У Великобритании, обладающей запасом ракет Trident с ядерными боеголовками, кроме военно-морских баз в Шотландии, нет других объектов, где могли бы храниться подобные вооружения. Если Шотландия проголосует на предстоящем референдуме за свою независимость, у Лондона могут возникнуть сложности с тем, куда передислоцировать ракеты. Об этом пишет газета The Guardian, опираясь на доклад экспертов из «Кампании за ядерное разоружение», который готовится к публикации.
Шотландцы в большинстве своем не хотят этих баз. Они хотят быть страной, которая не вовлечена в военные интриги ни в каком виде
Напомним, «Кампания за ядерное разоружение» (англ. Campaign for Nuclear Disarmament, CND) – авторитетная неправительственная организация, пропагандирующая одностороннее ядерное разоружение Соединенного Королевства.
Трехступенчатые ракеты Trident находятся на базах Кулпорт и Фаслейн. Сейчас, утверждает издание, британские военные лишь начали просчитывать возможные варианты на случай, если шотландский парламент потребует ликвидировать подобные базы.
На прошлой неделе премьер-министр автономии, лидер Шотландской национальной партии Алекс Сэлмонд – инициатор идеи провести референдум – назвал «немыслимым», чтобы суверенная страна с населением в 5,25 млн человек мирилась с присутствием на своей территории иностранного оружия массового уничтожения. Угроза Сэлмонда была явно адресована британской военной верхушке, которая, по мнению экспертов, уже готовится вести переговоры с Эдинбургом по поводу судьбы Trident.
В докладе CDN утверждается, что возможными новыми базами для Trident и боеголовок могут быть базы Девенпорт и Барроу, где ранее строились британские подлодки. Правда, в 1963 году британские власти признавали эти базы непригодными для подобных целей.
#{smallinfographicleft=342471}Вариант, при котором Trident могут быть перевезены на базы в США или Франции, экспертами не рассматривается – договор о ядерном нераспространении не позволит Лондону использовать чужие существующие базы. Поэтому, говорится в докладе, потребуется строительство новых баз, что обойдется в миллиарды фунтов стерлингов.
Министр обороны Великобритании Филип Хаммонд в ответ на угрозы сепаратистов пригрозил, что Шотландии придется самой заплатить за создание новых баз для Trident. «Такие угрозы тщетны, – говорится в докладе CDN, авторы которого ссылаются на советский прецедент. – После крушения Советского Союза Украина, Белоруссия и Казахстан стали независимыми государствами с большим числом ядерных вооружений. Смешно предположить, что три эти страны должны были заплатить России за строительство новых стартовых шахт».
Напомним, Сэлмонд рассчитывает, что референдум об отделении от Великобритании пройдет осенью 2014 года. На это время в Глазго намечены Игры Содружества и празднование 700-летия разгрома шотландцами войск английского короля Эдуарда II под Бэннокберном. Националисты рассчитывают на этом пафосном фоне усилить сепаратистские настроения. В свою очередь британский премьер Дэвид Кэмерон пытается ускорить проведение плебисцита. Точная дата пока не определена.
Член экспертно-консультационного совета при ПИР-Центре, бывший начальник международно-договорного управления, заместитель начальника главного управления международного военного сотрудничества Минобороны России генерал-лейтенант запаса Евгений Бужинский признает, что в случае получения Шотландией независимости им придется выводить свое ядерное оружие вне зависимости от позиции Эдинбурга.
«Значит, надо строить новые базы. Это безумного дорого», – сказал Бужинский газете ВЗГЛЯД. Впрочем, эксперт уверен, что до настоящего раскола страны дело не дойдет.
«По последним опросам, 60% против. Ограниченную автономию поддерживают, да. Так что в полный выход я лично не очень верю, – сказал Бужинский. – Все это (разговоры о независимости – ВЗГЛЯД) звучит красиво, но когда дело сталкивается с реальностью, как правило, все заканчивается большим пшиком. Как в Квебеке. Там посильнее кричали националисты. А когда провели референдум, оказалось, что не готовы отделяться от Канады».
С Бужинским согласен живущий уже 20 лет в Шотландии преподаватель кафедры славистики университета Глазго доктор философских наук Андрей Рогачевский, который назвал тему с возможным изгнанием ядерных вооружений «чистой спекуляцией».
«Еще ничего не решено. С моей точки зрения, националисты не так уж стремятся к этому. Они понимают всю ответственность, которая на них ляжет, и тогда на англичан не свалишь свои неудачи, как это делается сейчас», – сказал Рогачевский газете ВЗГЛЯД. Он добавил, что по-прежнему сохраняется неопределенность, как будут сформулированы вопросы на решающем референдуме.
Эксперт подчеркнул, что вопрос о независимости снова появился на повестке дня, так как в Шотландии всегда недолюбливали консерваторов, которые сейчас находятся у власти в Лондоне. При лейбористах тема независимости была почти потушена. «Неизвестно, к чему это приведет. Может быть, они будут пугать друг друга до последнего момента, все равно все кончится не независимостью, а отвоеванием дополнительных прав на автономию», – предположил Рогачевский.
Что касается судьбы Trident, то, указал эксперт, детали начнут обсуждаться только после того, как по результатам референдума Шотландия Шотландия действительно станет заниматься восстановлением независимости.
«Шотландцы в большинстве своем не хотят этих баз. Они хотят быть страной, которая не вовлечена в военные интриги ни в каком виде. Но при этом остается непонятным, откуда потекут деньги в их казну. Может быть, на основе долгосрочного небесплатного пребывания эти военные базы останутся в Шотландии. Но это опять-таки пока чистая спекуляция. Еще пройдет много лет, пока начнется детальное обсуждение этого вопроса», – сказал Рогачевский.
Эксперт не исключил, что доклад экспертов был подготовлен и обнародован в интересах Лондона, чтобы таким образом оказать нажим на Эдинбург. «Но как бы это не было контрпродуктивно. Факт давления стал заметен с конца прошлого года, когда в Вестминстере завели разговор о том, что референдум о шотландской независимости может проводиться только с разрешения Лондона. Это приводит к отрицательным результатам. Шотландцами это рассматривается как вмешательство в их дела», – отметил Рогачевский.