Понедельник в Чечне – выходной день. Республика празднует третью годовщину отмены режима контртеррористической операции. Как уже писала газета ВЗГЛЯД, накануне праздника свой подарок ее жителям преподнесло Минобороны – впервые после войны инженерные войска в начале апреля приступили к массовой, сплошной очистке чеченской земли от неразорвавшихся авиабомб, снарядов и мин.
За последние пять лет вернулись около 5 тысяч русских. Наша политика направлена на то, чтобы каждый житель республики, независимо от национальности, был уверен в своей безопасности
В конце марта уже другое ведомство – Минрегион – пообещало резко ускорить подготовку федеральной программы по массовому возвращению русскоязычного населения на Северный Кавказ и, в частности, в Чечню. Эти две масштабные правительственные кампании призваны залечить раны войны.
О том, как налаживается мирная жизнь, сколько русских уже вернулось в Чечню и как он относится к последней модной коллекции своей жены Медни, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал глава республики Рамзан Кадыров.
ВЗГЛЯД: В конце марта глава Минрегиона Виктор Басаргин доложил премьеру Владимиру Путину о том, что власти Чечни уже представили проект своей программы по привлечению русскоязычного населения. Не могли бы вы рассказать, как власти намерены вернуть русских?
Рамзан Кадыров: Как известно, массовый отток населения произошел из-за масштабных военных действий на территории республики. В течение последних нескольких лет мы активно работаем в этом направлении. У нас принята и работает программа по возвращению домой семей, вынужденно покинувших республику.
В первую очередь, важно вернуть специалистов в области здравоохранения, образования, нефтяной отрасли и так далее. Ради этого мы по мере возможностей создаем все необходимые условия, предоставляем жилье, рабочие места. Таким образом, мы возвращаем инженеров, строителей, агрономов, нефтяников, врачей, учителей. И здесь задача в том, чтобы вернуть тех, кто считал и считает эту землю своим домом.
Хочу отметить, что помимо тех, кто здесь родился и жил, сюда едут люди, никогда не жившие в республике. И они оседают насовсем. За последние пять лет в республику вернулись около 5 тысяч русских. Наша политика направлена на то, чтобы каждый житель республики, независимо от национальности, был уверен в своей безопасности, чувствовал себя частицей единого народа Чеченской Республики. Сегодня на территории ЧР проживают представители более 30 национальностей: русские, украинцы, кумыки, лакцы, даргинцы и другие. Мы уделяем пристальное внимание межнациональному согласию. В качестве механизма реализации государственной национальной политики Министерство ЧР по национальной политике, печати и информации разработало комплексную программу национального развития и межнационального сотрудничества.
ВЗГЛЯД: Как идет массовое разминирование, которого власти республики требовали уже много лет? Известно, что ранее военные отказывались его проводить, требуя особой оплаты...
Р. К.: Сейчас стало известно, что Минобороны приступает к сплошной очистке территории республики от мин и других взрывоопасных предметов.
Этот вопрос для республики является одним из наиболее актуальных и приоритетных. От минновзрывных устройств пострадали более 3 тысяч человек, в том числе около 800 детей и 600 женщин. Погибли более 700 человек. По сей день нередки случаи, когда на минах подрываются мирные жители. В лучшем случае эти люди становятся инвалидами, здоровье которых мы бы смогли сохранить.
#{interviewpolit}Всего на территории республики предстоит разминировать более 5 тысяч га сельхозземель и более 8 тысяч га лесных угодий. Несмотря на такое значительное количество территорий, опасных для человеческой деятельности, с 2000 года всего было разминировано 344 га. В последний раз такие мероприятия проводились в 2010 году, когда очистили от мин и других взрывоопасных предметов 48,3 га.
Мы со своей стороны готовы оказать всю необходимую помощь в организации и проведении саперных работ.
«Пока Роснефть не приступила»
ВЗГЛЯД: В начале апреля ваш Минфин заявил, что пригласит иностранцев вложиться в создание в Чечне НПЗ. Как известно, Роснефть обещала его построить, но пока медлит. Власти республики могли бы ускорить дело?
Р. К.: Пока Роснефть не приступила к строительству завода. Хотя мы землю уже выделили под объект, сделали все, что необходимо от местной власти.
Ожидается, что мощности завода, если его построят, составят 1 миллион тонн нефти в год, производство бензина и дизтоплива «класса 4» и «класса 5» будет доведено до 300 тысяч тонн в год. При заводе предусмотрено строительство ТЭЦ, которая обеспечит бесперебойное снабжение завода электричеством на тот случай, если будут отключены внешние источники электроэнергии. Однако работа пока никак не продвигается.
До военных событий в этой отрасли у нас работали десятки тысяч человек. Переработкой занимались ГНПЗ имени Ленина, ГНПЗ имени Анисимова, химкомбинат, крепинг – завод, нефтемаслозавод имени Шерипова и многие другие предприятия. Строительство нефтеперерабатывающего завода станет хорошим импульсом для развития экономики республики и будет способствовать созданию дополнительных рабочих мест.
ВЗГЛЯД: Будет ли республика и дальше стремиться, чтобы горнолыжный проект в Ведучи был все же включен в туристический кластер Северного Кавказа?
Р. К.: Конечно, это же наша идея. Мы планируем реализовать в туристической отрасли два крупных проекта – «Ведучи» и «Казеной-Ам». В Чеченской Республике есть все условия для мощного развития туристического кластера: природа необычайно живописна и красива, изумительные горные вершины, памятники природы. В то же время Чеченская Республика занимает 3-е место в России по объему геотермальных вод. Этот ресурс необходимо использовать в привлечении туристов. Уверен, он вызовет интерес как со стороны инвесторов, так и желающих посетить наш край.
Мы планируем строить не просто горнолыжный курорт «Ведучи», мы создадим всю туристическую сферу, которая должна стать одним из доходообразующих элементов бюджета республики. Фактически, наш путь в туристический кластер начинается с нуля, и сейчас мы имеем широкий простор для реализации самых смелых идей.
Мы построим современные, комфортабельные отели, хорошие лыжные трассы, дорожные развязки. Все будет сделано по самым высоким стандартам. Это должно привлечь как людей неравнодушных к зимним видам спорта, так и простых жителей республики, для которых горнолыжный курорт может стать и формой проведения досуга, и возможностью для развития собственного малого бизнеса.
Для нас важно, что проект полностью поддерживает руководство страны. Оба проекта уже финансируются Внешэкономбанком под государственную гарантию. Надеюсь, что очень скоро мы сможем увидеть результат и он никого не оставит равнодушным.
«Такая одежда мне нравится»
ВЗГЛЯД: Зимой строители, трудившиеся в центре Грозного, массово выступали с жалобами на невыплату заработков. Решена ли уже эта проблема?
Р. К.: Сразу хочу сказать, задолженности по заработной плате в республике нет. Была ситуация, когда генподрядные строительные компании не выплачивали субподрядным организациям, те в свою очередь не выплачивали зарплату рабочим.#{image=511205}Когда мы узнали о такой проблеме, мы собрали все строительные компании и обязали их закрыть задолженности по заработной плате. Бывает так, что отдельные строительные компании берут на себя большие объемы работ, ради больших денег. Потом выясняется, что это организация не в состоянии выполнить взятые на себя обязательства. Поэтому мы сейчас, прежде чем дать им работу, тщательно изучаем возможности строительных компаний, которые предлагают свои услуги.
ВЗГЛЯД: Вам нравится новая коллекция «Леди Чечня» дома моды Firdaws, который основан вашей супругой Медни?
Р. К.: Вопрос, скорее, не ко мне, а к Медни. Та одежда, которую представляют на показах, мне как мусульманину и мужчине просто нравится и ничего больше. Главное, чтобы такая одежда нравилась нашим женщинам.
В целом если сказать, «Firdaws» – это не только студия дизайна и моды. Мы открыли здесь салон красоты, магазин по продаже изысканных тканей из Европы и арабских государств, магазин, где можно будет приобрести одежду по доступным ценам.
ВЗГЛЯД: В недавнем интервью одной из австрийских газет вы назвали себя «патриотом своей страны – России и патриотом своей родины – Чечни». А вы хотели бы для своей малой родины больше автономии?
Р. К.: Регионы имеют достаточно полномочий для решения своих задач. Но часто получается, что для более масштабных задач не хватает рамок одного региона. Необходима большая интеграция регионов, наведение экономических мостов между ними, развитие культурных связей. Такие отношения пойдут на пользу не только самим регионам, но и стране в целом. Так что чувство патриотизма к малой родине неразрывно связано с патриотизмом к родине большой.
Узаконить семейные особенности
ВЗГЛЯД: Известно, что семейный уклад на Северном Кавказе и в других уголках России – разный. Есть ли смысл расширить полномочия регионов в области семейного законодательства? Позволить национальным республикам узаконить свои особенности?
Р. К.: Учитывая, что Россия – это многонациональная страна, я считаю возможным расширение полномочий регионов в области семейного законодательства. В этом случае были бы соблюдены нормы религиозной и национальной политкорректности, и это явилось бы выражением уважения к религиозным традициям разных народов. Я уверен, что такая мера позволила бы укрепить межнациональное согласие в российском обществе.
ВЗГЛЯД: Сейчас обсуждается, кто в правительстве и в каком формате займется национальной политикой. На ваш взгляд, стоит ли воссоздать Миннац? Или достаточно просто уполномоченного при президенте или межведомственной комиссии во главе с вице-премьером?
Р. К.: Неважно, как будет называться ведомство. Главное – полноценная работа. К большому сожалению, в нашей стране существует много проблем в сфере национальной политики. Одна из главных задач состоит в укреплении взаимопонимания и взаимоуважения между представителями больших и малых народов России. Только орган, наделенный федеральными полномочиями, в состоянии масштабно, быстро и эффективно решать эти задачи.
ВЗГЛЯД: Будете ли вы комментировать обвинения, которые выдвинули недавно в ваш адрес в английской печати? Со ссылкой на анонимные источники в спецслужбе Ми-5 вас винят в причастности к подготовке покушения на эмигранта Ахмеда Закаева...
Р. К.: Еще несколько лет назад я предлагал ему вернуться на родину, предлагал даже работу. Он почти согласился, но, похоже, его хозяева указали ему «на место». Видит Бог, я с тех пор потерял к нему всякий интерес. Если нравится ему там жить, то это его выбор.