Сразу два кандидата в Совет по правам человека (СПЧ), вошедшие в своих номинациях в тройки победителей по итогам интернет-консультаций, могут не стать членам СПЧ в связи с нарушениями. Об этом председатель совета Михаил Федотов сообщил ИТАР-ТАСС.
Такой факт нуждается в юридическом подтверждении, должно быть судебное решение. Иначе мы можем открыть ящик Пандоры, и все начнут обвинять друг друга в накрутке голосов
По словам председателя, дополнительная проверка показала, что одному из кандидатов в СПЧ накручивали голоса во время интернет-обсуждения. «Мы вместе со специалистами проверили дополнительно, сколько реально было получено положительных откликов-«кликов» со скольких IP-адресов во время интернет-консультаций по кандидатам в совет. Обнаружилось, что по одному кандидату, вошедшему в тройку (в одной из номинаций), есть серьезные накрутки», – заявил Федотов.
Председатель совета пояснил, что было более 20 тыс. «кликов», а IP-адресов – всего 2751. «То есть более 10 голосований с одного адреса, а это противоречило правилам интернет-консультаций. Более того, детальный анализ материалов показал, что с одного IP-адреса приходило до 117 голосов», – пояснил он.
Федотов пояснил, что «во многих случаях с одного адреса голосовали один–два раза, вероятно, люди «кликали» с домашнего компьютера, а потом с айпэда». «Но тут мы имеем дело с вопиющим случаем», – уточнил Федотов.
Федотов заверил, что об этом будет доложено главе государства. «Действующие члены совета считают, что результаты этого кандидата должны быть пересчитаны по числу уникальных IP-адресов, а тогда он не попадает даже в первую пятерку», – отметил глава СПЧ.
Кроме того, выяснилось, что у еще одного финалиста есть судимость, и это, по мнению председателя совета, тоже считается препятствием. При этом Федотов отказался назвать фамилии кандидатов, о которых идет речь.
Напомним, весной в СПЧ освободилось 13 вакантных мест. В августе было рассмотрено 190 заявок. В результате первичного отбора оставшимися 27 членами совета 107 кандидатов были отсеяны из-за несоответствия «заявленным требованиям». Процесс отсеивания вызвал немало критики. Например, директор Московского бюро по правам человека Александр Брод, чью кандидатуру отклонили, устроил голодовку и призвал созвать альтернативный совет правозащитников.
Кандидатуры оставшихся 83 соискателей были предложены для общественного обсуждения на сайте совета. По итогам «рейтингового голосования» в Сети 39 оставшихся, то есть по три претендента на каждое вакантное место в СПЧ, должны были быть представлены президенту в начале октября.
Заявление Федотова поддержали не все правозащитники. Заместитель секретаря Общественной палаты Владислав Гриб считает, что факт накручивания голосов при интернет-голосовании еще нужно подтвердить, причем в судебном порядке. По его словам, Федотов сделал «опасное заявление», если нет убедительных фактов, подтвержденных в судебном порядке.
«Должно быть доказательство. Так можно сказать, что многим накручивали... Многие из коллег говорили мне, что за кого-то накручивали... Такой факт нуждается в юридическом подтверждении, судебном решении. Иначе мы можем открыть ящик Пандоры, и все начнут обвинять друг друга в накрутке голосов», – сказал Гриб газете ВЗГЛЯД.
Что касается судимости, то если она погашена, то, подчеркнул Гриб, «такой человек ни в каких правах не ограничивается». «Но в конечном счете этот вопрос будет решать глава государства. Персональный состав – количественный и качественный – устанавливает президент».
Накануне на встрече с Федотовым президент Владимир Путин предложил кардинально расширить состав СПЧ, включив в него по три кандидата от каждой номинации, победивших в конкурсном отборе. Таким образом, СПЧ может увеличиться с 40 до 65 человек.
«Может быть, мы сделаем более кардинальный шаг и введем в члены совета первую тройку? То есть трех человек, за которых проголосовало большинство в интернете. Вне зависимости от того, нравятся они кому-то в административных органах исполнительной власти или не нравятся, а просто по факту: вот люди проголосовали за первых трех человек – всех их и введем. Это будет большее увеличение, чем вы предлагаете, это, так я понимаю, будет где-то около 55–60 человек», – заявил глава государства.
В рекомендуемом СПЧ списке значатся в том числе фамилии исполнительного директора общественной организации «Справедливая помощь» Елизаветы Глинки, которая известна как «доктор Лиза», обозревателя «Новой газеты» Елены Масюк, юриста, судьи в отставке Сергея Пашина, телеведущего Леонида Парфенова, председателя межрегиональной общественной ассоциации правозащитных организаций «Агора» Павла Чикова, исполнительного директора ассоциации «Голос» Лилии Шибановой, председателя правления московского регионального общественного благотворительного фонда «Социальное партнерство*» Валерия Борщева, секретаря Союза журналистов, известного журналиста Леонида Никитинского.
Президент отметил, что многие из перечисленных кандидатур являются не только людьми известными, но и хорошими специалистами в своих областях. «Жалко, что они могут оказаться за бортом нашего совета. Они и сами хотят работать, и люди им доверяют, судя по голосованию», – сказал Путин.
Он предложил Федотову и действующим членам совета подумать над этим предложением. «Я на этом не настаиваю, но мне кажется, что это было бы справедливо, имея в виду, что люди, которые голосовали в интернете, серьезно к этому отнеслись. Из уважения даже просто к тем, кто принял активное участие в этой работе, мне кажется, можно было бы пойти по этому пути», – сказал Путин.
Глава государства пояснил, что получится «достаточно большой «хурал», «даже каждому высказаться довольно сложно будет по времени». «Но я предлагаю создать президиум, не знаю, из трех–пяти человек и ротировать его. И с этим президиумом встречаться достаточно регулярно. Мне кажется, что и работа могла бы быть более осмысленной, более тематической и более профессиональной и глубокой», – сообщил Путин.
Глава СПЧ со своей стороны предложил включить в состав совета еще восемь кандидатур, которые, по его словам, являются специалистами в своем деле, но не прошли по конкурсу, поскольку их имена неизвестны общественности.
Речь идет о гендиректоре Библиотеки иностранной литературы имени Рудомино Екатерине Гениевой, директоре АНО «Центр социально-трудовых прав» Елене Герасимовой, бывшем заместителе председателя Верховного суда РФ Викторе Жуйкове, главе Центра защиты прав человека имени Аметистова Ольге Зименковой, адвокате из Дагестана Расуле Кадиеве, главе «Общественного вердикта» Наталье Таубиной, главе фонда «Галчонок» Анастасии Черепановой и Александре Зимине, проработавшем много лет в системе МВД.
«Будет больше 60 (членов совета). Будет 65, а если еще добавить восемь, будет уже 73», – сказал Федотов. Глава государства на это заметил, что «необязательно всех восьмерых добавлять», поскольку совет и так может кардинально увеличиться.
* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента