Президент Медведев поручил подготовить предложения о поправках в законодательство о СМИ, которые бы предусматривали ответственность редакций интернет-изданий за размещение комментариев читателей и высказываний третьих лиц.
Сейчас Интернет просто заполнен похабщиной, насилием, жестокостью, ненавистью, матом
«Подготовить предложения о внесении изменений в законодательство РФ о СМИ, устанавливающих пределы ответственности редакций СМИ, распространяемых в сети Интернет, за размещение комментариев читателей и высказываний третьих лиц, нарушающих законодательство РФ, в том числе законодательство о противодействии экстремистской деятельности», – говорится в поручениях, размещенных на сайте Кремля. Ответственным за выполнение назначен глава Минкомсвязи Игорь Щеголев. Срок исполнения – 1 августа.
После этой даты редакциям интернет-газет, видимо, разъяснят, какую они будут нести ответственность за комментарии, размещенные читателями на сайтах. Такое поручение Медведев дал по итогам прошедшей в конце апреля встречи с представителями интернет-сообщества, на которой эта тема активно обсуждалась. «Интернет – это сила, это не развлекуха для молодежи, продвинутых чиновников, президента, который это дело любит. Это сила, которая может быть конструктивной, полезной, а может быть деструктивной и способной разрушить общественные системы, нанести прямой вред здоровью и жизни людей», – пояснил тогда президент, приведя в качестве примера появление в Сети рецептов изготовления наркотиков или взрывчатки.
Вместе с тем он признал, что государство может «зарегулировать все так», что Интернет потеряет самое главное – свободу. «Как это совместить – это, может быть, тот вопрос, над которым придется биться еще не одному поколению людей и не только в нашей стране», – сказал тогда глава государства.Напомним, что в Госдуме уже в пятницу будут рассмотрены во втором и, возможно, сразу в третьем чтении поправки в закон о СМИ, которые определяют, что средством массовой информации будет признаваться только сайт, который добровольно заявит о своем желании зарегистрироваться как СМИ. Закон о СМИ, в свою очередь, уже предусматривает ответственность за различные материалы, которые публикуются.
Кроме того, на сегодня действует соответствующее постановление пленума Верховного суда, которое разъясняет полномочия регулирующих органов в случае появления на ресурсах СМИ каких-либо противоправных комментариев и порядок их удаления или редактирования.Пленум Верховного суда год назад утвердил правила, согласно которым редакции электронных СМИ не несут ответственности за комментарии, оставленные пользователями, если на ресурсе не предусмотрена система премодерации. Однако комментарии, признанные Роскомнадзором ненадлежащими, должны быть удалены или отредактированы по требованию ведомства.
Борис Резник (фото: svobodanews.ru) |
Заместитель председателя думского комитета по информполитике Борис Резник считает, что решений Верховного суда оказалось на практике недостаточно. Он обращает внимание на опасность для самого общества открытой пропаганды насилия или межнациональной розни. Об этом депутат заявил в интервью газете ВЗГЛЯД.
ВЗГЛЯД: Борис Львович, президент поручил подготовить изменения в законодательство о СМИ, предусматривающие ответственность редакций интернет-изданий за комментарии читателей и высказывания третьих лиц. Но ведь этот вопрос уже регулируется решением пленума Верховного суда, принятым год назад. В нем прописано, что комментарии, признанные Роскомнадзором ненадлежащими, должны быть удалены или отредактированы по требованию ведомства. Зачем новые поправки?
Борис Резник: Пока Роскомнадзор обнаружит, а потом еще и признает какие-то высказывания пользователей экстремистскими, пройдет много времени, в течение которого множество людей прочитают это высказывание. Оно будет работать. Поэтому для того, чтобы предотвращать подобные вещи, нужно прописать ответственность редакций. Нужно, чтобы все онлайн-СМИ понимали, что никакие экстремистские и ксенофобские высказывания не должны оставаться на сайтах ни при каких обстоятельствах.
ВЗГЛЯД: Какие санкции, на ваш взгляд, должны грозить СМИ, не убирающим вовремя экстремистские высказывания пользователей со своих страничек?
Б. Р.: Ответственность за разжигание межнациональной розни уже прописана в Уголовном кодексе. В ст. 129 УК уже есть наказание за оскорбление и клевету, за экстремизм и ксенофобию. В Уголовном кодексе все уже есть. И если интернет-издания не следят за тем, что появляется на их страницах, они должны понимать, что за все их действия и бездействия придется отвечать.
А сейчас Интернет просто заполнен похабщиной, насилием, жестокостью, ненавистью, матом и всем остальным. И все это должно исчезнуть, так как терпеть такое нормальное общество просто не может, тем более в СМИ. Поэтому я поддерживаю инициативу президента и готов стать инициатором этого закона.
ВЗГЛЯД: У вас нет опасений, что редакции, боясь попасть под действие Уголовного кодекса, будут убирать вообще любые критические замечания читателей, что, по сути, приведет к самоцензуре?
Б. Р.: Я против цензуры. Нужно не цензуру вводить, а просто порядок наводить в Интернете. У нас же сейчас все прячутся за псевдонимами и пользуются законодательным вакуумом.
ВЗГЛЯД: Кроме того, президент сегодня поручил подготовить меры, позволяющие авторам предоставлять свои произведения неограниченному кругу лиц на основе свободных лицензий. Насколько эта проблема вообще актуальна в России?
Б. Р.: Дело в том, что Россия все больше интегрируется в мировое пространство, и мы должны разрабатывать не только российские законы, но и перенимать опыт регулирования Интернета, существующий во всем мире.
ВЗГЛЯД: Но ведь в нашей стране авторы страдают скорее от нелегального использования их интеллектуального труда. Множество интернет-изданий без всяких ссылок копируют друг у друга статьи и иллюстрации. Может, логичнее, на ваш взгляд, ввести какие-то нормы, ужесточающие ответственность в отношении таких вот сетевых воров?
Б. Р.: Ужесточение в отношении преступных организаций должно быть обязательным. Пока в нашем Интернете можно найти все, что угодно: и насилие, и педофилию, и киберпреступность. Поэтому этот процесс должен быть двухсторонним.