контакты между бизнесом России, Украины и Евросоюзом, прямые контакты между бизнес-объединениями, чтобы те, кто реально делает экономику, встретились, друг с другом поговорили, рассказали о своих озабоченностях, сформулировали свои подходы и предложения. А мы в свою очередь приняли бы соответствующие административные решения», – добавил президент.
Кроме того, он призвал Еврокомиссию воздержаться от резких выражений в адрес Москвы, потому что Украина должна сама определиться, выбрать ли ей сближение с Евросоюзом или с Россией.
Еще на прошлой неделе Путин подчеркивал, что решение ЕС по поводу участия в трехсторонних переговорах станет тестом и лакмусовой бумажкой для Европы. Однако в понедельник глава представительства ЕС в России Вигадас Ушацкас заявил, что диалог может вестись только на двусторонней основе.
Однако Путин отметил во вторник, что Россия недополучила от Украины за газ свыше 10 млрд долларов из-за снижения цены на 100 долларов за 1 тыс. кубов. «Газпром уже подписывал несколько дополнений к контракту (с Украиной). Одно из них касается размещения российского флота в Крыму и оплаты через снижение цен на газ. Снижение было 100 долларов с тысячи кубов, и на сегодняшний день со времени подписания контракта Россия недополучила – эти деньги остались на Украине – свыше 10 млрд долларов», – сказал Путин. Отметим, что украинский лидер Виктор Янукович, выступая в сентябре, почему-то назвал иную цифру – 12 млрд долларов.
Кроме того, Путин опроверг сообщения о том, что Москва обсуждала с Киевом возможность пересмотра газового контракта. «Мы работали с Украиной и будем работать вне зависимости от того, как Украина определится с подписанием документа, связанного с зоной (свободной торговли) с Евросоюзом», – добавил президент.
Напомним, что в минувшие выходные глава украинского правительства, премьер-министр Украины Николай Азаров заявил, что якобы получил согласие России на пересмотр контракта на поставку газа. Однако уже во вторник, за несколько часов до заявления Путина, Азаров признался в отсутствии такой договоренности.
Добавим, решение Украины не заключать соглашение об ассоциации не одобрила часть населения Украины. На улицы Киева вышли около 50–100 тысяч человек, организовав сразу два «евромайдана»: под предводительством оппозиции на Европейской площади и стихийный на майдане Незалежности.
В понедельник акции протеста украинской оппозиции продолжились столкновениями в столице. Милиция была вынуждена применить слезоточивый газ против митингующих, пытавшихся взять штурмом здание правительства.
«С больной головы на здоровую»
В МИД России считают, что заявления ЕС по поводу Украины вызваны желанием возложить на Москву ответственность за украинские проблемы, которые возникли из-за давления самого Евросоюза.
«Подобные и другие сделанные в последние дни рядом европейских политиков и лидеров ЕС заявления вызывают недоумение и разочарование. По-русски это называется «переложить с больной головы на здоровую». Они, очевидно, вызваны стремлением возложить на Россию ответственность за проблемы, возникшие в украинском обществе вследствие политики неприкрытого давления, проводившейся Евросоюзом в отношении Украины и ряда других государств в рамках инициативы «Восточного партнерства», – говорится на сайте министерства.
В ведомстве отметили также, что в ЕС «не могут не отдавать себе отчет в том, что подобное вмешательство во внутренние дела суверенного государства подстрекает оппозиционно настроенную часть украинского общества на протестные и противоправные действия против законной украинской власти».
Ранее президент Польши Бронислав Коморовский посетовал на «имперскую политику России». «Не все, однако, потеряно. Украина сблизилась с Европой и будет сближаться дальше, потому что этого хотят украинцы. Демократическая политика ЕС проиграла это столкновение с имперской политикой России. Евросоюз должен сделать выводы», – признал Коморовский.
В свою очередь его предшественник, эмиссар ЕС, готовивший соглашение об ассоциации, Александр Квасьневский вечером во вторник внезапно объявил о том, что Евросоюз приступил к формированию пакета экономической помощи Украине. «Я участвую во многих разговорах, и я знаю, что Европейский союз пытается создать некий экономический пакет, который реально помог бы Украине», – сообщил Квасьневский.
«Со стороны Запада должен быть подготовлен экономический пакет. Например, какой кредит и на каких условиях возможно предоставить. Если условие Международного валютного фонда – займ с немедленным и резким повышением цен на газ, энергию, тепло, то никакое правительство за год до выборов на это не пойдет», – пояснил он.
«Однако если бы нам удалось договориться о постепенном увеличении стоимости услуг, то появилось бы конкретное предложение нескольких миллиардов, которые могут быть предоставлены Киеву», – сказал Квасьневский. При этом он добавил, что «уже слишком поздно», так как «до саммита в Вильнюсе осталось два дня».
«Янукович уже ничего не подпишет»
«Не думаю, что Янукович уже «дожал» Запад», – заметил в беседе с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД первый зампред комитета Госдумы по международным делам Леонид Калашников (КПРФ). Он не ожидает и того, что Янукович, узнав о «пакете ЕС как компенсации давления России», изменит свою позицию и все же подпишет какие-либо серьезные соглашения на вильнюсском саммите. «Украинские власти, очевидно, оценили перспективы, например, возможного запрета на поставку в Россию украинских железнодорожных вагонов и труб в случае их перевода на евростандарт», – замечает Калашников.
Что же самого пакета помощи Украине, о котором говорил Александр Квасьневский, то, по мнению депутата, Запад «любыми путями и любой ценой готов оторвать Украину от России, от евразийского интеграционного процесса и от СНГ». «Это для меня в связи с высказываниями Квасьневского стало ясно – впрочем, было ясно и всегда», – подчеркивает Калашников. В экономическом смысле Украина для Евросоюза не представляет никакого интереса, напомнил зампред комитета.
«Там нет ни сырья, ни ресурсов, ни технологий, которые представляли бы ценность для ЕС; в политическом и социальном смысле дополнительные 50 млн человек будут только нагрузкой, – считает Калашников. – Остается только геополитический интерес».
В годы правления Виктора Ющенко, по словам депутата, «приманкой» было обещание членства в НАТО, сейчас же Брюссель пытается «привязать» Украину посредством перевода экономики страны на евростандарты и соглашения о зоне свободной торговли.
Москва, вообще-то, не против
Российский политический аналитик Антон Хащенко, комментируя выступление Путина в Триесте, напоминает, что Россия не против евроинтеграции Украины.
«Однако наша страна не собирается в угоду кому-то забывать о своих национальных интересах. Иными словами, хочет Украина ассоциации с ЕС – бога ради, вот только, если в ходе данного соглашения не будут соблюдены законные интересы РФ, мы, нисколько не нарушая взятые на себя ранее обязательства, имеем полное право в том числе и на пересмотр принципов функционирования зоны свободной торговли. Только и всего», – написал Хащенко в своем блоге.
Эксперт считает, что, «если у Украины все-таки не получится прийти к компромиссу и с ЕС, и с Россией, с точки зрения интересов национальной экономики (а не желания украинских элит оказаться инкорпорированными в европейские), Незалежной будет выгоднее отложить ассоциацию и продолжать работать прежде всего с Россией».
«И вопрос тут вовсе не в цене на газ или каких-то возможных кредитах. Достаточно посмотреть на структуру украинского товарооборота с Россией и ЕС. Если в первом случае и отрицательное сальдо меньше (при больших объемах товарооборота) и экспорт представлен в большей степени товарами высокой степени обработки, то во втором – в украинском экспорте очевидно преобладание сырья взамен импорта высокотехнологической продукции из ЕС. При этом нужно понимать, что обнуление таможенных ставок в случае с ЕС приведет к тому, что украинский рынок будет моментально заполнен продукцией из Европы (привет некоторым отраслям экономики и, соответственно, людям, в них сегодня занятым)», – уверен Хащенко.