Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в пятницу представил данные о том, как россияне относятся к партии «Единая Россия» и как оценивают перспективы.
Фактически восстановление уровня доверия к «Единой России» – это заслуга Владимира Путина и свидетельство его влияния на избирателей, на партийную политику
По данным опроса, 42% сообщают о том, что симпатизируют партии (причем новых сторонников только 6%), 49% – не симпатизируют. Знакомые, состоящие в партии «ЕР», сегодня есть у 15% опрошенных.
В большинстве своем эти люди производят на других положительное впечатление: порядочные (12%), целеустремленные (8%), энергичные (7%), ответственные, отзывчивые (по 6%), образованные (4%) и справедливые (3%). Негативных характеристик в разы меньше. Ключевые из них: подхалимы, карьеристы, не сдерживающие обещаний люди (по 3%), «все начальники» (5%).
Образ партии «Единая Россия» противоречив: одни и те же его грани одну часть респондентов притягивают, другую – напротив, отталкивают. Так, программу партии «в плюс» и «в минус» заносят по 7%, манеру поведения ее лидеров, общий образ – по 2%, наличие ресурсов, в том числе административных – 4% и 3% соответственно. Скорее «в плюс» идет поддержка курса Владимира Путина: 2% за это симпатизируют партии.
За последние восемь месяцев существенно реже среди негативных составляющих имиджа стали фигурировать коррумпированность членов партии (с 10% до 2%), манера их поведения (с 8% до 2%).
В два раза больше позитива
Позитивные оценки деятельности «Единой России» звучат сегодня в два раза чаще негативных. За последний год доля позитива существенно выросла, а доля негатива – напротив, сократилась.
По мнению россиян, позитивно оценивающих курс партии, с марта текущего года ее приоритеты несколько изменились. Если тогда ключевой целью респондентам казалось возрождение России (с 11% до 9%), то сегодня – забота о народе (с 9% до 13%).
Чаще респонденты стали давать общую положительную оценку курсу партии, не конкретизируя ее (с 5% до 9%). Мнение тех, кто негативно оценивает курс «Единой России», изменилось мало. Ключевыми претензиями к ней остаются разворовывание средств (5%), желание удержать власть любой ценой (6%), курс на развал страны (4%).
По поводу того, чьи интересы в первую очередь представляет «Единая Россия», респонденты чаще приходят к выводу, что всего общества в целом (28%). Альтернативная группа мнений сводится к тому, что это узкие и ресурсные группы: сами члены партии (18%), крупные бизнесмены (12%), чиновники (9%).
Социологи сравнивают последние замеры с аналогичными, проведенными в марте. Тогда политические перспективы «Единой России», по мнению опрошенных, ухудшались: респонденты чаще стали говорить о том, что партия будет ослабевать или стагнировать, реже – развиваться и крепнуть.
Спустя восемь месяцев ситуация для партии улучшилась: доля пессимистичных прогнозов сократилась (с 27% до 21%), оптимистичных – выросла (с 29% до 37%). С небольшим перевесом позитивный прогноз сегодня побеждает над сохранением статус-кво (37% против 34%), в марте ситуация была обратной (29% против 34%).
Опрос был проведен 17–18 ноября среди 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России.
Достаточно длинный тренд
Замдиректора Центра политической конъюнктуры России Алексей Зудин считает укрепление имиджа партии частью достаточно длинного тренда.
«Он начался еще в декабре прошлого года и получил подкрепление на президентских выборах, затем новые подкрепления – после анонсирования и реализации пакета политических реформ, после победы партии на региональных выборах», – сказал газете ВЗГЛЯД Зудин.
По мнению эксперта, значительную роль в росте популярности партии сыграли те законопроекты, которое в последнее время принимала Госдума, где единороссы составляют большинство. «Далеко не все законопроекты, принятые Госдумой в 2012 году, были инициированы «Единой Россией», но, тем не менее, большая часть этих законопроектов пользовались широкой общественной поддержкой», – добавил политолог.
Зудин особо отметил меры, направленные на оздоровление общества, на защиту детей, на обеспечение безопасности на дорогах и повышение контроля за деятельностью НКО, чиновников и самих депутатов.
«Весь этот комплекс разнообразных мер пользовался высокой поддержкой общественного мнения. Все это не могло не повлиять на то, как люди как россияне оценивают «Единую Россию», – сказал Зудин.
Однако здесь важны, по мнению политолога, не столько данные о росте общего уровня общественной поддержки «Единой России», сколько те долговременные сдвиги, которые были зафиксированы в опросе ВЦИОМ. «В частности, существенным образом снизился вес тех, кто применительно к «Единой России» пользуется уничижительным определением «партия жуликов и воров», – заключил Зудин.
Ответ на требования большинства
Гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов заявил газете ВЗГЛЯД, что полученные данные демонстрируют долговременный тренд по стабилизации в стране. «Здесь мы видим результат воздействия сразу нескольких факторов», – заметил он. Первой причиной, по его мнению, стало снижение уровня стихийного протеста, нараставшего прошлой осенью, и стабилизация общественно-политической ситуации.
Вторым фактором, по мнению Орлова, стало то, что власть пошла навстречу пожеланиям населения. «Власть в широком определении – и Владимир Путин, и «Единая Россия», и правящая элита – дала ответ на требования большинства, – заявил политолог. – Точнее, даже несколько ответов на множество требований за это время».
Орлов разъяснил, что агитационная кампания, проводившаяся в регионах накануне единого дня голосования в октябре, носила более адресный характер, чем это было на прежних кампаниях. «Она отвечала на реальные запросы населения, и в ней не было слишком настойчивого транслирования довольно простых месседжей, связанных с федеральной политикой», – сказал эксперт.
Третьей причиной, по мнению политолога, стало возобновление влияния на партийную политику «фактора президента Путина». «Фактически осенняя избирательная кампания и восстановление уровня доверия к «Единой России» – это заслуга Владимира Путина и свидетельство его влияния на избирателей, на партийную политику», – заключил политолог.