В четверг вице-премьер Дмитрий Рогозин призвал пересадить чиновников на отечественные автомашины. «Власть не может позволить себе роскошь рекламировать чужие бренды, мы просто не имеем морального права», – сказал Рогозин.
Для передвижения по городу этот автомобиль абсолютно не годится, даже если его салон кожей отделать. На «Уазике» очень хорошо ездить на рыбалку и плохо – по городу. «Тигр» из той же оперы
«Это просто необходимо»
Как заявил вице-премьер, в недалекой перспективе «российское чиновничество должно перейти на отечественные российские бренды», имея в виду автомобили для передвижения. «Это просто необходимо», – цитирует Рогозина «Интерфакс».
Заместитель главного редактора журнала «За рулем» Игорь Моржаретто рассказал газете ВЗГЛЯД, что в стране 70% чиновников и так ездят на отечественных автомобилях.
«Практически все автомобили иностранных марок, которые собираются у нас, считаются российскими. Одни модели российские на 50%, другие – на 30%. В любом случае они российские. Администрация президента и Госдумы давно ездит на автомобилях BMW, которые собраны в Калининграде. С такой точки зрения говорить, что «Лада» – это российский автомобиль, а BMW – нет, несколько нечестно. Теперь «Лада» будет делаться на платформе Renault и с двигателями Renault. Тут очень сложно разобраться, что российское», – сказал Моржаретто газете ВЗГЛЯД, добавив, что новая модель АвтоВАЗа Largus вообще полностью французская.
Моржаретто признался, что не совсем разобрался в сути призыва Рогозина. «Полиция часто ездит на Ford Focus, которые делаются под Санкт-Петербургом. В этих машинах на 50% все российское. То есть сегодня никого не заставят пересаживаться на «Волгу», которая давно не выпускается. Региональные чиновники давно ездят на «Приорах» и так далее, а кто-то – на BMW. Все зависит от уровня чиновника», – отмечает Моржаретто.#{smallinfographicleft=449300}
«Пусть Рогозин уже пересядет»
Как известно, первым попытался пересадить чиновников на отечественные машины еще в 1997 году тогдашний первый вице-премьер Борис Немцов. Он требовал от чиновников закупать для себя «Волги». Напомним, что ранее Немцов был губернатором Нижегородской области, где и расположен выпускающий «Волги» ГАЗ. С подачи Немцова президент Борис Ельцин подписал соответствующий указ, который, однако, так и не был реализован на практике.
В четверг Немцов, который сейчас находится в радикальной оппозиции, призвал власти «перестать говорить» и наконец пересесть на российские автомобили. «Пусть Рогозин уже пересядет! Пусть сидит в отечественной машине», – сказал Немцов газете ВЗГЛЯД.
«Главное, чтоб не на танки»
Призыв Рогозина поддержал его коллега – министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.
«Считаю, что позиция Дмитрия Рогозина абсолютно правильная, патриотичная, главное, чтобы он не пересадил нас на танки, – заявил Абызов. – Если автомобиль хорошего качества, то наших чиновников не просто можно, а нужно пересаживать на машины, которые произведены в России. Желательно, чтобы это была российская разработка и российский бренд», – сказал министр.
Абызов добавил, что «чиновники, которые хотят ездить на импортных машинах, могут купить их себе сами или ездить на общественном транспорте».
Напомним, что еще в марте замглавы Минэкономразвития Михаил Осеевский предупредил, что министерство собирается установить новые требования к госзакупкам автомобилей, главным из которых будет их производство в России. При этом чиновник уточнил, что нововведения не коснутся лиц, подлежащих госохране, в том числе и высшего руководства страны.
В апреле Владимир Путин, будучи премьер-министром, предложил всем органам власти пользоваться машинами, произведенными на территории Единого экономического пространства России, Казахстана и Белоруссии.#{image=681737}«Считаю, что все органы государственной и муниципальной власти РФ, заказчики и предприятия, финансируемые за счет федерального бюджета, должны уже в самое ближайшее время покупать только автомобильную технику, производимую на территории Российской Федерации и Единого экономического пространства, то есть в России, Казахстане и Белоруссии», – говорил Путин.
С начала декабря в Госдуме и Общественной палате обсуждается идея законодательно закрепить приоритет российских товаров над импортными при государственных закупках. Это касается и автомобилей. Как говорил вице-спикер нижней палаты от «Единой России» Сергей Железняк, «мы должны сделать так, чтобы сама вероятность приобретения импортного аналога при наличии отечественного была бы неприемлемой».
«Перейдем с трофейного на наше!»
Накануне также стало известно, что Рогозин решил пересесть со служебного BMW на армейский автомобиль «Тигр» (ГАЗ-2330), который специально для вице-премьера выпустят в гражданском варианте. «Я давно говорил, что российская оборонка может делать качественную гражданскую продукцию. Перейдем с трофейного на наше!» – написал Рогозин в своем Твиттере.
По словам пресс-секретаря корпорации «Русские машины» (в состав которой входит группа «ГАЗ») Екатерины Панковой, работа над машиной уже началась, это будет стандартный полицейский внедорожник с пятидверным кузовом без брони и с VIP-отделкой салона повышенной комфортности. При этом на первый гражданский «Тигр» установят двигатель ярославского производства ЯМЗ-534. До этого все модели оснащались только американскими двигателями Cummins.
Производство «Тигров» было начато по заказу фирмы из ОАЭ, однако контракт на поставку заключен не был. С 2005 года внедорожники стали собирать для нужд российской армии и МВД. Ранее по частному заказу гражданские модификации «Тигров» заказывали себе нижегородский губернатор Валерий Шанцев, лидер ЛДПР Владимир Жириновский и режиссер Никита Михалков.
В четверг Рогозин пообещал, что купит «Тигра» за свой счет, поскольку правительство средств не дает, и будет использовать его как служебную машину. «Но если этот парень «на гражданке» себя оправдает, почему бы не закупать его в серию?» – написал Рогозин в Twitter.
Вице-премьер сообщил, что хочет посмотреть, «как она (машина) ведет себя в гражданском плане». «Разумеется, будет снята вся военная начинка, броня и так далее. Будет поставлен российский дизель ярославского производства», – сказал Рогозин.
По словам Рогозина, стоимость машины – «в пределах европейского внедорожника, но на 20% дешевле», а в случае перевода «Тигра» в серийное гражданское производство его цена опустится на 40% относительно европейского внедорожника.
«Если получится, что при переводе на гражданское производство такого рода машины в серийной гражданской сборке будут востребованы на рынке, то вперед и с песней. Я был бы очень этому рад. Потому что стабильность оборонной промышленности будет достигнута не только за счет стабильного гособоронзаказа, но и за счет трансферта технологий», – сказал Рогозин.
Однако, как сообщил РИА «Новости» пресс-секретарь управделами президента Виктор Хреков, управление пока не собирается закупать «Тигры». По его словам, в течение вот уже нескольких лет управление проводит программу «модернизации и унификации модельного ряда» автопарка, основную часть которого составляют BMW, Ford и частично «Волга», а также специализированные авто, в том числе микроавтобусы, производство которых пока не налажено в России.
Впрочем, в мае 2010 года шеф Хрекова, управляющий делами президента Владимир Кожин, рассказывал, что президент поручил детально изучить вопрос относительно закупок автомобилей ЗИЛ представительского класса. В прошлом году стало известно, что этот вопрос обсуждается в правительстве. Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков назвал проект «интересным».
Хоть весь салон кожей обей
Игорь Моржаретто напомнил, что «Тигр» – очень специфический автомобиль, сделанный в подражание другому известному автомобилю – американскому армейскому внедорожнику Hummer.
«Это наш ответ Hummer, который генералы НАТО используют для перемещения по пескам в районе боев. Наш «Тигр», в принципе, сделан для тех же целей. У него даже подобный американский двигатель стоит», – сказал Моржаретто газете ВЗГЛЯД.
Эксперт, однако, предположил, что Рогозин сможет позволить себе «Тигр» только для передвижения в районах военных учений. «Для передвижения по городу этот автомобиль абсолютно не годится, даже если его салон кожей отделать. Эта машина с очень хорошей подвеской, комфортабельная. Она большая, широкая и занимает полдороги. У этой машины проходимость выше «Уазика». Но на «Уазике» очень хорошо ездить на рыбалку и плохо – по городу. «Тигр» из той же оперы», – считает эксперт.
Добавим, что в развитых странах у чиновников не принято пользоваться иностранными машинами. Например, правительство США ежегодно закупает для своих нужд 50 тысяч автомобилей, но все они – американского производства.