О принятии закона в Чехии сообщил руководитель пресс-службы главы государства Радим Охват. Ранее документ был одобрен обеими палатами парламента. «Борцы с коммунистическим режимом» получат материальную компенсацию в размере 100 тыс. чешских крон (около 5,8 тыс. долларов США). Согласно новому закону, материальную компенсацию получат и жены (либо мужья) борцов с прошлым режимом – по 50 тыс. крон (порядка 2,9 тыс. долларов США), передает РИА «Новости».
Борцы с коммунистическим режимом» получат материальную компенсацию в размере 100 тыс. чешских крон (около 5,8 тыс. долларов США)
В случае, если участники антикоммунистического сопротивления получают пенсию ниже средней по стране, власти повысят ее до среднего уровня.
Закон об антикоммунистическом сопротивлении вступит в силу 17 ноября, в День борьбы за свободу и демократию. В законе отдельно прописано, что человек не может считаться участником антикоммунистического сопротивления, если он был членом Коммунистической партии Чехословакии, служил в народной милиции, работал в структурах госбезопасности, был активистом, например, Союза чехословацко-советской дружбы в период нормализации.
Некоторые участники борьбы с коммунистическим режимом могут получить статус военных ветеранов, равно как и те, кто воевал против нацистов во время Второй мировой войны, но при этом не был военнослужащим.
Законы, официально направленные на преодоление коммунистического наследия, были приняты в последнее время и в ряде других бывших соцстран или бывших союзных республик. Так, в Литве в начале этого года было решено опубликовать архивы о деятельности КГБ и агентов этой спецслужбы в Литве.
«Наша цель состоит в том, чтобы обществу была представлена деятельность КГБ в Литве», – заявила гендиректор Центра исследования геноцида и сопротивления жителей Литвы Тересе-Бируте Бураускайте, передает «Интерфакс». Гендиректор уточнила, что будет представлен период с 1960 года приблизительно до 1990 года.
При этом она подчеркнула, что лица, своевременно известившие о своей работе в КГБ, будут защищены от предания их имен гласности. «Одно место там всегда будет закрашено черной краской – если там будет информация о лицах, которые признались в сотрудничестве», – сказала Бураускайте.
В июне прошлого года сейм Литвы принял поправки к так называемому закону о люстрации, которые предусматривают публикацию документов бывших спецслужб СССР. Эта работа доверена Центру исследования геноцида и сопротивления жителей Литвы. Публикацию документов КГБ поддерживает президент Даля Грибаускайте. В парламенте другой бывшей союзной республики – Грузии – в мае был принят «патриотический акт», предусматривающий, в частности, регистрацию бывших сотрудников советских спецслужб. Бывшим высокопоставленным партработникам и комсомольцам запретят работать на ответственных постах. Советская символика тоже запрещается. В оппозиции этот шаг считали не имеющим отношения к реальной жизни.
На многих зданиях в Грузии еще остались гербы СССР, серпы, молоты, и именно это, как ожидается, будет демонтировано. Кстати, советские символы сохранились и на здании самого парламента Грузии на проспекте Руставели. Вероятно, начнут с него.
При этом запрет не коснется физических лиц, которые могут носить одежду с советскими символами или использовать символику у себя дома, пояснил Тортладзе.
Так, в Грузии до сих пор весьма популярны небольшие портреты Сталина, особенно среди старшего поколения – их нередко можно увидеть на лобовом стекле грузовиков. Зато не исключено, что придется сменить название популярным тбилисским кафе «СССР» и «КГБ».
Что касается коммунистов, в Грузии существует Единая коммунистическая партия, которую долгое время возглавлял генерал Пантелеймон Георгадзе, ныне покойный. Его сын Игорь, экс-глава грузинской службы госбезопасности, разыскивается Тбилиси с середины 90-х годов, поскольку обвиняется в организации покушения на тогдашнего президента Эдуарда Шеварднадзе. Рейтинг у ЕКПГ почти нулевой, так что, и запрещать ее власти могут не торопиться.
Бывший премьер-министр Грузии Тенгиз Сигуа сказал в этой связи газете ВЗГЛЯД, что вопрос символики в данном случае «второстепенный». «Можно запретить символику, но это не самое важное сегодня», – сказал он.
По словам экс-премьера, анализируя хартию, «скорее всего, акцент надо делать на том, что будет мониторинг стратегических объектов и финансовых потоков». Что касается учета бывших партийных и комсомольских работников, а также сотрудников спецслужб, по словам Сигуа, «прошло столько лет, вряд ли это актуально, надо было это делать в девяностые годы».