В понедельник президент Владимир Путин провел в Министерстве иностранных дел совещание послов и постпредов. Оно началось с минуты молчания в память о погибших при наводнении на Кубани и в автокатастрофе на Украине.
Бросается в глаза, что он делал очень большой упор на необходимости помогать бизнесу. Это связано с посылом о непредсказуемом мире
Европа до Тихого океана
Это первое совещание Путина с дипломатами после его возвращения на пост главы государства. Перечисляя внешнеполитические ориентиры, глава государства призвал уделить особое внимание сотрудничеству с Китаем и Индией и продолжить курс «на расширение сотрудничества со странами Латинской Америки и Африки». «Еще несколько лет назад этому направлению уделялось недостаточное внимание, – добавил он. – Естественно, будем всячески развивать традиционные связи с Европой».
Он напомнил, что больше четверти объема внешней торговли России приходится на Германию, Италию, Францию и Голландию, но «в то же время уровень сотрудничества с ЕС, на наш взгляд, не соответствует политическому и экономическому потенциалу сторон». В этой связи Путин огласил амбициозный долгосрочный план – создать единый рынок от Атлантики до Тихого океана. «Мы с Европой могли бы поставить амбициозную цель, гораздо более амбициозную, чем ставится сегодня – построение единого рынка от Атлантики до Тихого океана объемом в триллионы евро. Сама жизнь требует движения именно по этому пути», – сказал Путин.
Но на ближайшее время, по словам президента, «есть и более приземленные задачи, без решения которых реальное сближение невозможно». «В частности, облегчение визового режима с выходом на его полную отмену. Российская сторона уже сейчас готова к такому шагу», – подчеркнул глава государства.
Дипкорпус продвигает танки на рынки
Путин потребовал, чтобы дипкорпус активнее помогал продвижению российских товаров на мировых рынках, в том числе продукции ВПК. По его словам, другие страны – США, Франция, Израиль – «давно возвели это в ранг государственной политики и проводят ее весьма напористо».
По его словам, российская внешняя политика не предполагает изоляционизма и предусматривает интеграцию в мировое пространство. «Внешняя политика России была, есть и будет самостоятельной и независимой, она последовательна, сохраняет преемственность и отражает уникальную, сформировавшуюся за века роль нашей страны в мировых делах и в развитии цивилизации», – пояснил президент.
Что касается ситуации в Европе, то президент пока не видит надежных вариантов преодоления там экономического кризиса. «Более того, перспективы становятся все более и более тревожными, долговые неурядицы еврозоны и ее сползание в рецессию – лишь верхушка айсберга из нерешенных структурных проблем», – сказал Путин, подчеркнув, что «дефицит новых моделей развития на фоне эрозии лидерства традиционных экономических локомотивов, таких как США, ЕС и Япония, ведет к торможению глобальной динамики развития».
Что касается российско-американских отношений, то на нынешнем этапе, указал Путин, постоянный и доверительный диалог приобретает дополнительное значение в мировой политике.
«С учетом статуса России и США как крупнейших ядерных держав от наших стран, безусловно, зависит решение многих глобальных и региональных проблем. В период сложности в международных делах постоянный и доверительный диалог между нами, безусловно, приобретает дополнительное значение», – пояснил он.
Путин напомнил, что принятие «закона Магнитского» вместо антисоветской поправки Джексона-Вэника и создание США противоракетной обороны нарушат стратегический баланс, и поэтому не могут не тревожить Россию.
«Сейчас в США, как всем хорошо известно, горячая пора – пора предвыборной кампании – и велик соблазн заработать дополнительные очки на жестких высказываниях, вспомнить идеологизированные стереотипы и фобии, от которых давно пора бы отказаться. Мы все это видим и не драматизируем. Но все-таки замечаем», – заявил Путин.
Глава государства добавил, что в мире усиливается борьба за доступ к ресурсам, провоцируя аномальные колебания сырьевых и энергетических рынков. «Многовекторность мирового развития, обострившиеся вследствие кризиса внутренние социально-экономические неурядицы и проблемы ослабляют доминирование так называемого исторического Запада. Это уже факт. И хочу отметить, нас это абсолютно не радует», – сказал Путин.
По его словам, такая тенденция вызывает тревогу. «Потому что непонятны последствия происходящих событий, этих тектонических событий мировой экономики и, как следствие, неизбежных изменений и в раскладе международных сил», – отметил он. Он добавил, что происходящее тем более не радует, так как отдельные участники международного общения пытаются сохранить свое былое влияние, прибегают к односторонним действиям вопреки нормам международного права.
Президент добавил, что на словах все «за» универсальную систему безопасности, но на деле ряд стран стремится обеспечить лишь собственную неуязвимость, забывая, что в современных условиях все взаимосвязано».
Как передает «Интерфакс», Путин обвинил Запад в попытках сохранить свое влияние путем так называемых гуманитарных операций, экспорта «ракетно-бомбовой демократии» и вмешательства во внутренние конфликты.
Касаясь конфликта в Сирии, Путин заявил о необходимости сделать все возможное, чтобы принудить конфликтующие стороны найти мирное политическое решение за столом переговоров. Также он назвал недопустимым дополнять решения Совета Безопасности ООН какими-либо односторонними санкциями.
Президент также дал понять, что Запад ведет антироссийскую пропаганду, искажая позицию Москвы по поводу Сирии. Он убежден, что имидж России за рубежом не отражает реальную ситуацию в стране, «формируется в основном не нами», и «поэтому искажен». По его словам, «позиция нашей страны в международных делах часто освещается как-то однобоко».
«Те, кто стреляет и постоянно наносит ракетные удары, – они молодцы. А те, кто предупреждает о необходимости сдержанного диалога, те вроде как-то в чем-то виноваты, – посетовал глава государства. – Вина наша с вами в том, что мы плохо объясняем свою позицию. Вот в чем вина».
Фактор русского языка
Особое внимание Путин уделил интеграции на постсоветском пространстве и, в частности, созданию Евразийского союза. Он выразил сожаление тем, что Украина пока не участвует в создании общего рынка в рамках Евразийского экономического союза, хотя это пошло бы на пользу и Киеву, и объединению стран.
«Очень жаль, что вне рамок этого процесса пока остается братская Украина. По самым объективным, независимым оценкам присоединение Украины к этому интеграционному объединению, безусловно, дало бы и Украине, и всему процессу дополнительную динамику, и, безусловно, было бы весьма положительным с экономической и социальной точек зрения», – заявил Путин.
Как уже писала газета ВЗГЛЯД, на Украине в последние дни разгорелся политический кризис вокруг статуса русского языка. Не упоминая об этом прямо, Путин отметил, что в российской внешней политике не задействован пока в полной мере фактор русского языка, хотя это один из официальных языков ООН. «Знаю о планах, готовящихся в этой области МИД, Россотрудничеством, Русским географическим обществом, и прошу активнее их продвигать», – призвал глава государства.
Путин также призвал вернуться к вопросу об облегченном порядке предоставления российского гражданства бывшим гражданам СССР.
Не «отслеживать», а действовать на упреждение
Президент призвал дипломатов быть готовыми к любому варианту развития обстановки. «На первый план выходит способность оперативно и компетентно анализировать происходящее, давать своевременный прогноз, – приводит ИТАР-ТАСС слова Путина. – Нельзя пассивно наблюдать за событиями или, как принято писать в мидовских телеграммах, – «отслеживать» их развитие»... Надо активнее влиять на ситуацию там, где напрямую затрагиваются российские интересы, действовать на упреждение».
Путин указал, что российские посольства и консульства обязаны в круглосуточном режиме защищать права граждан России и соотечественников за границей.
«Реагировать на нужды людей надо мгновенно, оказывая всю необходимую помощь и поддержку... Уважение к государству во многом определяется тем, как оно заботится о своих гражданах, оказавшихся, неважно, по какой причине, в трудных непредсказуемых ситуациях в незнакомой среде», – заявил Путин.
Напомним, что подобные совещания в МИДе глава государства обычно проводит раз в два года. На аналогичной встрече, состоявшейся в середине июля 2010 года, тогдашний президент Дмитрий Медведев также обозначил приоритеты внешней политики. Он тогда призвал дипломатов «использовать внешнеполитический инструментарий для целей модернизации» и сосредоточиться на трех основных задачах: модернизировать экономику и производство, укреплять институты российской демократии и гражданского общества, а также бороться с организованной преступностью. Говоря о странах, с которыми в первую очередь надо укреплять отношения, Медведев называл Германию, Францию, Италию и ЕС в целом, а также США.
Кроме этого Медведев призывал дипломатов отказываться от конфронтации и находить в себе силы «отрешаться от стереотипов, даже если они усвоены еще в период учебы в МГИМО».
Главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов считает, что в 2010 году Медведев высказывался весьма нестандартно для собравшейся тогда перед ним аудитории.«В частности, он сказал, что главной определяющей задачей внешней политики является модернизация России... Притом что никто не спорит о необходимости модернизации, дипломатия традиционно занимается совсем другими вещами. Путин вернул ее к более традиционному подходу: безопасность, проблемы войны и мира. То есть то, чем, собственно говоря, дипломатия всегда занималась», – сказал Лукьянов газете ВЗГЛЯД.
По мнению эксперта, Путин повторил тот же тезис, который был в одной из его предвыборных статей на тему внешней политики, о том, что мир непредсказуемо опасен, поэтому главное – уметь реагировать и предотвращать угрозы. Впрочем, отмечает эксперт, как и Медведев два года назад, Путин призвал сотрудников МИДа активно помогать процветанию российской экономики.
«Бросается в глаза, что он делал очень большой упор на необходимости помогать бизнесу. Это связано с посылом о непредсказуемом мире, потому что когда невозможно выстроить долгосрочную геополитическую стратегию, то упор лучше делать на малые дела. В остальном то, что было сказано на совещании, – традиционно», – отметил Лукьянов.