Омран Джумаа Шаабан, который 20 октября прошлого года первым нашел Муаммара Каддафи, который прятался в дренажной трубе на окраине Сирте, как стало известно в среду, накануне умер в результате тяжелых пыток и ран, полученных в плену у сторонников свергнутого лидера.
#{image=567440}Омран Джумаа Шаабан из Мисураты и трое его друзей были похищены неизвестными боевиками полтора месяца назад около города Бани-Валид, который до сих пор считается оплотом сторонников бывшего лидера. Во время захвата завязалась перестрелка, в которой мужчина был ранен, его парализовало. Все последующие недели заложников удерживали в неизвестном месте, били и пытали. Как сообщается, не только Шаабан, но и все четверо участвовали в поимке и убийстве Каддафи.
Центральные власти до сих пор не контролируют обстановку в Бани-Валиде. В начале сентября, посещая этот город, глава Всеобщего национального конгресса (парламента) и временный глава государства Мухаммед Юсеф аль-Магреф лишь путем переговоров смог добиться освобождения Шаабана и двоих его друзей. Четвертый же пленник по-прежнему удерживается в Бани-Валиде.
Шаабан был доставлен во Францию на лечение, однако спасти его уже не удалось. Он скончался в минувший вторник в одном из парижских госпиталей. В Мисурате, где он теперь будет похоронен, объявлен траур. Более 10 тыс. человек приняли участие в траурной церемонии на футбольном стадионе города.
Как передает ИТАР-ТАСС, смерть спровоцировала протесты у здания парламента в Триполи, участники которых потребовали покарать виновных. Тем временем, как сообщили родственники Шаабана, никто из них так и не получил обещанные за поимку полковника 800 тыс. долларов. В свою очередь власти страны объявили Шаабана «послушным мучеником» и пообещали наказать виновных.
Омран Джумаа Шаабан скончался после пыток сторонников Муаммара Каддафи. Его тело было обернуто в саван и погребено в соответствии с нормами ислама (фото: facebook.com/LibyanYouthMovement) |
Между тем это не первый случай гибели тех, кто своими руками вершил историю Ливии год назад. При таинственных обстоятельствах умерли еще несколько молодых людей, непосредственно участвовавших в захвате, издевательствах над Каддафи в Сирте и последующей казни бывшего лидера.
По мнению наблюдателей, смерть Шаабана может послужить поводом для эскалации насилия в Ливии. Власти страны теперь говорят о том, что необходимо разоружать горожан Бани-Валида, в котором после войны осталось много оружия, в том числе гранатометы и артиллерия. Сами жители 100-тысячного Бани-Валида не исполняют распоряжений из Триполи: студенты отказываются петь новый гимн, а учителя саботируют новую учебную программу.
В минувшие выходные правительство потребовало вообще распустить в стране все военные формирования, не признанные властями легитимными. В течение двух суток ополченцы должны были освободить занимаемые ими государственные помещения. Ультиматум связан с убийством американского посла в Бенгази, в организации которого подозревают отряды исламистов, не подчиняющихся Триполи. Во вторник ливийские военные начали выдворять боевиков из всех занимаемых ими государственных зданий в Триполи и его окрестностях.
«Перерасти в новую гражданскую войну»
Арабист Владимир Сотников, старший научный сотрудник Центра международной безопасности в ИМЭМО РАН, считает, что противостояние между сторонниками Каддафи и бывшей оппозицией, которая пришла к власти, прекратилось прошлой осенью лишь на время, поскольку многие племена (особенно племя гаддафа, из которого он вышел) не приемлют нынешнее правительство ни в каком виде.
«Ситуация в Ливии может перерасти в новую гражданскую войну, – сказал Сотников газете ВЗГЛЯД. – Этому способствует и то, что не поделены основные экономические интересы, я имею в виду нефть».
Эксперт напомнил, что племена, особенно живущие в восточной Ливии – Киренаике, не могут пока договориться с правительством о разделе власти и доходов от нефти.
«Хотя западные партнеры Ливии, союзники нынешней власти, очень заинтересованы в том, чтобы нынешняя власть сумела договориться, в том числе и по нефти», – подчеркнул эксперт. Сотников не исключает, что такие события, как убийство Шаабана, могут быть действительно «искрой, из которой возгорится пламя».
По его мнению, в случае новой гражданской войны Запад может на этот раз направить в Ливию свои вооруженные силы.
«Что остается делать? Либо договариваться с племенами и теми, кто находится в противостоянии с нынешней властью, либо их «давить». Я бы не сказал, что «давить» вооруженным способом – это лучший путь для Ливии. Мне кажется, это не лучший путь и для западных союзников. Сначала, наверное, будут попытки торга путем каких-то переговоров, уступок и так далее, – предполагает Сотников. – Пока же Ливия остается в перманентном состоянии хаоса».