Постсоветская интеграция, о которой так много говорится, возможно, начнется не «сверху», а «снизу». Впервые об объединении трех государств заговорили не риторически, а институционально.
За единое государство с Белоруссией высказался 41% опрошенных, а с Украиной – только 33%
Сбор подписей за воссоединение России, Украины и Белоруссии стартовал в московском храме Святителя Николая на Трех горах, соответствующая хартия открыта для подписания всеми заинтересованными, сообщил настоятель храма, глава Синодального отдела РПЦ по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин со ссылкой на авторов идеи. Символично, что СССР, по сути, был разрушен тоже подписями, но только не множества лиц, а трех руководителей РСФСР, Белорусской ССР и Украинской СССР – Бориса Ельцина, Станислава Шушкевича и Виктора Кравчука.
Всеволод Чаплин рассказал газете ВЗГЛЯД, что сбором подписей занимается общественная организация во главе с ответственным секретарем общественного совета при управлении Федеральной миграционной службы по Москве Юрием Московским.
«Я даже не знаю точное название этой организации. Церковь сбором подписей не занимается. Инициаторы сбора просто зашли помолиться в храм, другой связи с Церковью нет», – сообщил он.
По словам Чаплина, Церковь только присматривается к этой идее. «Инициатива интересная, посмотрим, что из нее выйдет. Известно, что многие поддерживают объединение трех стран, но надо уважать и государственный суверенитет», – сказал он.#{ussr}
Авторы в свою очередь полагают, что разъединение русских, украинцев и белорусов было совершено вопреки воле народа и теперь препятствует его свободному развитию и благополучию.
«Мы, наследники тысячелетней истории и великой цивилизации, опыта созидания, добрососедства, воинской доблести и сотрудничества наших предков, объединенные общей культурой и совместной деятельностью по обустройству и защите нашей земли, при воссоединении возьмем все самое лучшее из практического опыта нашего народа», – говорится в хартии.
«Воссоединяясь, мы полагаем в основу нашего бытия и развития миролюбие и мораль, веру в добро, принципы фундаментальной справедливости, равенства, достоинства, стремление к счастью и благополучие нашего единого народа. Наше развитие и будущее будут строиться на взаимоуважении с другими народами, взаимообогащая наши культуры и делая жизнь лучше, комфортнее и безопаснее», – сказано в документе.
Хартия открыта для подписания всеми заинтересованными гражданами, организациями и общественными объединениями. Она содержит обращение к президентам трех славянских республик с предложением о содействии в подготовке и проведении всеобщего референдума о воссоединении народа и создании конфедерации. В хартии особо оговорено, что к этой конфедерации могут присоединиться и другие страны.
По данным заместителя директора стран СНГ Владимира Жарихина, идею объединения с Россией поддерживает примерно половина жителей Украины и Белоруссии.
Это подтверждает одна из последних работ Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЦИИ ЕАБР) совместно с Международным исследовательским агентством «Евразийский монитор», представленная 13 сентября.#{smallinfographicleft=427336}
Согласно исследованию, объединиться с Россией готовы 42% белорусов и 48% украинцев. Любопытно, что уровень готовности к объединению у братьев-славян значительно ниже, чем у жителей Казахстана и Киргизстана. Там идею единого государства с Россией поддерживают по 70% респондентов.
Что касается россиян, то мы еще меньше выражаем готовность к объединению. За единое государство с Белоруссией высказался 41% опрошенных, а с Украиной – только 33%.
С другой стороны, братья-славяне остаются друг другу намного ближе, чем страны Европейского союза, с которыми готовы объединиться по 26% жителей Украины и Белоруссии и только 18% россиян. При этом, похоже, белорусы и украинцы не рассматривают возможность своего объединения без России. В качестве приоритетных целей интеграции Украину назвали всего лишь 12% белорусов. На Украине симпатии к соседям сильнее (34%).
Потенциал интеграции скорее сказывается при отношении к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству. Их создание поддерживают 72% жителей России, 60% Белоруссии и более 55% Украины.
Что касается политиков соседних республик, то среди них реальных сторонников объединения найти проблематично. Известный как поборник интеграции президент Белоруссии Александр Лукашенко – и тот время от времени поет оды белорусской независимости.
Выступая 1 сентября перед студентами в Минске, он призвал их, как сообщает агентство БелаПАН, быть «последовательными, неравнодушными защитниками интересов Беларуси, народа, белорусского пути развития».
«Ведь собственная независимая внешняя политика – основа суверенитета. По сути, возможность самим определять свою судьбу, самостоятельно выстраивать отношения с ближайшими и дальними друзьями во имя интересов белорусского народа – это и есть независимость», – заявил Лукашенко.
По мнению заместителя директора стран СНГ Владимира Жарихина, многие слова Лукашенко направлены на «внутреннее потребление», на деле же он зарекомендовал себя как последовательный сторонник интеграции. «Белоруссия фактически находится в конфедеративных отношениях с Россией в рамках Союзного государства. Если бы Лукашенко был сторонником абсолютной независимости, то не подписывал бы соглашение о Таможенном союзе. Важно не то, что он заявляет, а что подписывает и, главное, исполняет», – пояснил эксперт газете ВЗГЛЯД.
Из украинских политиков наиболее ярким сторонником объединения можно назвать Наталью Витренко, но она из обоймы влиятельных политиков, к сожалению, выпала. Традиционно к сторонникам Союза относят Коммунистическую партию Украины, чей рейтинг в последние недели на востоке и юге республики вырос до 20%. Однако лидер КПУ Петр Симоненко, хотя и выступает за участие в Таможенном союзе и присоединение к Единому экономическому пространству, но прямо на тему объединения не говорит. «Мы должны всегда исходить из того, что принесет пользу для Украины. И Европа, и Россия должны сотрудничать с нами на равных, а не диктовать свои условия», – цитирует недавнее заявление Симоненко «Интерфакс».
Складывается впечатление, что и для российских коммунистов слова о необходимости воссоединения братских республик также превратились в ритуальные фразы. В вопросах интеграции лидер КПРФ Геннадий Зюганов ограничивается поддержкой деятельности Сергея Глазьева в качестве советника президента Владимира Путина по евразийской интеграции.
«Идея Чаплина, безусловно, хорошая, но пока непонятно, как ее можно распространить на Белоруссию и Украину. Не вижу общественных организаций, которые могли бы взяться за это. Если это планируется делать через РПЦ, то приведет к недопустимой, на мой взгляд, политизации Церкви и усложнит ее жизнь в соседних странах. Ведь прихожане РПЦ не обязательно являются сторонниками объединения, часть верующих такая инициатива может и оттолкнуть», – предупредил Жарихин.
Эксперт отметил, что сторонники объединения из числа украинских и белорусских политиков на идею Чаплина пока не откликнулись, а многим из них просто проблематично будет это сделать. По мнению Жарихина, идею конфедерации России, Белоруссии и Украины стоит продвигать через формирование общественного движения, а не через религиозные организации.
Впрочем, о перспективах такого движения говорить пока еще преждевременно: терять суверенитет во имя единого государства сейчас не хотят ни российские, ни украинские, ни белорусские политические элиты.