Брат экс-кандидата в президенты Республики Южная Осетия (РЮО) Аллы Джиоевой Константин вечером в пятницу сообщил, что ее состояние значительно улучшилось, передает «Интерфакс». «Состояние Аллы Алексеевны стабильное. Она с нами общается. Врачи ей оказывают необходимую медицинскую помощь», – сказал Джиоев.
Надо было дать ей провести эту инаугурацию, никто бы туда не пошел, но сейчас действия как бы против нее прибавили ей сторонников
Чуть ранее пресс-секретарь Джиоевой Виолета Дасаева сказала, что больница, в которой находится Джиоева, оцеплена силовиками, сторонников оппозиции внутрь не пускают. «Мы сейчас даже не можем к ней попасть, как-то с ней связаться. Врачи говорят, что стало немного лучше, но пока улучшение незначительное. Она остается в реанимации», – сказала Дасаева. Она добавила, что сторонники Джиоевой обратятся за помощью к мировому сообществу, как только ее состояние улучшится.
Братская томография
С утра глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров поручил главному врачу Северокавказского многопрофильного центра Александру Реутову подготовить все необходимое для принятия Джиоевой на лечение.
Ранее главврач республиканской больницы в Цхинвале Маирбек Кокоев сообщил, что к утру врачам удалось нормализовать ее артериальное давление и пациентку можно перевезти в Беслан для определения более точного диагноза, а также для томографии головного мозга. Однако близкие Джиоевой наотрез отказались от перевозки.
«Достигнута была договоренность о ее транспортировке в Северокавказский медицинский центр города Беслан, однако родственники и сама Джиоева отказываются ехать туда, ссылаясь на ее тяжелое состояние», – сообщил главврач. Он полностью отрицает наличие у пациентки внешних повреждений. Однако доверенное лицо Джиоевой Батраз Дзуццати настаивает на том, что его кандидат была избита, и вообще не склонен доверять Кокоеву. Более того, он не исключил, что Джиоева также получила перелом при попытке ареста. «У нее, между прочим, еще сломаны ребра. Когда она упала, наверное, сломала», – добавил он.
«Главврач Маирбег Кокоев – это родной брат бывшего заместителя генерального прокурора Эльдара Кокоева. Они ближайшие родственники и соратники бывшего президента. И, естественно, им невыгодно, чтобы шла информация, что Аллу Джиоеву ударили прикладом», – объяснил Дзуццати газете ВЗГЛЯД.
По его словам, сторонникам Джиоевой просто не к кому из медиков обратиться в республике, поэтому никакую справку, в которой признавался бы факт телесных повреждений, никто им не выпишет. «Что они могут делать? Народ просто напуган», – уверен Дзуццати.
Сами виноваты
Между тем экс-кандидат в президенты Южной Осетии Вадим Цховребов в интервью газете ВЗГЛЯД сообщил, что никакого «удара прикладом», о котором все говорят, не было, подчеркнув, что знает это доподлинно. Тем не менее он признал, что многие жители республики сейчас очень сочувствуют Джиоевой и ее популярность выросла. Напомним, в первом туре выборов в ноябре прошлого года Цховребов получил почти 10% голосов, а во втором туре призвал голосовать за соперника Джиоевой – главу МЧС Анатолия Бибилова.
«Простой народ на протяжении двух последних дней очень поддерживает Джиоеву. Надо было дать ей провести эту инаугурацию, никто бы туда не пошел, но сейчас действия против нее прибавили ей сторонников», – признал Цховребов. Однако, по его словам, «если будут какие-то несанкционированные выходки, то власть бездействовать не будет».
Днем в пятницу свою развернутую версию происшедшего обнародовали и власти. Как заявил старший следователь по особо важным делам Генпрокуратуры республики Алан Плиев, сторонники Джиоевой, скорее всего, сами спровоцировали резкое ухудшение ее здоровья, когда представители правоохранительных органов накануне принесли в ее штаб повестку на допрос.
«В это время в штабе Джиоевой находилось около 25 ее сторонников, большинство из которых были женщины. Присутствующие постоянно вмешивались в разговор, нагнетали обстановку, даже поступали оскорбления в адрес следователя. Такая обстановка, скорее всего, и послужила поводом для ухудшения ее самочувствия», – сказал Плиев.
По словам Плиева, было решено вызвать бригаду скорой помощи и – для поддержания правопорядка – наряд милиции. «Врачи уже на месте оказали ей необходимую первую помощь, после чего она была госпитализирована. При этом доступ врачей никоим образом никем не ограничивался», – подчеркнул следователь.
Сыщик разобрался и в политике
Следователь в своем выступлении затронул не только юридические, но и чисто политические аспекты ситуации. По мнению Плиева, ранее Джиоева, видимо, понимала всю бесперспективность своей позиции с учетом проведенного в минувший четверг многотысячного митинга в Цхинвале, на который пришли граждане республики, призывавшие ее образумиться, не проводить так называемую инаугурацию в нарушение конституции РЮО.
#{ussr}«Этому способствовал и поступивший недавно звонок от Дзамболата Тедеева (главный тренер сборной России по вольной борьбе, пытавшийся безуспешно баллотироваться на выборах президента осенью 2011 года – ИФ), который также просил ее не проводить инаугурацию», – сказал Плиев. Он добавил, что «после этого имел место второй звонок, в ходе которого Тедеев попросил ее освободить занимаемый дом его брата».
«Эти данные получены от достоверного источника из ее штаба, – сообщил представитель прокуратуры. – Также до вчерашнего момента, согласно имеющейся оперативной информации, на Джиоеву оказывалось давление со стороны ее сторонников». По его словам, совокупность всех этих факторов и спровоцировала ухудшение ее здоровья.
Сам Тедеев ответил вопросом на вопрос, когда газета ВЗГЛЯД попросила его прокомментировать утверждения Плиева. Кроме того, он подтвердил сообщение Дзуццати о том, что у Джиоевой перелом ребер.
«А разве от слов о том, что не надо проводить инаугурацию или надо освободить дом, инсульт бывает? Разве ребра ломаются? – заявил газете ВЗГЛЯД Тедеев. – Пусть они говорят, что хотят. Бог им судья».
Тедеев повторил свое заявление, сделанное еще в конце ноября, о том, что он полностью отошел от политической деятельности в Южной Осетии. Кроме того, он не без сожаления сообщил, что в пятницу был неожиданно уволен с поста главного тренера сборной команды России по вольной борьбе. Тедеев не стал комментировать возможную связь этого с событиями на родине.
«Я занимаюсь своим делом в Москве, я человек маленький, политикой больше не занимаюсь, – сказал Тедеев. – Вот сегодня меня неожиданно уволили с работы. А ведь я 11 лет ни одного чемпионата не проиграл».
Возвращаться в Южную Осетию, по его словам, Тедеев пока не собирается.
Выход из кризиса
Российские политологи признают, что популярность Джиоевой выросла, однако уверены, что разрешить кризис власти могут только новые выборы. «Перспектива – проведение президентских выборов 25 марта. Независимо от оценок ситуации другой альтернативы развития политического процесса нет», – сказал генеральный директор Центра политической конъюнктуры Сергей Михеев.
«Уже зарегистрировано много инициативных групп самых разных кандидатов. Это значит, что общество Южной Осетии готово к проведению президентских выборов. Положительно то, что ни Бибилов, ни Джиоева (участники второго тура декабрьских выборов – ИФ) в этих выборах участия не принимают. На прошлых выборах они поляризовали электорат и вызвали напряженность», – сказал Михеев.
«Что касается инцидента с Джиоевой, то это достаточно неуклюжая история. Если предположить, что его устроили противники Джиоевой, то они ей только помогли и спровоцировали всплеск внимания к ее персоне», – отметил собеседник агентства.
Растерянность оппозиции
В лагере сторонников Джиоевой сейчас не строят планов на будущее, надеясь лишь на ее выздоровление. Пресс-секретарь Джиоевой Дасаева пообещала, что сторонники Джиоевой обратятся за помощью к мировому сообществу, как только ее состояние улучшится.
Доверенное лицо Джиоевой Батраз Дзуццати уверен, что руководство республики во главе с Вадимом Бровцевым в любом случае постарается провести 25 марта на пост президента своего ставленника. «Власти постараются сейчас привести своего кандидата на пост президента. Два–три человека у них точно есть. Медоев – однозначно их кандидатура», – пояснил Дзуццати.
Как уже сообщала газета ВЗГЛЯД, в пятницу Джиоева собиралась сама провозгласить себя президентом республики, однако накануне вечером попала в реанимацию с гипертоническим кризом.
По версии ее сторонников, Джиоевой стало плохо после того, как в предвыборный штаб пришли сотрудники правоохранительных органов, чтобы принудительно доставить на допрос. Она должна была дать свидетельские показания по уголовному делу, возбужденному в связи с попыткой госпереворота.