В понедельник представитель Следственного комитета России Владимир Маркин сообщил о возбуждении уголовного дела о злоупотреблении полномочиями в отношении гендиректора Уралкалия Владислава Баумгертнера и бывшего первого заместителя руководителя ЗАО «Белорусская калийная компания» Константина Солодовникова.
Это способ получить Баумгертнера в Россию, а потом Москва поступит так, как ей покажется правильным
«Из материалов следует, что названные руководители, выполняя управленческие функции в коммерческих организациях, злоупотребляли своими полномочиями, используя их вопреки законным интересам этих организаций и в целях извлечения выгод и преимуществ для других лиц, что повлекло причинение существенного вреда и тяжкие последствия для «Белорусской калийной компании» и Беларуськалия», – сказал Маркин.
Кроме того, СК пообещал, что в отношении «других фигурантов по уголовному делу также будут приниматься процессуальные решения, в том числе связанные с предъявлением обвинения и избранием меры пресечения».
Напомним, в пятницу президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что Баумгертнера выдадут Москве только при условии, что российские правоохранители тоже арестуют бизнесмена и начнут расследование в отношении него. «Пожалуйста, берите (генерального прокурора РФ Юрия) Чайку, и по закону забирайте (Баумгертнера) в камеру, и ведите расследование, – потребовал Лукашенко. – Но пока таких просьб (с российской стороны) не было».
В тот же день Белоруссия передала России 19 томов уголовного дела против Баумгертнера, в которых были собраны материалы об ущербе, нанесенном калийной компанией.
Напомним, Владислав Баумгертнер, гендиректор Уралкалия, в июле прекратившего сотрудничество с Беларуськалием, был задержан в минском аэропорту 26 августа. После месяца содержания в СИЗО Баумгертнера перевели под домашний арест.
Также белорусскими сыщиками был объявлен в международный розыск совладелец компании Сулейман Керимов. На прошлой неделе обвинение Баумгертнеру было переквалифицировано на статью «Хищение». Ранее Баумгертнера обвиняли в нарушении части 3 статьи 424 УК РБ (злоупотребление властью и служебными полномочиями).
Напомним, что реакция правительства России на задержание Баумгертнера была довольно жесткой. Первый вице-премьер Игорь Шувалов выразил свое недоумение поведением Минска, а вице-премьер Аркадий Дворкович пригрозил пересмотреть ряд двусторонних отношений с Белоруссией. Прежде всего он предупредил о снижении поставок Минску нефти в четвертом квартале этого года. Но при этом не исключал, что Россия может наконец привлечь к ответственности ряд лиц, причастных к нашумевшей афере с растворителями.
Руководитель Минского научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук указывает, что Лукашенко изначально задал жесткие правила этого расследования, но позже, чтобы сохранить лицо, «настаивал на том, чтобы российская сторона продолжила данное уголовное дело».
«Логично, что, после того как в Белоруссии побывали представители российской Генпрокуратуры, Москва пошла таким путем. Но потом – после выдачи – уголовное дело рассматривать лет пять, изменив меру пресечения, или вообще прикрыть. Это способ получить Баумгертнера в Россию, а потом Москва поступит так, как ей покажется правильным. В будущем интересы Белоруссии могут учитываться в гораздо меньшей степени», – сказал Романчук газете ВЗГЛЯД.
Политолог уверен, что решение СК России – это часть игры, как только Баумгертнер окажется в России, Москва сменит тон в отношении Лукашенко, однако пока «заложник» находится в Белоруссии, Кремлю приходится «соблюдать определенные правила», которые диктует Батька.
«Раз уголовное дело возбуждено в Белоруссии, значит, нужны какие-то правовые основания для передачи Баумгертнера в рамках этого дела. Дело открыли, и Лукашенко сможет объяснить, почему он отпустил Баумгертнера, выразив надежду на объективность его рассмотрения», – прогнозирует Романчук.
Добавим, что дело Баумгертнера может разворачиваться по схеме, которая неоднократно применялась в Москве и раньше. Например, в деле бывшего главы Минатома Евгения Адамова. Возглавлявший Минатом в 1998–2001 годах Адамов в 2005 году был арестован в Швейцарии – по запросу минюста США. Американские власти обвинили экс-министра в присвоении 9 млн долларов, выделенных России на повышение безопасности ядерных объектов.
Адамову, носителю государственных тайн, грозила экстрадиция в США, и тогда в России против него тоже возбудили уголовное дело по статьям «Мошенничество в особо крупных размерах» и «Злоупотребление должностными полномочиями». В итоге Швейцария все же выдала экс-министра на родину. В 2008 году его приговорили к 5,5 годам колонии. Кассационная инстанция заменила срок на условный, и в том же году Адамов вернулся на работу – в свой НИИ.
Отметим также историю с гибелью в феврале 2004 года в Катаре так называемого вице-президента Ичкерии Зелимхана Яндарбиева. За его убийство катарским судом были приговорены к пожизненным срокам двое россиян: сотрудники спецслужб Анатолий Яблочков и Василий Пугачев. МИД России неоднократно заявлял о невиновности российских граждан, требуя их освобождения. В конце того же года Катар согласился передать осужденных Москве, с тем чтобы те отбыли заключение на родине. Но в тюрьме они так и не оказались. Как сообщалось, ФСИН констатировала, что не располагает данными об их местонахождении.