Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
19 комментариевОдин на всех
Кто может стать уполномоченным по национальному вопросу
«Это должна быть действительно значимая фигура. Этот человек должен вмешиваться в конфликты по типу Кондопоги, Манежки, дела Расула Мирзаева, помогать улаживать ситуации». Таким, по замыслу участников соответствующей комиссии, будет уполномоченный по национальным отношениям при президенте России. Эксперты предположили, кто конкретно может занять этот пост.
Начавшаяся накануне президентских выборов дискуссия о статусе и формате ведомства, которое бы занялось национальной политикой, завершена.
Уполномоченный должен сформировать не карту проживания отдельных национальностей, а карту болевых точек
Как рассказал газете ВЗГЛЯД член комиссии по межнациональным отношениям и свободе совести, эксперт по проблемам религии и политическим конфликтам Максим Шевченко, президенту будет предложено не создавать министерство по делам национальностей, а ввести должность уполномоченного по межнациональным отношениям при главе государства и создать соответствующий совет при президенте.
По словам Шевченко, вице-премьер Дмитрий Козак, заявивший во вторник о фактическом отказе от воссоздания Миннаца, озвучил итог долгого и сложного обсуждения, в ходе которого победила точка зрения о фактическом превращении национальной темы из административно-бюрократической в политическую.
«Министерство, если его создать, будет всеми нелюбимо, потому что оно неизбежно станет отнимать у других ведомств (у Министерства образования, например, у Минрегиона и так далее) часть полномочий. В ситуации, когда тема станет политическим трендом, это только усложнит всем жизнь и сделает работу более сложной», – полагает Шевченко.
«Моя позиция состоит в том, что уполномоченный должен быть очень сильной фигурой, – пояснил Шевченко, также являющийся противником создания Миннаца. – Поэтому человек должен быть напрямую подчинен президенту. И это должна быть действительно статусная и значимая фигура, невозможно поставить на эту должность обычного чиновника. Этот человек должен вмешиваться в конфликты по типу Кондопоги, Манежки, дела Расула Мирзаева, помогать улаживать ситуации».
По словам эксперта, смысл деятельности уполномоченного по национальным отношениям должен состоять не в том, чтобы получать указания и выполнять их беспрекословно, а в экспертной оценке и предотвращении кризисов.
«Человек должен иметь независимую политическую позицию, уметь работать с экспертным сообществом и социологией, анализировать независимые точки зрения. Таким образом, по сути, уполномоченный должен сформировать не карту проживания отдельных национальностей, а карту болевых точек, возможных кризисов и работать уже с этими данными и в этой логике – не тушить пожар, когда он разгорелся, а предотвращать его», – рассказал Шевченко, отдельно остановившись на том, что национальный вопрос в России очень часто является социальным, то есть требует принятия политических и экономических решений: «Моя гипотеза состоит в том, что 80% проблем в этой сфере – социальные или макроэкономические, и только 20%, что довольно много, – это информационная политика, образ. С которым тоже нужно, разумеется, работать».
Точку зрения о политическом статусе нового уполномоченного поддержал и националист Егор Холмогоров, главный редактор сайта «Русский обозреватель». Однако в практической части Холмогоров расходится с Шевченко.
«Думаю, что уполномоченный должен заниматься делами русского народа и защитой его прав. Содействовать выравниванию того фактического неравноправия русских, которое у нас сложилось из-за того, что в то время как другие народы России имеют свои территориальные государственности в составе РФ, русским отведена роль «цемента», – заявил в интервью газете ВЗГЛЯД главный редактор «Русского обозревателя».
Если Шевченко полагает ключевой проблемой, которая будет стоять перед уполномоченным, работу по предотвращению конфликтов, то, по мнению Холмогорова, справляться в первую очередь нужно с «наследием советской национальной политики, когда интересы всех национальных меньшинств рассматриваются как предмет и забота национальной политики, в то время как интересы национального большинства игнорируются, и единственная проблема, которая здесь усматривается, – это чтобы со стороны большинства не было никакого «фашизма-экстремизма», под которым подразумевается, как правило, любое напоминание о правах русских».
«Надо избавляться от формулы «В России живет 182 народа» и ее политических проекций. Необходимо придерживаться другой формулы: «В России живет 80% русских» – и исходить из нее. Не ущемляя законных прав меньшинств, но не содействуя появлению у них незаконных или квазизаконных привилегий», – полагает Холмогоров.
В свою очередь политолог Вячеслав Данилов расценивает появление уполномоченного по делам национальностей как первый шаг к созданию аппарата национальной политики.
«На определенном этапе эта фигура скорее будет неким министром без портфеля, то есть скорее консультативной функцией, за спиной которой находится, возможно, некий thing tank в модели ситуационного центра. Это скорее группа быстрого реагирования, чем какое-то постоянное министерство», – пояснил Данилов в интервью газете ВЗГЛЯД.
Говоря о возможностях, которые открываются перед уполномоченным, эксперт отдельно отметил именно политическую значимость создания подобной должности: «Эта фигура – одновременно экспертная, политическая и, кроме того, потребует от того, кто ее займет, таланта переговорщика. Ведь сам факт появления уполномоченного по вопросам национальностей – аналога места, которое занимал когда-то Сталин, – это признание факта того, что эти вопросы все труднее сводить к вопросам социальным либо их криминализировать. То есть должность очевидно политическая – поскольку национальный вопрос приобретает политическую легитимность».
Между тем никаких кандидатур на пост уполномоченного пока не предложено. По словам Егора Холмогорова, «этот пост заточен под кого-то конкретного, но не очень понятно, под кого».
Часть экспертов, в том числе и Данилов, полагают, что должность может занять и сам Дмитрий Козак. «У него есть управленческий опыт, он в целом соответствует требованиям, которые я перечислил выше, кроме того, он вроде бы не раздражает диаспоры и умеет вести переговоры, обладает определенной политической харизмой, экспертных навыков ему также хватает. И – что немаловажно – он из обоймы политических топ-менеджеров, что автоматически придает этой фигуре вес», – пояснил политолог.
Впрочем, по словам источника газеты ВЗГЛЯД в правительстве, Козак, скорее всего, будет координировать работу министерств и ведомств в сфере национальной политики, возглавляя межведомственную рабочую группу (этим он занимается и сейчас), а уполномоченным может стать «статусный медийный человек, обладающий внятным публичным статусом». Источник напомнил, что во многом именно следуя этой логике, уполномоченным по правам ребенка в России был назначен известный адвокат Павел Астахов.
Эксперты на место коллеги Астахова по национальному вопросу прочат таких разных людей, как режиссер Никита Михалков и экс-президент Татарстана Ментимер Шаймиев, так что интрига пока сохраняется, ее разрешения стоит ожидать уже в апреле.