В понедельник в блогосфере продолжали бурно обсуждать призыв краснодарского губернатора Александра Ткачева «выдавливать» приезжих из кавказских республик из края, поскольку «русское население чувствует себя некомфортно».
Вы думаете, если, к примеру, я рожу 20 детей, сюда не приедут 20 детей из Азербайджана? Приедут. Поэтому это не метод борьбы
После того как в конце минувшей недели в его адрес прозвучали обвинения в национализме, сам Ткачев в понедельник сообщил в «Твиттере», что к нему «на чай» приехал олимпийский чемпион Арсен Галстян. «Все знают, что Арсен посвятил победу жителям Крымска. Я общался с ними – многие эту поддержку нашего спортсмена отмечали с благодарностью», – написал губернатор.
Блогеры немедленно снабдили это сообщение ироническими вопросами о том, не собирается ли губернатор «выдавливать» чемпиона с армянской фамилией из края при помощи казачьих патрулей?
Как сообщала ранее газета ВЗГЛЯД, с 1 сентября около тысячи кубанских казаков совместно с полицией должны начать патрулировать города и станицы Краснодарского края. В их функции войдет охрана общественного порядка. Ткачев, выступая накануне по этому поводу на коллегии Главного управления МВД, неожиданно поставил казакам дополнительную задачу: борьба с миграцией из сопредельных кавказских республик.
«Сегодня мы видим, что количество переселенцев (это и бизнес, и экономика, и родственные связи) переходит в качество. И, по большому счету, уже русская часть населения там чувствует себя некомфортно», – сказал он. Далее Ткачев пустился и вовсе в сомнительные параллели. «Когда начнутся межнациональные конфликты? А рано или поздно это будет. Я говорю: количество переходит в качество. Мы видим это по Югославии (вероятно, имеется в виду Косово – прим. ВЗГЛЯД) – албанцы, хорваты (губернатор перепутал хорватов с сербами – прим. ВЗГЛЯД)... Сначала хорватов было 80%, албанцев – 20%. Потом стало все наоборот, буквально через 50 лет».
По мнению Ткачева, «у нас нет другого пути – мы будем выдавливать, наводить порядок, спрашивать документы, заниматься миграционной политикой (откуда прибыл, зачем и т. д.). Чтобы те, кто пытается просто «на дурака» сюда приехать, застолбить, заниматься провокациями или неправомерным бизнесом, понимали, что на Кубань лучше не ехать. Здесь кубанцы, здесь у них свои законы, здесь они достаточно жесткие ребята. Есть полиция работающая, есть казачество, лучше я поеду в другое место».
«Речь идет о незаконных мигрантах. Ни о каких других мигрантах речь не идет», – пояснила затем газете ВЗГЛЯД слова губернатора его пресс-секретарь Анна Минькова. Тем не менее речь Ткачева вызвала бурную реакцию в блогосфере, особенно в соседних кавказских республиках. Губернатора порицали не только в оппозиции, но и в правящей партии и в Общественной палате.
О том, чем займется «казачья полиция» и чем она будет вооружена, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал заместитель атамана Кубанского казачьего войска есаул Константин Перенижко.
ВЗГЛЯД: Константин Яковлевич, губернатор Ткачев, напутствуя ваши дружины, сказал: «Мы будем выдавливать, наводить порядок, спрашивать документы, заниматься миграционной политикой (откуда прибыл, зачем и так далее)»... Вы готовы «выдавливать»?
Константин Перенижко: Я думаю, губернатор говорил в широком смысле этого слова. В контексте понятно, что казачьи дружины призваны содействовать правоохранительным органам, в том числе и в этих вопросах.
Ни для кого не секрет, что край очень привлекательный регион – два моря, большая протяженность границы. Ткачев, наверное, имеет в виду некую статистику, связанную с миграцией. Казаки как дополнительная сила будут привлечены в том числе и для решения этих проблем. Они будут оказывать содействие полиции.
«Если я рожу 20 детей»
ВЗГЛЯД: Многие комментаторы, откликнувшись на речь Ткачева, задались таким вопросом: не проще ли защищать свою землю, рожая по 5, 10, 20 детей, как это делают многие кавказские семьи? Не могли бы назвать хотя бы примерные данные о рождаемости в казачьих семьях?
К. П.: Вы думаете, если, к примеру, я рожу 20 детей, сюда не приедут 20 детей из Азербайджана? Приедут. Поэтому это не метод борьбы. Мы не хотим того, чтобы у нас в Краснодарском крае повторилась московская ситуация, когда приезжаешь в столицу, а русского человека на улицах днем с огнем не найдешь. И если спросить, откуда эти люди берутся в нашей многострадальной стране, как в Москве, так и в Краснодарском крае, то становится очевидно, что всех этих людей буквально пачками привозят сюда представители строительных фирм.
И проблема здесь не в рождаемости. Когда человек приезжает к нам нищий и голодный и затем все заработанные 15–20 тысяч рублей отправляет к себе на родину, то, выходя на улицы наших городов, он идет на воровство и насилие. Так вот задача казаков не решить миграционные проблемы, а оказать содействие правоохранительным органам в обеспечении порядка на территории края.
ВЗГЛЯД: Известно, что на Кубани многие жители солидарны с тем, что сказал Ткачев. Они считают, что край подвергается наплыву приезжих даже не столько из соседних республик Северного Кавказа, сколько из Азербайджана и Армении. Однако никаких особых миграционных правил для Краснодарского края нет. Они там такие же, как и по всей остальной России. Между тем губернатор потребовал, чтобы казаки вели миграционный контроль – кто такой, откуда прибыл, зачем? Правомерный ли бизнес ведешь? Этот фрагмент его речи размещен, кстати, даже на сайте вашего войска «Слава Кубани». В пятницу вечером Ткачев вновь отметил в своем «Твиттере»: «Есть законы России и края, по ним у нас есть право принимать меры по контролю миграции... Кто бы там что ни думал, позицию по незаконной миграции я менять не собираюсь». Скажите, о каких «законах края» говорит губернатор? На каком основании казачьи патрули будут делать все то, чего он требовал на заседании в МВД?
К. П.: Речь не идет о том, что в крае будут создаваться какие-то особые миграционные правила. Тем более что, если человек из другого российского региона находится на территории края легально, никаких вопросов к нему не будет. Не нужно воспринимать казаков как дикарей, мы нормально уживаемся и всегда уживались с другими национальностями. Просто губернатор возлагает надежду на казаков в решении и этих вопросов.
ВЗГЛЯД: Но почему тогда он именно сейчас поднимает этот вопрос? Многие предположили, что Ткачев таким образом хочет поднять свой рейтинг после трагедии в Крымске...
К. П.: У него нет никаких проблем с рейтингом. И мы шли к закону о государственной службе российского казачества последние пять лет. А поводом к этому решению именно сейчас послужило то, что в этом году службы ППС ощутили колоссальный недокомплект в Краснодарском крае. Учитывая, что Краснодарский край – это еще и олимпийский регион, что он принимает в летний период пять–шесть федеральных фестивалей, сотрудников полиции физически не хватает. А так как полиция финансируется только из федерального бюджета, краевой бюджет смог сэкономить часть средств, которые губернатор предложил направить на финансирование казаков, имеющих профессиональную подготовку.
ВЗГЛЯД: Тогда почему же Ткачев призвал вас решать межнациональные проблемы края?
К. П.: Дело в том, что за последние три–четыре года, когда в крае началось активное строительство олимпийских объектов, участились случаи въезда нелегалов из соседних государств. Я имею в виду Азербайджан, Армению, Узбекистан и Таджикистан. Их жители приехали сюда работать, но, с другой стороны, они то и дело кого-то изнасилуют, что-то украдут. Ведь если приезжает мужчина из Средней Азии и полтора года не видит женщин, явно, что у него какой-то сдвиг произойдет.
ВЗГЛЯД: Может, тогда губернатору надо поговорить с крупными застройщиками, чтобы они либо не приглашали нелегалов, либо создавали для них достойные условия труда?
К. П.: Конечно, можно собрать застройщиков и что-то им внушить, но должны быть и силовые структуры, которые должны наблюдать за этим и пресекать такие факты. Ведь любой застройщик знает, что с нелегалами ему работать выгоднее, как их ни убеждай в обратном. Но наверняка сейчас работа идет по всем фронтам.
ВЗГЛЯД: Но что бы вы ответили члену Общественной палаты России, руководителю клуба «Многонациональная Россия» Александру Соколову? Он уже пригрозил, что Общественная палата попросит Генпрокуратуру проверить высказывания Ткачева на предмет разжигания межнациональной розни, а это уголовное преступление. «Ткачев фактически призвал к развалу страны», – заявил Соколов. По его мнению, губернатор признал регионы Северного Кавказа иностранными вражескими территориями и призвал отгородиться от них с помощью незаконных вооруженных формирований. Соколов также пообещал поставить этот вопрос на первом осеннем заседании Совета при президенте по межнациональным отношениям.
К. П.: Это абсолютное передергивание. Чтобы понять, что имел в виду Ткачев, нужно прийти и послушать его лично. Я могу сказать, что никаких задач по выдавливанию из края людей другой национальности перед нами вообще не стоит и не стояло.
ВЗГЛЯД: Губернатор Ткачев, когда уточнял свою позицию в «Твиттере» поздно вечером в пятницу, также добавил, что не считает себя националистом, поскольку у него «первый заместитель – адыг, советник – крымская татарка, среди друзей армяне, греки». Однако при всем при этом все на том же заседании в МВД прозвучали и такие слова: «Эти земли очень легко завуалируют другие народы... По большому счету, уже русская часть населения чувствует себя некомфортно»...
Вы сами ранее нам уже сказали, что из контекста ясно: губернатор имел в виду лишь незаконную миграцию. Однако в самой речи, аудиозапись которой опубликована, этого уточнения нет. Если губернатор имел в виду лишь нелегалов, то к чему он упоминал о том, что некомфортно именно русской части населения? При чем здесь национальность и нарушение миграционных правил? А если правила нарушит русский по происхождению, то ему можно? Как казаки должны противостоять этому «завуалированию»? Если патрульный казак увидит кавказца на улице станицы, что он должен сделать?..
К. П.: Речь идет только о том, что, если человек нарушил закон, независимо от его национальности, это должно быть пресечено. И казаки будут пресекать нарушения и со стороны граждан России. И если и те, и другие распивают спиртные напитки в парках, то никто это терпеть не будет.
В бекеше, но без кинжала
ВЗГЛЯД: А какие у них будут полномочия? Сами казаки не могут брать под стражу?
К. П.: Казаки будут участвовать в охране общественного порядка только вместе с сотрудником полиции. Они могут оказывать содействие, применять силу, но только под его руководством.
Они то и дело кого-то изнасилуют, что-то украдут. Ведь если приезжает мужчина из Средней Азии и полтора года не видит женщин, явно, что у него какой-то сдвиг произойдет
ВЗГЛЯД: Похоже на статус обычного дружинника?
К. П.: Да. Но у казаков более широкий диапазон деятельности. Например, казаки смогут принимать участие в задержаниях. Будут заложены средства (в бюджете края – прим. ВЗГЛЯД) на случай, если казак пострадал при исполнении обязанностей. Будут выплачиваться денежные компенсации.
ВЗГЛЯД: А чем будут вооружены дружинники? Правда ли, что им запретили носить с собой холодное оружие?
К. П.: На сегодняшний день вооружения никакого нет. Напомню, у кубанских и терских казаков традиционная форма одежды – черкеска. В соответствии с указом президента неотъемлемой частью казачьей одежды является кинжал или шашка. Так вот, в данном случае казаки будут патрулировать улицы в специальных мундирах. Поэтому там не предусмотрено ношение ни холодного оружия, ни, тем более, огнестрельного.
ВЗГЛЯД: А нагайки?
К. П.: Нагайка не считается ни элементом традиционной формы, ни оружием. Поэтому если взять ее в качестве какого-то инструмента самообороны... Скажем так, нагайки не запрещены.
ВЗГЛЯД: Как выглядят особые мундиры?
К. П.: В летнее время китель, брюки с тонким лампасом, туфли, белая сорочка, галстук, фуражка, погоны, соответствующие чину, и шевроны. В жаркое время – короткая рубашка с коротким рукавом белая с погонами казачьими, также фуражка, брюки. В зимнее время – брюки с сапогами, а сверху надевается специальная казачья утепленная куртка (бекеша) и папаха.
ВЗГЛЯД: Патрулировать будут на конях или пешком?
К. П.: Речь идет о патрулировании улиц пешим порядком или на машинах – в зависимости от того, какая форма несения службы будет определена в данном населенном пункте.
ВЗГЛЯД: Кто отбирает людей в эту «полицию»?
К. П.: Прежде всего, управление нашего войска собирает списки из казачьих обществ. А потом все эти списки уже согласовываются с управлением полиции.
В данный момент составлены списки тех, кто подал заявки на участие в них. В этих списках – 2000 человек. Из этих 2000 будут отобраны около 1000 человек. Сейчас кандидатов проверяют по полной программе: чтобы не было судимостей, чтобы не было никаких, скажем так, непонятных моментов. То есть добропорядочные граждане должны быть.
ВЗГЛЯД: Будут платить и жалованье?
К. П.: Казаки будут получать заработную плату в пределах от 20 до 25 тысяч рублей. То есть зарплата полностью соответствует штатной зарплате сотрудников ППС.
ВЗГЛЯД: Патрули появятся по всему краю или только в отдельных уголках – например, в Сочи?
К. П.: Казачьи дружины будут во всех муниципальных образованиях Краснодарского края. Но количество в разных районах будет разным. В Краснодаре и Сочи их будет, естественно, больше всего. В каких-то муниципалитетах – чуть меньше. А в маленьких муниципалитетах или в тех, которые считаются наиболее спокойными, – самое минимальное количество.